День Культуры 15 апреля 2024 года

в общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга

«Дума о Культуре есть врата в будущее»

К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха

 

 

Обращение к организаторам Дня Культуры

Пока Культура лишь роскошь, лишь пирог праздничный, она еще не перестроит жизнь. Может ли сознание среди каждодневности обойтись без книг, без творений красоты, без всего многообразного Музейона – Дома Муз?

Н.К. Рерих. ТВЕРДЫНЯ ПЛАМЕННАЯ

Большая радость видеть, что сердца ваши горят при мысли о Культуре, и действительно, мы должны собрать всю нашу твердость духа, чтобы защитить нахождения Культуры, так сейчас пренебрегаемые среди водоворота механической жизни. Мы должны найти лучшие формы взаимных дружеских сношений и обмена творческими достижениями.

Н.К. Рерих. ВЕХИ КУЛЬТУРЫ

 

9 октября 2024 года исполняется 150 лет со дна рождения выдающегося деятеля русской и мировой культуры Николая Константиновича Рериха. В России и во многих других странах запланирована большая культурная программа, посвященная этому знаковому событию.

Творчество Николая Константиновича было универсальным: художник, писатель, ученый, путешественник, крупный общественный деятель. Он обладал редким даром оценивать сложнейшие социальные явления в широком планетарном аспекте. Его глубоко волновали многие проблемы века – войны, безработица, упадок культуры и нравственности во многих странах. Он остро чувствовал кризис, в который вступал старый мир, и видел свое призвание, в борьбе за преобразование жизни на Земле.

Рерих стоял в ряду тех деятелей культуры, которые творили не только для настоящего, но и для будущего и, устремляясь к будущему, он неустанно дерзал в искусстве, в науке, на общественном поприще. Вся его жизнь, как отмечала Елена Ивановна Рерих (жена и единомышленник великого художника), была подвигом «во всей его суровой красоте», подвигом «полного самоотречения» во имя благополучия народов всей земли.

Литературное наследие Николая Константиновича содержит размышления о задачах науки и искусства, о текущих общественных и политических событиях. Особое внимание уделялось этике и ее закономерностям. Он с различных сторон рассматривал такие нравственные категории, как бесстрашие, доверие, благожелательность, любовь, подвиг и такие отрицательные, как эгоизм, страх, жестокость, пессимизм, лицемерие, злословие. При этом Рерих считал обреченным на гибель общество, построенное на власти денег, этих, по его выражению, «расписках срама современного мира». В оценках поведения человека обязательными для него были вполне осознанное намерение и общеполезность: «Каждый труд должен быть обоснован. Цель его должна быть ясна... Если труженик знает, что каждое его действие будет полезно человечеству, то и силы его преумножатся и сложатся в наиболее убедительном выражении. Труд всегда прекрасен. Чем больше он будет осмыслен, тем и качество его вознесется и сотворит еще большее общественное благо...» Николай Константинович настаивал на необходимости разработки для детей особого курса этики. Ведь именно воспитательную роль красоты он почитал величайшей ценностью: «Мы говорили о введении в школах курса этики жизни, курса искусства мыслить. Без воспитания общего познания прекрасного, конечно, и два названные курса останутся мертвою буквою... Живые понятия этики обратятся в мертвую догму, если не будут напитаны прекрасным».

Рерих интуитивно предугадал необходимость тех перемен, важность которых сегодня возросло с еще большей остротой. Он писал об основополагающей роли культуры в духовном развитии человечества, показывая те отрицательные последствия, которые могут возникнуть в обществе, пренебрегающем духовными ценностями и культурным наследием. Он обращал внимание на единство Земли и Космоса, предупреждал об опасности экологического кризиса, разрыва гармонических отношений с природой. Н.К. Рерих верил в безграничные возможности творческого развития человека, развития его способностей, увеличения потенциала психической энергии, раздвигающей представления о пределах человеческих возможностей.

В 1930-е годы, предчувствуя наступающую угрозу войны, Н.К. Рерих разрабатывает проект специального Пакта по охране культурных ценностей во время войн и в мирное время. Пакт Рериха заключал в себе большое воспитательное значение. «Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества».

Интерес к идеям и творчеству Н.К. Рериха сегодня объясняется тем, что он создал уникальную модель и стратегию преображения действительности и самого человека. В его концепции человек предстает как носитель активного высокодуховного, творческого начала, движущего космическую эволюцию. Центральное место в концепции культуры Н.К. Рериха занимает категория красоты, рассматриваемая с позиций космизма.

