День Культуры 15 апреля 2017 года

«Эволюционная роль труда. Труд как культурная ценность»

 Оглавление

I. В труде – эволюция

II. Труд как генератор жизненной энергии

III. Необходимые качества труда

IV. Труд и массовая культура

Заключение

Рекомендации

Приложения

I. В труде – эволюция

Памятник Петру I («Царь-плотник») на Адмиралтейской набережной в Санкт-Петербурге

Включение темы эволюционной роли труда в перечень обсуждаемых сегодня вопросов можно считать чрезвычайно актуальным, поскольку прежде всего необходимо определить именно те основы и ценности, опираясь на которые человечество получает возможность развития и отрицая которые оно впадает в хаос, разложение и самоистребление. При этом развитие понимается не просто как любое качественное или иное изменение, но прогрессивное изменение, т.е. совершенствование, которое невозможно определить без ответа на вопрос о цели и смысле человеческого существования. Об эволюции, ее целях и назначении передавали знания людям лучшие представители человечества на протяжении всей истории, определяя направления развития общества. В материалах, издаваемых в помощь участникам движения Культуры, неоднократно подчеркивалось, что Знание и Нравственность, Духовность и Красота – те вершины, к которым не только достойно стремиться, но это определено и самими законами мироздания. И именно труд лежит в основе достижения всех вершин культуры, будь то результат творческой деятельности человека или усилия по самосовершенствованию личности.

Смещение на периферию всеобщего сознания активно-позитивного отношения к труду как важнейшей духовной ценности и потребности личности привело к тому, что в российском обществе, в том числе у выпускников большинства школ, отсутствует ориентация на трудовой образ жизни. Необходимо вернуться к пониманию того, насколько значим труд в жизни человека и общества. В своих научных публикациях выдающиеся социальные мыслители современности «бьют тревогу, связывая с кризисом труда самые негативные последствия для общественного развития» [1].

В последнее время все более становится очевидным, что игнорирование духовно-этических основ человеческого существования ведет общество к хаосу и саморазрушению, и это требует обратить особое внимание на укрепление в сознании людей нравственных установок, в том числе осознанного отношения к труду.

Рассматривая эту проблему с точки зрения историко-культурологического подхода, необходимо отметить, что обязанность трудиться, этика труда утверждается и обосновывается всеми религиозными положениями и работами крупнейших мыслителей. «Все вещи – в труде», – говорил Экклезиаст (Еккл. 1.8).  Апостол Павел вспоминал, что ни у кого не ел хлеба даром, но «занимался трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас… Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (Фес.3.11). Ориген подчеркивал, что «Бог создал человека существом, нуждающимся в труде», св. Иоанн Златоуст писал: «Не станем стыдиться ремесел и будем считать бесчестием не работу, но праздность», св. Василий Великий приравнивал труд к выполнениям заповедей Господних.

На Руси отношение к труду считалось одной из важнейших мерок нравственного здоровья человека, его способности к жизни в обществе. Труд оценивался в моральных категориях, ибо воспринимался как «подвиг», составная часть аскезы, формирующей и совершенствующей душу, воспитывающий самодисциплину. Поэтому преподобные Кирилл Белозерский и Иосиф Волоцкий были простыми работниками, кололи дрова; до нас дошли рабочие инструменты преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Патриарх Никон во время строительства Новоиерусалимского монастыря подносил кирпичи на своды храма вместе с каменщиками. Не случайно в древнерусских источниках «трудниками» называли подвижников.

В XVII веке чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский, ставший основоположником научной педагогики, утверждал, что «особенно необходимые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде». Он считал, что дети должны уметь переносить всякий честный труд, чтобы не стать «нелюдимыми или мизантропами, тунеядцами, бесполезным бременем земли» ("Великая дидактика", гл.23, VII).

Наиболее полно и фундаментально идея трудового воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX в. в социальном и педагогическом аспектах была рассмотрена К.Д. Ушинским в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении». Эта работа имеет огромное значение для понимания не только его педагогических, но и социально-философских позиций. В этой статье К.Д. Ушинский приводит яркие исторические примеры того, что труд «действует обратно на человека не одним удовлетворением его потребностей и расширением их круга, но собственной своей, внутренней, ему одному присущей силой, независимо от тех материальных ценностей, которые он доставляет. Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья. Это животворное влияние имеет только личный труд на того, кто трудится».

Труд становится стержневым фактором для развития отдельного человека. К.Д. Ушинский утверждал, что если у человека не окажется своего личного труда в жизни, то он теряет саму возможность человеческого существования:

«Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад. Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что, если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо потому, что труд – личный, свободный труд – и есть жизнь».

Советский педагог, писатель и публицист В.А. Сухомлинский в своей работе «Сердце отдаю детям» также отмечал духовную составляющую процесса труда:

«Труд, в котором человек достигает совершенства, утверждает личность, является могучим источником воспитания. Чувствуя себя творцом, человек хочет стремиться быть лучше, чем он есть.

