Через Искусство имеем Свет

Предложенная тема заставила меня глубоко задуматься. И о чем, собственно, можно было бы писать? Я засел за интернет, на запрос «через искусство имеем Свет» возникла гиперссылка «Рерих Н.К.», затем – книги, иллюстрированные фолианты, знакомство с семьёй, Еленой Ивановной и Святославом Николаевичем Рерихами, посещение Русского музея, прочтение отрывков из книги «Цветы Мории». И передо мной открылась доселе неизведанная планета.

Целый непознанный мир полный ярких «космических» красок, мир, полный познания, самосовершенствования, трудолюбия и высокого творчества.

«Осознание красоты спасет мир». Будучи не только живописцем, но и ученым, археологом, историком, Рерих отстаивал свои убеждения о необходимости сохранения культурного наследия, вкладывая в понятие культура средоточие лучших достижений искусства науки и религии как проявление высшей творческой деятельности человека. Он также называл искусство международным языком, понятным всем, объединяющим, примиряющим, делающим нас, таких разных, более близкими и понятными друг другу, делающим нас народом. «Искусство – сердце народа», – писал Н.К. Рерих.

Вот эту, ставшую близкой мне мысль я и хотел бы проиллюстрировать на примере народной музыки – искусства, наиболее понятного мне, ученику 6 класса школы искусств им. Свиридова по классу народных инструментов – балалайке.

Не буду писать о себе, я еще не достиг того мастерства, чтобы называть свою игру искусством, но я не перестаю восхищаться таинством рождения музыки настоящими мастерами игры на народных инструментах. Рождение народной музыки – это целый культурный пласт, о необходимости сохранения которого говорил Н.К. Рерих. Ведь чтобы сейчас мы могли услышать уникальное звучание старинного русского мотива, передающего суть русской души, переливы русской природы, особенности быта наших предков, не один десяток поколений бережно хранил и передавал тонкости производства этого инструмента. За несколько столетий изменялись его форма, звучание, технологии проклейки, обработки, много раз изменялись и отметались различные усовершенствования, пока не выкристаллизовалась та знакомая нам с детства балалайка – три струны, без которой не обходилась ни одна русская народная сказка, ни один праздник.

А если вспомнишь первые такты народной песни «Коробейники», слова для которой написал Н.А. Некрасов: «Эх, полным полна моя коробушка есть и ситцы и парча…», то душа развернётся и сожмётся, отзываясь на безудержную мелодию, в которой вся краса русской природы, ширь наших просторов, мощь и размах белокаменных церквей, непредсказуемость русской души.

Но всегда ли балалайка была так популярна на Руси? У простого народа – да. Но были и периоды, когда она подвергались гонениям церкви, и периоды пренебрежительного отношения к народной музыке. Балалайка всё равно выжила и расцвела в XIX веке. Немало этому способствовал В.В. Андреев, русский музыкант, родившийся в Тверской губернии, окончивший Петербургскую консерваторию и всецело посвятивший себя возрождению и популяризации народных музыкальных инструментов. Андреев писал: «Когда я начинал свою работу для создания великорусского оркестра, я чувствовал себя как одинокий человек в первобытном лесу, прокладывающий новую дорогу. Надо было выбрать размеры каждого инструмента, входящего в состав оркестра, усовершенствовать их в звуковом отношении, сохранить в неприкосновенности их народные черты и в особенности выработать приемы игры на них. Наконец позаботиться о литературе, которой не существовало». Под руководством Василия Андреева оркестр балалаечников возродил виртуозную игру на этом инструменте. Казалось, сам русский народ был поражен возможностям балалайки. Коллектив триумфально гастролировали во Франции, Германии, Англии, Америке. Ф.И. Шаляпин сказал о В.В. Андрееве: «Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротиночку – балалайку. От твоей заботы и любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир…». Это ли не яркое подтверждение слов Н.К. Рериха об объединяющей силе искусства, для которой нет языковых границ, которая останавливает войны и распри, которая возвышает душу и делает мир лучше?

И сейчас, слушая и наблюдая рождение музыки на концертах нашего школьного оркестра народных инструментов, я словно прикасаюсь к тому Свету, который делает нас чище, объединяет и наполняет нас. И этот Свет остается в каждом, даже после того, как смолкнет последний звук, извлеченный из тугой струны балалайки.

​