Общее Благо
От темы защиты культурных ценностей «День Культуры -2005»
к теме Общего Блага «День Культуры-2006»
«НА ПОЛЬЗУ ОБЩУЮ»
Умение самоотверженно трудиться на Благо Общее отличает культурного человека в ряду других людей, и такое желание возникает лишь у того, кому свойственно сердечное устремление к совершенствованию. Без самосовершенствования нет Культуры, как и без качества сердечности нет культурности. Внешняя, показная вежливость (так называемый этикет) не скроет жестокосердия, и не зря говорится: бессердечие есть ничто иное, как а-культурное состояние сердца. Разве может быть культурным эгоист? Себялюбивому человеку нет дела до других, и чувство самоотверженной любви ему незнакомо, так же как и понятие Общего Блага. Но без этого нет Культуры. Недаром в Лицее, где воспитывался А.С. Пушкин и откуда вышли многие выдающиеся личности, был девиз: «На пользу общую».
ЭВОЛЮЦИЯ И ОБЩЕЕ БЛАГО
Философский аспект
Общее Благо предстает не просто в виде моральной категории, но рассматривается как онтологическое понятие, как глубинная сущность и цель пути восхождения, по которому движется медленно и постепенно эволюционирующее человечество. Понятие Общего Блага в своем высшем аспекте может быть отождествлено как с коллективным духовным опытом людей, так и с реальными внутренними достижениями индивида, в итоге получающими общечеловеческое значение.
Придавая этому понятию чисто духовный смысл, не нужно ограничивать и его чисто материальных аспектов, связанных в сознании человечества, прежде всего, с научно-техническим прогрессом, преодолением разрушительных для людей явлений природы, ростом разумного комфорта и благополучия.
Общее Благо есть духовный продукт и результат эволюции, имеющий не только земную, но и космическую сторону. Общее благо, приобретаемое на пути развития, делает предельно ясным, понятным и ощутимым для любого, даже самого простого человека жизненную необходимость совершенствования и нравственно-духовного восхождения.
Общее Благо предстает как явление несовместимое со злом, индивидуализмом и нравственной тьмой. (Ключников С.Ю. Агни Йога. Симфония. В 3-х т. - М.: Беловодье, 1997. Том. 1, с. 235).
ОБЩЕЕ БЛАГО И ПОДВИГ
"Именно этому великому народу (русскому) – писал Н.К.Рерих, – дано и великое слово подвиг. Ни в одном ином языке нет такого понятия во всей его возвышенности и поступательности.
Подвиг дан тому, кто может устремляться во имя Общего блага. Русский народ уже много раз доказал свое бескорыстие и потому он удостоен и подвига. В подвиге народ сбережет свои сокровища".
Непереводимое, многозначительное русское слово «подвиг»... Ни один европейский язык не имеет слова хотя бы приблизительного значения. Это слово означает больше, чем движение вперед, — это бесконечная и неустанная работа на Общее благо, и она имеет результатом громадный прогресс. Это и дало России ее великолепных героев. Великие дела совершаются без шума, они скромно творятся на пользу человечества. Подвиг создает и накопляет добро, делает жизнь лучше, развивает гуманность. Множество героев есть повсюду. Все они трудятся, все они вечно учатся и двигают вперед истинную культуру. «Подвиг» означает не только движение, но и терпение, и знание. (Рерих Н.К. О Вечном… – М.: 1991, с. 353).
«…ПРАВДИВУЮ КНИГУ О ПОДВИЖНИКАХ ОБЩЕГО БЛАГА»
В осознание понятия Общего Блага необходимо включить как можно больше детей – они будут думать о городах будущего. Нужно им дать правдивую книгу о подвижниках Общего Блага, но эта книга еще не написана.
Служение высшему, лучшему открывает путь познания Общего Блага. «Не наряды, не обряды, но служение человечеству».
Можно на примере служения человечеству вспомнить много имен:
привести имена подвижников – духовных водителей и примеры их самоотверженных деяний;
примеры служения Науке или самоотверженной любви к Искусству
(см. фрагмент из книги В.Г. Белинского «Любите ли вы театр?»
«Жутко слышать такие утверждения, как: "Общее благо – пустые слова". Конечно, для испепелившегося сердца и окостеневшего разума Общее благо есть пустые слова. Но просвещенное сознание понимает всю полноту своей зависимости от Общего блага.
Общее благо было и есть основа каждого Завета. Учение Христа есть, именно, учение Общего Блага, и не понимающий и отрицающий этот ПРИНЦИП отрицает и самого Провозвестника.
Можно удивляться, как люди, издевающиеся над понятием общего блага, в то же время пользуются удобствами общего блага в городах, прекрасными путями сообщения и пр.» (Из писем Елены Ивановны Рерих)
В МИРЕ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ
- Понятия Учитель и Общее Благо – неразделимы.
- Нас ведут учителя, и мы стремимся к совершенству в нашем почитании учителя.
- Учитель поднимает достоинство духа.
- Сердце Учителя живет подвигом.
- Мысли о великих Учителях вырастут легче, когда понятие учительства будет накрепко осознано.
ЗАДАНИЕ УЧАЩИМСЯ
I. Дополнить перечень высказываний великих людей о ПОДВИГЕ и САМООТВЕРЖЕННОСТИ.
Подвиг – героический, самоотверженный поступок
Самоотверженный – жертвующий своими интересами
ради других, ради общего блага (Словарь русского языка).
- ПОДВИГ рождается чистыми мыслями.
- Отсутствие сострадания делает человека негодным к подвигу – такие души лишены мужества.
- Жизнь обывателя кончилась – началась заря подвига.
- Подвиг есть осознание необходимости.
- Побольше сознания подвига без ожидания личных выгод. Неужели героем называется воин, идущий в бой полный ожидания награды?
- САМООТВЕРЖЕННОСТЬ не может быть повелена. Когда дух, не щадя себя, болеет за других, он действует свободной волей.
- Сердце живет самоотвержением. Крепко сердце, когда оно заботится о будущем, не думая о себе.
- Цель и смысл существования — стремиться за пределы известного наверх и помочь друг другу.
- Желание помощи есть корень самоотвержения.
- Возможен ли подвиг без восхищения? самоотверженность без радости? и мужество без восторга?
II. Вопросы для размышления:
1. С точки зрения Общего Блага – блага общества, – какие общие интересы, общезначимые задачи должно защищать и решать государство? (Защита независимости и самостоятельности государства, качественное медицинское обеспечение, доступность всех уровней образования, защита материнства и детства, транспорт, связь, энергообеспечение и т.д.)
2. Благо семьи, коллектива, государства – как ступени развития личности на пути к Общему Благу в масштабе человечества.
3. Как Вы понимаете выражения: «Красота Блага» и «Возвышающая сила творения Блага»?