Трудно переоценить значение того, что уже в годы детства, на пороге отрочества человек осознает свои творческие силы и способности. В этом осознании – самая сущность формирования личности».

В свою очередь, и выдающийся советский педагог А.С. Макаренко в «Лекциях о воспитании детей» утверждал, что человек должен получать удовольствие от труда, «относиться к работе с любовью», труд должен быть «основной формой проявления личности и таланта». Он считал, что человек получает духовное развитие от труда, что труд должен быть творческим, «в трудовом усилии воспитывается ... нравственная подготовка», и что труд является необходимым фактором воспитания в педагогической системе.

В контексте этого вопроса невозможно обойти вниманием уникальный педагогический опыт Заслуженного учителя России, академика Российской академии образования М.П. Щетинина:

«В юности, отрочестве остро ощущается стремление к самоутверждению. Осознание своей сущности открывает путь к реализации своего «я». Надо, чтобы каждый ребенок усвоил сердцем и умом, увидел в конкретных делах, существом своим почувствовал, что его рост, признание, расцвет сил, ума, таланта – в масштабах его труда на общую пользу, в преобразовании общественной жизни. Быть человеком – значит не потреблять, а творить жизнь, созидать для других. ... Вся познавательная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы ребёнок не готовился жить, а жил. Лёгкие не готовятся дышать, они дышат. Дети не должны готовиться жить, они должны жить здесь и сейчас. … Поэтому единственное, в чём мы можем ребёнку помочь – мы помогаем ему реализовать себя, со всей его безмерностью, в этом текущем времени, найти язык и способы, как эту безмерность, свой космизм проявить. Сегодня, как в вечности.

Умение работать. Причём крайне важно работать "за так". Ни в коем случае не за деньги. Дети должны расти в системе добротворения, они должны отдавать – не получать, а отдавать. Мы сами много строим не потому, что мы бедные. Да, у нас нет денег, да, мы нуждаемся в них. Но мы строим и стараемся строить как можно красивее. Это строят дети: они и каменщики у нас, они и монтажники, и кровельщики. Они делают всю работу. Не с рукой протянутой ребёнок должен стоять, напротив, он должен быть в процессе «даяния» тому, кто нуждается. Если ребёнок отдаёт, тогда он растёт. Ведь отдавая себя, обретаешь в себе всё». (Кольцов Ю.В. Школа академика М.П. Щетинина. Попытка встретиться.)

К сожалению, в социуме чаще встречается отношение к труду как к обременению и даже как к наказанию, бытует страх перед трудностями. Людям трудолюбивым, труженикам даются пренебрежительные прозвища, подчас граничащие с цинизмом. Так сложилось в веках, что труд был опозорен рабством, и многие еще воспринимают труд как проклятие. И как следствие, сегодня, наряду с добровольным трудом, существует труд принудительный и труд вынужденный. И если в случае с принудительным трудом о гуманистической функции его говорить не приходится, то вынужденный труд может быть все же облагорожен правильным к нему отношением, где возможно творчество, так же, как и в труде добровольном.

Тема Труда так же необъятна, как и тема Культуры.

В общепринятом понимании, труд характеризуется как целесообразная деятельность человека, как работа, требующая умственных и физических усилий, напряжения. В некоторых источниках добавляется: «…целесообразная деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей», – в таком контексте речь идет об общественно полезном труде. Лишь посредством труда можно осуществить эволюционные преобразования в обществе и в самом человеке.

Сегодня, когда в обществе и в мире происходят качественные преобразования, необходимы новые подходы к осознанию многих понятий, особенно таких фундаментальных, которыми являются Культура и Труд. Самоотверженный труд на Благо общее лежит в основе культуры и эволюции. Всем усилившимся разрушительным тенденциям в современном мире противопоставить можно только сознательный целеустремленный труд и самые активные действия по утверждению в жизни принципов культуры. Об этом говорилось в свое время при подготовке международных документов по утверждению принципов Знамени Мира. «Мы строим Культуру, – писал инициатор Пакта о защите культурных ценностей Н.К. Рерих. – В чем же строительство Культуры, как не в самоотверженном, просвещенном, прекрасном труде?» [2]

Отношение человека к труду определяет качество его сознания, вырисовывает круг его нравственных ценностей и, в конечном итоге, может служить характеристикой его миропонимания.