Понимая культуру как почитание света, творческого огня, как синтез Знания и Красоты, как определяющее начало развития общества и каждого человека, Рерих видел в ней спасение от разрушений и войн и основу для лучшего будущего, считая культуру профилактикой всех бед человечества. Он писал: «Истинная эволюция совершается лишь на основах Знания и Красоты. Лишь ценности Культуры дадут разрешение труднейшим житейским проблемам. Лишь во имя ценностей Культуры человечество может преуспевать. В самом корне этого священного для нас понятия заключено все почитание Света, все служение Благу. Именно понятие Культуры предполагает не отвлеченность, не холодную абстракцию, но действенность творчества, оно живет понятием неустанного подвига жизни, просвещенным трудом, творением. Не для нас самих, ибо мы уже это знаем, но для подрастающих поколений повторим, что во все лучшие периоды человеческой истории возрождение и расцвет создавались там, где вырастала традиция почитания Культуры» [Знамя Мира. – М.: Междунар. Центр Рерихов, 2005. С. 72]. «Знание лежит в вашем духе, в вашем сердце, сумейте разбудить его. Устремление к Красоте будет ключом к нему. Знание это лежит в каждом устремлении к Общему Благу. Знание это рассыпано во всех Великих Учениях, дававшихся миру. Знание это разлито в каждом проявлении Космоса, и, лишь разучившись наблюдать космические явления, люди утеряли ключ ко многим тайнам Бытия, которые могли дать им понимание причин всех ныне происходящих бедствий» [Рерих Н.К. Держава света. Священный дозор. – Рига: Виеда, 1992. С. 38]

Николай Константинович был истинным подвижником. Огромная воля, страстное желание принести свои знания и талант на алтарь мировой цивилизации отличают весь его жизненный путь. В наше время, когда не прекращаются войны и вооруженные столкновения в разных регионах, когда над человечеством нависла угроза экологических катастроф, а также деградации духовной культуры, тревоги Рериха о судьбах землян, поиски им путей к оздоровлению жизни на нашей планете становятся особенно актуальными.

Классный час, посвящённый жизни и творчеству Николая Рериха,
пройдёт во всех школах Алтайского края

 *     *     *

Предлагая День Культуры 15 апреля 2024 года посвятить юбилейной дате Николая Константиновича Рериха, мы призываем всех, кто искренне осознает ключевую роль Культуры в развитии человечества и построении мирного, созидающего будущего, объединиться в этот день в утверждении гуманистических идей нашего великого соотечественника.

Сколько бы ни говорилось о Культуре, но «только по делам познается человек», поэтому, обязанность каждого, для кого просвещение и культура не пустой звук, по мере сил бороться в своей области с невежеством и бескультурьем, проявляя волю в действии.

К таким людям, безусловно, относятся все организаторы и участники ежегодного Дня Культуры 15 апреля, целью которого является способствовать:

 пониманию обществом истинного значения Культуры – как почитания Света (духовного начала), как единства Искусства, Науки и Религии – всего священного, познавательного и прекрасного;

осознанию значения корректирующей функции Культуры в развитии общества;

признанию приоритетной роли духовно-нравственного и эстетического воспитания в социально-экономической политике государства и жизни общества;

воспитанию и развитию у подрастающего поколения чувства прекрасного, утончённого, расширенного сознания;

объединению людей в устремлении к духовному совершенствованию, к творческому, деловому сотрудничеству.

Нужно учесть, что такая объединительная работа вокруг Культуры проходит в период все более углубляющегося кризиса духовности и вопиющего бескультурья, расцветающего на фоне торжествующей массовой культуры; ее постмодернистские умонастроения несут на себе печать разочарования в идеалах и ценностях и порождают цинизм. Но прекрасные образы ведут энтузиастов просвещения, и для них выражения: «Посев Культуры как противоядие» и «Знамя Мира, как маяк в бурю» – не риторика, но руководство к действию.

Крайне важно обсуждать с молодым поколением – о значении самой Красоты, о том, что является Прекрасным и какие явления в жизни относятся к безобразным, уродливым, пошлым. Необходимо пополнять знания в области эстетики, осознав значение образа и усвоив, что такое правильное воображение, которое формируется любовью к Прекрасному, вниманием к природе и искусству, народному творчеству. При этом важно помнить, что в основе всякой деятельности по воспитанию и самовоспитанию лежит работа над привычками, что за этими малыми действиями идут большие. Нужно также осознать, что огонь духа поддерживается любовью к Красоте и что без действенной любви к Прекрасному нет путей преображения.