Воспитание в гражданах правильного отношения к труду создаст предпосылки успешного решения социальных и других проблем государства. Поэтому в российских нормативах образования Труд и Творчество, уважительное отношение к труду обозначены как базовые ценности, которые должны быть положены в разработку образовательных программ. Однако, для того, чтобы вошло в жизнь углубленное понимание труда – в его эволюционной, космической значимости, что соответствует современному научному мировоззрению, необходимы новые знания, содержащие представления о духовных законах развития человечества, о проявлениях психической энергии в процессе труда. Труд заключает в себе огонь жизни, или жизненно важную энергию. В этом состоит его спасительная функция. Отнимите у человека труд – и он неминуемо впадёт в психическое расстройство, иначе говоря, утеряет огонь жизни. Труд приносит радость и дополнительную жизненную силу –  в том случае, когда труд для человека стал естественным состоянием. Ежедневная работа со сменой видов деятельности есть накопитель жизненно важной энергии, поскольку именно смена занятий, но не бездействие приносит отдых. Об этом необходимо знать каждому человеку, поскольку эти знания облегчают жизнь и, в итоге, могут сделать человека счастливым.

Труд является насущной потребностью человека. Трудиться – значит проявлять себя в деятельности. В труде, как в реальной деятельности человека, участвуют в той или иной мере все стороны и проявления его личности.

И замечательно, когда с малых лет труд устанавливается как основа жизни, как самосовершенствование. Всякий труд дает человеку возможность усовершенствования своих качеств – в области развития чувств и развитии воли (когда требуется дисциплина в организации собственного труда), а также в области развития мышления: добиваясь качества выполняемой работы, человек тренирует свой мыслительный аппарат, утончая и обостряя мысль, развивает творческое воображение. И усвоив полезность труда в детстве, пронеся любовь к труду через всю жизнь, труженик в зрелом возрасте спасен от многих проблем со здоровьем и, в частности, от распространенных в наше время болезней мозга. Нужно отметить, что долгожители – как правило, люди трудолюбивые.

Чем более целенаправленно и согласованно люди будут мыслить, действовать, трудиться, творить, тем большего успеха достигнут в улучшении жизни и раскрытии своей человеческой и личностной природы, в познании самого себя.

В своей статье «Труд» Н.К. Рерих призывал: «Пусть будет печать нашего века широкое и справедливое осознание труда. Пусть не будет забыт каждый полезный, творящий работник. Пусть во всех государствах вопросы образования, просвещения, труда будут на первом месте».

___________________________

[1] Сидорина Т.Ю. Труд: его кризис и будущее в контексте трендов мирового цивилизационного развития. – ОНС (Общественные науки и современность). – 2016. – № 3. –  С. 23

[2} Рерих Н.К. Держава Культуры // Рерих Н.К. Держава Света; Священный дозор. – Рига: Виеда, 1992. – С. 194.

 

 II. Труд как генератор жизненной энергии

 «Жить – значит работать. Труд есть жизнь человека».

Вольтер

 Труд заключает в себе огонь жизни, или жизненно важную энергию

Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдется воля его выполнить и силы для этого. (Жюлъ Верн)

Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни. (А.П. Чехов)

Никакая иная сила не делает человека великим и мудрым, как это делает сила труда – коллективного, дружного, свободного труда. (М. Горький)

Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры. (А.С. Макаренко)

Высота культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви к труду. (М. Горький)

Труд истинный и непременно свободный, потому что другого труда нет и быть не может, имеет такое значение для жизни человека, что без него она теряет всю свою цену и все свое достоинство. Он составляет необходимое условие не только для развития человека, но даже и для поддержки в нем той степени достоинства, которой он уже достиг. (К.Д. Ушинский)

 

Главной особенностью современного энергетического мировоззрения, о котором еще в первой половине ХХ века писали такие выдающиеся мыслители, как всемирно известный ученый, академик В.М. Бехтерев и деятель мировой культуры Н.К. Рерих, а в наши дни эту тему разрабатывала в своих трудах академик Л.В. Шапошникова, можно назвать изучение свойств, накопление и сознательное использование психической (жизненной) энергии человека. Именно теперь, когда пренебрежительное отношение к созидающему труду становиться одним из основных факторов деградации общества, необходимо осознать и утверждать в жизни важнейшую роль труда в развитии человека в его физическом и психическом здоровье.

Каждый может увидеть вокруг себя проявления жизненной энергии в окружающих людях. Одни будут выглядеть активными, удачливыми, здоровыми, уверенными в себе и т.д. Другие же могут представлять вялых пессимистов, вечно недовольных и раздраженных людей, от которых хочется поскорее уйти.

Жизненная энергия – эта энергия, которая пронизывает и наполняет все клеточки и атомы нашего организма, объединяя их в единое целое, в единый целостный организм и благодаря которой мы имеем возможность проявлять свою индивидуальность, как в физическом, так и в духовном мирах. Эта энергия лежит в основе наших мыслей, желаний, действий, т.е. всего того, что можно назвать нашей жизнью. При этом индивидуальная жизненная энергия каждого человека находится в постоянном энергоинформационном взаимодействии с окружающими его людьми, Природой, Космосом. Следовательно, только благодаря жизненной энергии человек может творить свою жизнь и преображать окружающий мир.

Первоначально человек получает определенный запас жизненной энергии при рождении, а далее очень условно можно представить, что жизнь есть процесс расходования и пополнения (накопления) жизненной энергии. И чем большей такой энергией располагает человек, тем большим потенциалом и возможностями он обладает для того, чтобы сознательно создавать свою жизнь.

Как и любой другой энергии, жизненной энергии не свойственно бездействие. Ее рост и повышение ее качества напрямую зависит от ритмичного ее напряжения. А напрячь психическую энергию возможно только трудом: физическим, интеллектуальным, трудом по преображению своего внутреннего и внешнего мира. Именно труд является средством порождения и нагнетения жизненной энергии. Невозможно нагнести энергию в бездействии и неподвижности. Только движение, только действие порождает энергии.

Каким бы не казался примитивным труд, но и он способствует проявлению жизненной энергии. Если лишить человека возможности трудиться – он неминуемо утеряет огонь жизни.

Для того, чтобы приток жизненной энергии был постоянным, нужно, чтобы и труд был постоянным и ритмичным. Отдельные порывы не приведут к желаемым результатам. Только невежественное понимание может представлять какие-либо достижения без напряжения и труда. Также необходимо понимание того, что препятствия и противодействия способствуют развитию жизненной энергии лишь тогда, когда они понимаются правильно. Если же при возникновении препятствий человек, вместо того, чтобы преодолевать их, впадает в уныние и страх, то, конечно, и жизненная энергия не проявляется. Лишь в преодолении напрягаются и растут силы. Но следует соблюдать соизмеримость. Невозможно увеличить в себе запас жизненной энергии путем чрезмерного напряжения в работе или отказом от сна и еды. Если слабосильный человек перегрузит себя физической работой, то такое напряжение не приведет к лучшему результату. А педагогическая задача в том и заключается, чтобы в образовательном процессе Ребёнок постоянно находился перед необходимостью преодолевать разного рода трудности и чтобы эти трудности согласовывались с его индивидуальными возможностями. Следует подчеркнуть ещё, что дошкольное и младшешкольное детство есть наиболее благоприятный период для развития; в дальнейшем страсть к развитию природных сил слабеет, и то, что не будет достигнуто на протяжении этого периода, в дальнейшем не будет доведено до совершенства или даже, может быть, будет утеряно.

Часто человек стремится к тому, чтобы находиться вне труда, вне активной деятельности – к развлечению, к отдыху в виде ничегонеделания – не понимая, что этим нарушается ритм. Мало кто понимает, что отдых от одного труда заключается в смене на другой вид деятельности, с другим направлением мысли или занятостью наших физических органов. И обращение к искусству в своей основе должно содержать образование, а не развлечение.

Запас жизненной энергии или жизнеспособность зависит от многих факторов, но одним из основных будет правильное отношение к труду.

 

III. Необходимые качества труда

 Для того, чтобы труд был действительно накоплением сокровища психической энергии, он должен обладать известными качествами. Труд должен быть добровольный, ритмичный, сознательный и радостный.

Люди боятся каждодневной, нескончаемой работы, потому что не осознают смысла труда и смысла жизни, которая есть действие. Потому труд для многих  является принудительным и нелюбимым, и, конечно, не дает благих следствий. Нужно понять труд, как естественное наполнение жизни.

 

Труд должен быть добровольным

Для того, чтобы выстраивать гармонично развивающееся общество физически и психически здоровых людей, необходимо создавать условия, при которых труд и сотрудничество будут добровольными. Конечно, это требует, в первую очередь, осознания необходимости объединения общих усилий для принципиального изменения отношения к труду, в том числе, с самого раннего детства. Трудовое участие детей должно начинаться очень рано. С возрастом трудовые поручения должны быть усложнены и отделены от игры. Ребенок должен воспитываться так, чтобы решающим моментом в трудовом усилии была не его занимательность, а его польза, его необходимость.

Добровольность и согласие будут самым главным условием радостного и дисциплинированного труда.

 

 Сознательное сотрудничество

Если в целом труд помогает выработать важнейшие личностные качества, такие как воля, упорство, ответственность, добросовестность, наблюдательность, то труд совместный вырабатывает дополнительно еще и качества, которые способствуют сотрудничеству – дружелюбие; доброжелательность; терпимость; искренность; уважение к чужому труду, к мнению других людей; готовность помочь; отзывчивость; чуткость; благодарность и др. Эти важнейшие качества необходимы для эволюции, для утверждения в жизни принципов культуры, утверждения путей лучшего будущего.