Успех движения Культуры, с точки зрения организаторов школьного праздника Дня Культуры, зависит от степени вовлеченности детей в этот процесс постижения культурных ценностей человечества, от устремленности и чистоты детского сердца, во много раз превышающего запас доброты и искренности многих умудренных жизненным опытом взрослых. И так как это дело трудное, требующее усилий, многих знаний и устремления к красоте – к нему оказываются готовы далеко не все педагоги и организаторы. Тот, кто подходит к этому вопросу впервые, понимает, как это не просто – организовать праздник, посвященный утонченной Культуре.

Нельзя не отметить некоторые особенности организации этого Праздника, отличающие его от многих других общепринятых школьных событий.

День Культуры как метод приобщения подрастающего поколения к Прекрасному, не является очередным мероприятием развлечения и увеселения, но определяет день, когда, по словам Н.К. Рериха, «во всех школах и образовательных обществах одновременно, просвещенно напомнят об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни», т.е. праздник этот провозглашает торжество Знания, Подвига и Красоты.

Одна из организационных особенностей праздника Дня Культуры заключается в том, что он проводится всеми участниками в один день (в данном случае 15 апреля), что способствует объединению общих усилий в воспитательном процессе, созданию атмосферы торжественности и единения людей в мыслях о Культуре, в их действенном устремлении к высшему, светлому началу.

Важно также отметить, что День Культуры как сознательное объединение людей в утверждении культурных ценностей проходит под Знаменем Мира, символизирующим Вечность и Единение (на белом фоне в круге три соединенные амарантовые[8] сферы – единство прошлого, настоящего и будущего в кольце Вечности, или: синтез искусства, науки и религии в круге общечеловеческой Культуры). Еще в 1935 году при подписании Пакта Рериха – «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» – Знамя Мира было утверждено как отличительный знак защиты культурных ценностей (Знак Культуры).

Отмечая специфику проведения Дня Культуры, необходимо подчеркнуть, что в его основе заложен принцип добровольности – когда все организаторы будут сами убеждены в том, насколько нужна и жизненна программа культуры как оздоравливающее начало. Следовательно, День Культуры не должен быть превращен в формальность, когда нет искренности, когда нет убежденности в правильности и крайней необходимости собственной деятельности.

Для достижения поставленных целей при организации Дня Культуры принципиально важным является этап подготовки, который можно запланировать задолго до самого праздника, включающий в себя мероприятия, способствующие актуализации у юного поколения высоких эстетических чувств, развитию художественного вкуса, утверждению в сознании духовно-нравственных основ жизни. При проведении самого Дня Культуры на первый план выходит особая торжественность момента, когда всех участников Праздника объединяет возвышающее чувство единства в мыслях о Культуре, в действенном соприкосновении с лучшими достижениями человеческого творчества в его бесконечном устремлении к Знанию и Красоте.

Многое можно сделать полезного таким путем для мира, для Культуры, дать толчок к развитию, к росту, и как утверждал Н.К. Рерих, «вовсе не надо ждать всемирного признания. Начало общего Блага и Красоты творится во всяком размере, сохраняя свой животворный потенциал».

Трудно найти слова, чтобы выразить признательность учителям, чей сердечный отклик на зов о Культуре и совершенствовании пробудил у своих подопечных прекрасные струны «эоловой арфы» – чистой детской души.

Так, малыми средствами, в каждодневности, можно осуществлять борьбу с воинствующим бескультурьем: с невежеством – противопоставляя ему красоту Знания и знание о Красоте; с пошлостью – являя юным прекрасные примеры духовного творчества; с косноязычием – показывая, как творили великие деятели, поведав об утонченной простоте их языка, которая приходит лишь с чувством гармонии.

Несмотря на сложные процессы, происходящие в обществе, не будем забывать, что забота о культурном развитии детей – нравственном и эстетическом, об их здоровье, как физическом, так и духовном, является самой главной задачей, так как они – дети, подростки, все молодое поколение – вместе с взрослыми остро переживают трудный период становления нового общества и готовятся своим трудом творчески преобразовывать этот мир.