Сотрудничество является основою жизнедеятельности всей Природы, и человек, будучи ее частью, не может выделить себя из этого закона без разрушительных последствий. Сотрудничество между людьми и Природой есть основа гармонии будущего человечества. Ошибочно думать, что сотрудничество важно только при великих и масштабных делах. Сотрудничество должно проявляться в каждодневном обиходе и стать залогом сотрудничества человека со всей Природой.

Сотрудничество является условием всей жизни. Нужно сознательное дружественное сотрудничество всегда, всюду и во всем. Нужно оставить свое "я" лишь для собственной ответственности и принять слово "мы" для всей жизни.

Настоящее время можно характеризовать как время наибольшего разъединения и только сотрудничество научит и приведет к единению. Без единения человечество не сможет преодолеть все возникшие перед ним (по вине самого же человечества) проблемы.

 

 Радость труда есть лучшее пламя духа

Трудолюбие, как качество личности, отражающее ее гуманистическую направленность, относится современными учеными к культурным ценностям, которые должны быть оберегаемые и приумножены. Человек стремится работать тогда, когда труд доставляет ему радость. Эта радость становится глубже по мере того, как человек все больше осознает свое самовыражение и самоутверждение через этот труд, свое сопричастие к общественно-полезной деятельности. Можно привести множество примеров, когда радостный труд показывал наилучшие результаты.

Каждый качественный труд дает радость не только самому труженику, но и тому, кто пользуется результатами этого труда. Такая радость может быть не велика, но может быть огромная, когда в результате широкого сотрудничества решаются общие проблемы человечества.

По мнению академика РАО Щетинина М.П., приучить детей к труду можно лишь сделав его радостным, не тяжелым для детей. Труд должен быть направлен на благо общества, чтобы дети сами захотели трудиться, видя, как делают это их товарищи, принимая труд как радость, полезное дело для других людей. Трудовая задача и ее решение должны сами по себе доставлять ребенку такое удовольствие, чтобы он испытывал радость. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд.

Особое внимание радости труда в своих педагогических трудах отводил и В.А. Сухомлинский: «Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство.

Это не значит, что труд превращается в развлечение. Он требует напряжения и упорства. Но мы не должны забывать, что имеем дело с детьми, перед которыми только открывается мир.

Радость труда не сравнима ни с какими другими радостями. Она немыслима без чувствования красоты, но здесь красота – не только то, что получает ребенок, но прежде всего то, что он создает. Радость труда – это красота бытия; познавая эту красоту, ребенок переживает чувство собственного достоинства, гордость от сознания того, что трудности преодолены.

Я добивался, чтобы дети видели в труде источник духовных радостей. Пусть человек трудится не только для того, чтобы добыть хлеб и одежду, построить жилище, но и для того, чтобы рядом с его домом всегда цвели цветы, дающие радость и ему, и людям, – чтобы уже в годы детства человек трудился для радости».

 

Ритм труда и дисциплина

Дисциплина – начало всего.

Немало можно встретить людей жалующихся на нехватку времени. Эта ложная занятость прежде всего указывает на неуменье пользоваться сокровищем времени и отсутствие дисциплины. Такие люди придумают сотни предлогов и причин для своего оправдания и не найдут часа для самого неотложного. Разве можно поручить таким людям серьезное дело?

Ежедневный ритмичный труд станет накоплением жизненной энергии и победит повседневную обыденность., т.к. качество труда, а следовательно, и удовлетворенность им, во многом, зависит от ритмичности. Но не следует путать ритм труда с суетой, представляющей собой мнимые действия, не приносящие результата. Именно суета, в конечном итоге, вызывает раздражение. Каждое ненужное, неоправданное движение и действие ведет к растрате жизненной энергии.

Также как полюбить труд можно, лишь познав его на практике, так и преимущества ритма могут быть оценены и осознаны, лишь когда он испытан в жизни и стал ее неотъемлемой частью. В противном случае можно будет услышать от теоретиков-невежд возмущения против закономерной связи ритмичного труда и накоплением жизненной энергии.

Ритмичный труд действительно станет панацеей здоровья, творческой активности и оптимизма, если он войдет в жизнь без всякого насилия, осознанно и целеустремленно.

 

Отдых – в перемене труда. Время труда и свободное время

Можно услышать мнение, что труд может быть утомителен и даже вреден для здоровья. Так говорят те, у кого жизненная энергия еле теплится и отсутствует радость жизни именно от неправильного отношения к труду.

Труд, правильно распределенный, по природе своей не может утомлять. Необходимо только понять, как правильно сменить группу рабочих нервов, – и никакая усталость недоступна. Ошибочно искать отдых в безделье. Безделье есть причина проявления усталости. Действительно, после напряжения могут заболеть мускулы, но стоит только погрузиться в безделье, и именно тогда вы почувствуете всю боль. Отдых заключается в смене труда, ведь труд может быть как физическим, так и интеллектуальным, и приобщение к различным видам искусства должно носить не развлекательный а образовательный характер.

Такой подход к организации учебного процесса полностью оправдался в педагогической деятельности академика РАО Щетинина М.П.: «Короткие, заполненные делом уроки «речевого» и «образного» циклов, поставленные в расписании по принципу смены видов деятельности, создают объективные условия для формирования у школьников привычки напряженно, с отдачей трудиться, то есть каждый новый урок является разрядкой, отдыхом от предыдущего и в то же время стимулом, подзарядкой для последующего. Вся структура учебного дня, выстраиваемая по принципу смены видов деятельности, дает возможность сохранить высокий уровень организованности учащихся, высокую продуктивность учебного труда на всех уроках».

 

IV. Труд и массовая культура

 

«…Необходимость созидания красоты как результата нашего труда связана с социальным аспектом трудовой деятельности. Ведь истинная конечная цель любого труда заключается не в зарабатывании денег человеком, производящим труд, но в созидании общей пользы для всех людей, составляющих общество».

(Православная энциклопедия «Азбука веры») azbyka.ru

 

Работа педагога, воспитателя, стремящегося приобщить ребенка к труду и культуре, где примером служат высокие идеалы, сегодня осложняется тем, что культуре труда противостоит «массовая культура» с ее индустрией развлечений. Если Культура зовет каждого к труду на пользу его собственного духовного развития и для общего Блага, то массовая культура представляет ее потребителю жизнь в забавах, извращая все высокие понятия.

И если в системе воспитания недавнего прошлого уважительное отношение к труду было одной из главных задач нравственного становления молодежи, то среди постсоветских либеральных завоеваний одним из важнейших «достижений» был свободный отказ от всякого труда. Человек труда был унижен и дискредитирован вместе с самим процессом труда. Была навязана целая философия отвращения к реальному производительному труду, который стал считаться унизительным, непрестижным занятием. Действующими лицами в кино и СМИ на первый план вышли преступники, эстрадные бездарности, экранные пошляки, литературные графоманы, денно и нощно показывающие пример умения извлекать деньги из ничего и презрительно называющие честных тружеников маргиналами.

Результаты такого целенаправленного разрушительного воздействия не заставили себя долго ждать. Была разрушена система профессионально-технического образования, абсолютное большинство выпускников школ ринулось получать высшее образование, связанное не с производственной деятельностью, а с профессиями по оказанию посреднических услуг. Стало проблематично честным трудом обеспечить достойное материальное положение.

Нельзя сказать, что результат такой политики стал неожиданным. О ее пагубности можно было постоянно слышать возмущенные голоса, но сейчас со всей практической очевидностью стало понятно, что невозможно построить передовое, прогрессивное, современное, динамичное государство руками людей, презирающих всякий созидательный труд, когда людям внушается как норма успеха стремление «сделать» деньги любым доступным способом, как правило, рано или поздно приводящее к криминалу.

В последние годы серьезность данной проблемы осознается и на уровне государства. В ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию обращается внимание на возрождение системы профессионально-технического образования, создание достойных условий труда и организацию воспитательной работы в системе образования.

Конечно, проблема неправильного отношения к труду, с точки зрения развития человека и общества в целом, присуща не только России, но и человечеству в целом.

«Что же должно делать человечество в этих случаях явной порчи основных понятий? – писал Н.К. Рерих. – Не должно ли оно немедленно очищать их и возвращать их к естественному первоначальному значению?» [1]

Надо понимать, что причиной такого несправедливого и саморазрушающего отношения к труду является пренебрежение к многовековым общечеловеческим нравственным принципам, являющимися основами существования человечества, и как следствие – утверждение главной целью жизни человека материальное благополучие. Однако в процессе труда не только рождается тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и сам человек формируется в труде. В трудовой деятельности развиваются способности человека, формируется его характер. В труде существенна не только техника труда, но и отношение человека к труду. Именно в нем заключены основные мотивы трудовой деятельности человека.

Необходимо утвердить труд как культурную ценность, как насущную потребность человека. Трудиться – значит проявлять себя в деятельности, в которой участвуют в той или иной мере все стороны и проявления личности.

Нельзя продолжать воспитывать новые поколения на суррогатах Культуры, – отмечала в своих трудах выдающийся философ ХХ века Е.И. Рерих. -  Всякий суррогат есть ложь, но лживые основы не могут явиться устоями, и потому саморазрушение и самоистребление неминуемо [2].

_____________________________

[1] Рерих Н.К. Синтез // Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. – Рига: Виеда, 1991.   С. 27.

[2]. Рерих Е.И. Письма. Том 7. – М.: Международный Центр Рерихов, 2007.  С. 394.

 

Заключение

Понимание значения труда в жизни человека, в культурном развитии общества должно закладываться с детства, чтобы труд стал насущной потребностью. О необходимости труда, о важности качественного выполнения любой работы нужно говорить с детьми с малых лет – в семье и школе творить будущих тружеников и творцов.

Именно в деятельности педагога, воспитателя заложена возможность решения проблемы, связанной с подготовкой восприятия эволюционной роли труда в развитии человека. Для этого можно успешно использовать тему самосовершенствования, близкую каждому человеку. Большинству людей свойственно стремление к улучшению жизни, развитию своих качеств.

В любви, красоте и действии заключаются пути совершенствования, и эти пути составляют основу творческого труда. Любовь, красота и действие – формула международного языка, которая всегда принадлежала искусству. Теперь ей надлежит широко войти в повседневную жизнь. Труд, имея в основе своей действия, становится творческим, когда сопряжен с любовью (к своему делу, к людям, к Высшему началу) и устремлением к красоте. Каждый воспитатель, направляя мысль к высшему, к идеалу, тем самым помогает решать проблему качества труда через красоту, активно включая ее во все виды творчества. Здесь много поможет пример красоты подвига великих тружеников, выдающиеся дела которых легли в основу сокровищницы мировой культуры.

Обращая внимание учащихся на необходимость работы над собой и указывая на определенные свойства личности и привычки, в первую очередь, следует подчеркнуть такое значимое для формирования личности качество, как трудолюбие. Привычка трудиться вырабатывается на практике с годами, но прежде надо укрепить в сознании нужное отношение к труду как основе жизни. Именно в труде эволюция. И именно в труде формируется выносливость, целеустремленность, упорство, а также такое важнейшее качество личности, как ответственность – это качество лежит в основе каждого подвига, в том числе трудового.

Воспитание таких важных качеств, как чувство ответственности, уважение к труду, преданность добру начинается еще в дошкольном возрасте через приобщение к теме Прекрасного и продолжается в начальной школе, где учитель может на каждом уроке подчеркнуть добро и красоту в любом изучаемом предмете, обратить внимание на то, что все достижения людей в науке и в искусстве, в духовной сфере основаны на Труде и высшем качестве его проявления – Творчестве. Всё это вызовет ответную реакцию, душевный отклик у ребенка, и он уже в дальнейшем самостоятельно отметит красоту в изучаемом предмете, приобретет привычку мыслить в этом направлении. Ту же работу может проделать и учитель средней школы, и  преподаватель вуза - подчеркивая в изучаемом предмете красоту достижений умственного труда. Так в самой жизни можно утверждать вечные духовные ценности, воспитывая Человека Культуры на ярких примерах красоты труда и подвига.

Таким образом, учитывая высокое воспитательное значение труда как фактора мироздания, осознавая роль труда в космической эволюции человечества, в Культуре, необходимо приложить все усилия для того, чтобы довести высокое значение труда до сознания современников, особенно до подрастающего поколения. Сознательное отношение к труду и правильное его понимание приведет к созидательной работе, тем самым будет выполняться задача воспитания творческой, духовно развитой личности – Человека Культуры, в чем и состоит главная цель образования.

Великая радость – работа,
В полях, за станком, за столом!
Работа до жаркого пота,
Работа без лишнего счета,–
Все счастье земли – за трудом!

(Валерий Брюсов)

 

Рекомендации педагогам и организаторам

праздника «День Культуры» 15 апреля 2017 года

по теме «Эволюционная роль труда. Труд как культурная ценность»

Понимая, что радость труда можно познать лишь в процессе самого труда и учитывая последствия негативного воздействия массовой культуры на сознание молодого поколения, что значительно усложняет работу педагога, тем не менее, предлагается через мероприятия, посвященные Дню Культуры, дать импульс для осознания понятия труда как основы жизни и развития человека и общества. При этом важно делать акцент на красоту труда, сотрудничества и качеств трудолюбия.

Любящее сердце педагога непременно найдет возможность заинтересовать своих воспитанников этой важной темой через многочисленные организационные формы – будь то сочинение, беседа, диспут или конкретный трудовой проект.

Учитывая, что 2017 год объявлен Годом Экологии, можно предложить учащимся, опираясь на понимание единства всего сущего, поразмышлять на тему:

«Своим трудом помогаем Природе творить на Земле красоту».

Для сочинений, бесед, диспутов, в качестве примера, приведем некоторые темы:

«Успеха в жизни, в работе добьется тот, кто не боится трудностей»;

«Как я приучаю себя к труду в ритме каждого дня»;

«С мыслью о красоте всякий труд превращается в праздник» (при обсуждении этой темы как пример для любого труда может пригодиться выражение одного прославленного скульптора: «Нужно работать не столько заботясь, сколько любуясь»)

Поможет учащимся поразмышлять о развитии качеств сотрудничества тема: «Дружбу украсит совместный труд». При этом уместно привести пример дружбы и примеры работы над собой, свойственной воспитанникам Царскосельского Лицея, где был девиз: «На пользу общую».

Проводя беседы, которые начинаются со слов: «Как вы понимаете выражение...», можно использовать пословицы и поговорки о труде.

Например: «Кто любит смолоду трудиться, тот встретит старость без забот».

Предложить учащимся самим подобрать пословицы и поговорки о труде, сотрудничестве и трудолюбии, обсудив их смысл и отметив этические стороны каждой поговорки. (В этом есть особая необходимость, поскольку в последнее время, к примеру, когда речь идет о человеке трудолюбивом, стали употреблять пренебрежительное выражение «трудоголик» вместо уважительного «труженик» – здесь особенно необходимо выделить этический аспект).

Также полезно будет обсудить, как учащиеся понимают выражение: «Дело, которому ты служишь», и предложить написать сочинение или поразмышлять вслух на тему: «Дело, которому я готовлюсь служить».

Подчеркивая важность ученического труда, полезно привести ребятам в качестве примера самовоспитания, развития качеств упорства в труде поступки героев сказок и произведений известных писателей (сказка «Упорный Юн-су», рассказ Л.Толстого "Филипок")

Книга «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара (или другие произведения современных писателей) также помогут выявить качества, которые послужат примером для подражания. Так, можно предложить сформулировать организаторские качества личности, присущие, например, мальчику Тимуру, который сумел самостоятельно, без подсказки взрослых, организовать труд своих сверстников.

Несомненно, хорошим итогом будет устное обсуждение или письменная работа на тему: «Труд как стремление к Красоте» (вариант: «Труд как служение Красоте», «Тот труд ведет к совершенствованию, который имеет в себе красоту»).

Несомненную пользу может принести подробный разбор известного выражения А.П. Чехова, посвященного труду: «Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги».

Проводя беседы о Красоте труда добровольческого (волонтерство) целесообразно вывести тему на обсуждение понятия героизм в труде («Жизнь бесталанна без героя»), При этом будет уместным подчеркнуть, что в России, едва ли не единственной стране в мире, существует государственная награда «Герой труда», вручаемая за особые трудовые заслуги перед государством и народом.

Также беседуя со школьниками о каждодневной работе как жизненной необходимости, нужно помочь им научиться воспринимать такую работу не как наказание, но как возможность к усовершенствованию своих качеств. «Стоит вложить в нее частицу сердца, и самый непривлекательный труд становится интересным и творческим», – советуют мудрые. Каждодневный труд помогает выработать важнейшие личностные качества, такие как наблюдательность, ответственность, добросовестность, воля, упорство, собранность, четкость в работе, а также качества сотрудничества – доброжелательность, терпимость, искренность, дружелюбие, уважение к чужому труду, к мнению других людей, готовность помочь, отзывчивость, признательность (благодарность) и др.

 

Работа со словом. Задание.

Составьте список эпитетов о труде, разделив лист на 2 столбика:

в одном – эпитеты о труде добровольном, в другом – о труде принудительном.

Пример из «Словаря эпитетов» (автор Горбачевич К.С.). О полезном, радостном, значительном по результатам труде:

Активный, бескорыстный, бессмертный, благодарный, благодатный, благотворный, бодрый, боевой, большой, важный, вдохновенный, великий, веселый, внушительный, вольный, воодушевленный, высокий, геркулесовский, героический, горячий, грандиозный, громадный, деятельный, доблестный, добросовестный, жаркий, желанный, живой, животворный, животворящий, здоровый, значительный, исполинский, кипучий, легкий, любимый, мужественный, напряженный, настойчивый, небесполезный, неимоверный, неуклонный, неутомимый, огромный, освобожденный, отрадный, плодотворный, подвижнический, полезный, посильный, праведный, правильный, прилежный, приятный, продуктивный, производительный, простой, радостный, ратный, результативный, самозабвенный, самоотверженный, светлый, свободный, святой, систематический, славный, слаженный, созидательный, сознательный, солидный, творческий, титанический, тонкий, увлекательный, ударный, упорный, усердный, усидчивый, честный, четкий, энергичный, эффективный

О труде подневольном: безотрадный, бесцельный, малопродуктивный, невеселый, однообразный, принудительный,  утомительный.

Подберите эпитеты к слову «труженик».

Используя толковые словари (авторов: В.И. Даля, С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, Д.Н. Ушакова, а также «Современный толковый словарь русского языка»), найдите отличия и сходство в определении слов и понятий: труд, работа, деятельность, занятие, дело, а также: служение, творчество, созидание и т.п.

Подберите синонимы и антонимы к словам: труд, сотрудничество, трудолюбие.

 

Приложения

Приложение 1

К.Д. Ушинский о труде

 

 Приложение 2

Культура и труд

 

Оргкомитет
по подготовке ежегодного праздника «День Культуры 15 апреля»
в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга

 E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.