Через Искусство имеем Свет

Любой счастливой мысли появленье
И дерзость строк, пришедших неспроста, –
Всё возникало с чувства удивленья
Всё начиналось с чистого листа. 

Стремление постичь предметов свойства,
Найти им надлежащие места –
Всё предварялось жаром беспокойства,
Всё начиналось с чистого листа.

У пульта, за роялем, на арене,
Над глиной, на подмостках, у холста –
Да что искусство – мира сотворенье –
Всё начиналось с чистого листа.
Михаил Матусовский

Воспитание человека через культуру предполагает развитие духовных потребностей в общении с природой, в творчестве, поиске смысла жизни, счастья.

Человеку хочется каждый день наслаждаться красотой, потому что в ней есть ощущение радости. И, несмотря на материальные или иные трудности, которые подстерегают общество, должна быть обеспечена защита интересов и прав ребёнка как личности – обеспечение условий для его творческого и духовного развития.

К искусству можно отнести художественное творчество, такое как литература, архитектура, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино.

Культура же – сфера духовной жизни человека, включающая в себя исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в создаваемых им духовных и материальных ценностях.

С древности русские люди любили праздники, умели отдыхать и веселиться. Особенно привлекали их ярмарки, где собирались толпы народа, которые не только торговали и покупали, но и устраивали весёлые пляски. Постепенно на ярмарках разыгрывались уже целые кукольные представления, в которых артисты «на верёвке ходя, танцуют, на воздухе прыгают, на лестнице ни за что не держась, в скрипку играют, а лестницею ходя, пляшут, безмерно высоко скачут и другие удивительные вещи делают».

Приезжавшие в Россию поражались тому, как русские поют. Пели на работе, в поле, на свадьбах, во время праздников и застолья. Пели все: даже бурлаки на Волге, солдаты в походах. А как пели в русской деревне!

Были песни времён революции. Грозными и мощными они призывали к борьбе: «Вихри враждебные веют над нами, тёмные силы нас злобно гнетут...! А какие интересные песни звучали во время Гражданской войны: «Каховка, Каховка, родная винтовка...», «По долинам и по взгорьям...»

Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в песенном репертуаре. Великий народ создал великие песни. «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой...». С этой песней русские люди шли умирать за Родину. И до сих пор эти мелодии волнует сердца людей. Любимые для многих песни «Тёмная ночь», «Катюша», «Синий платочек», «Землянка», «Ладога» – все эти песни объединили страну, превращая самых разных людей в единый народ, и именно это помогло выстоять и победить в страшной войне, восстановить разрушенное.

Мама мне рассказывала, что в её школьные годы дети тоже пели. У них были свои пионерские песни, которые звучали во время походов, у костра, по дороге куда-нибудь.

А что сегодня? «Нас не догонят», «Шоколадный заяц» – это песни однодневки. Слушая песни сегодня, я не могу их понять. Мелодия на один мотив, слова заучить трудно. А я люблю петь! В нашей школе есть «Музыкальная гостиная» (преподаватель Костина Наталья Валентиновна), где каждый может выучить песню и петь её. Я уже неоднократно выступала перед ветеранами-блокадниками, участниками Великой Отечественной войны и родителями.

А как замечательно украшали свою жизнь русские люди раньше. Оренбургские пуховые платки и расписная деревянная посуда из Хохломы, Вологодское кружево и Гжельская керамика, Дымковская глиняная и Богородская деревянная игрушки, Заборские и Семёновские матрёшки – всё это искусство русских мастеров, которые сегодня, благодаря энтузиастам, возрождаются. В Этнографическом музее проводятся мастерские для ребят с целью показать и научить создавать своими руками простые и очень интересные вещи. На уроках технологии в школе (учитель Толстых Елена Михайловна), в кружках девочки учатся вязать, шить. Интересно проходят у нас занятия в кружке «Цветы России» (руководитель Николаенко Татьяна Борисовна). У многих народов цветы являются обязательной частью национального костюма. Хорошо, что мода на искусственные цветы вернулась. Их используют не только для отделки платья, костюма или шляпы. Декоративные цветы служат для оформления витрин, сцен, украшения интерьеров.

Народное искусство было теснейшим образом связано с бытом и архитектурой. Печи обкладывались затейливыми многокрасочными изразцами или же расписывались по побелке. Деревянные хаты украшались резными коньками на крышах, крыльцами и наличниками окон с красивой и сложной резьбой. Для каждой местности, для каждого народа характерны свои традиционные узоры, свои орнаменты, свои особые предметы. Мне очень нравится удивительный музей, который создан в честь литературного героя Самсона Вырина – героя повести А. С.Пушкина «Станционный смотритель». В музее представлена богатая коллекция предметов быта, народного творчества, история развития российской почты.

Нас время мчит неумолимо,
И пусть ты целый день в пути,
Не проходи, проезжий, мимо,
Остановись и посмотри.
Отбрось минутные волненья,
Побудь немного в тишине,
И через несколько мгновений
Ты прикоснёшься к старине.

Мы также часто бываем в музеях с классным руководителем Кудряшовой Викторией Владимировной. Первыми посещениями были «Музей Воды», где для детей раскрывается значимость воды для всего живого на планете. Были в «Музее двух полюсов» («Музей Арктики и Антарктики»), потом были в «Этнографическом музее», Эрмитаже, «Музее железнодорожного транспорта», в «Русском музее», а в этом году посетили ЦНИГР музей им. Чернышёва, где собрана огромная коллекция камней и минералов.

А как интересно просто погулять по городу, узнать историю памятников. Возвращаясь домой после посещения музея-квартиры Н. А. Некрасова, мы проходили мимо собора и обратили внимание на интересную ограду. Виктория Владимировна рассказала нам, что этот собор Преображения Господня был построен как церковь гвардейского Преображенского полка, ведущего свою историю от «потешных» войск Петра I. Собор окружён оригинальной оградой. На гранитных постаментах – по три на каждом – стоят стволы пушек, соединённые между собой цепями. Пушки перевёрнуты дульными срезами вниз, чтобы подчеркнуть их непригодность к военному использованию, а стенки стволов просверлены. Всего в устройстве ограды использовано 102 бронзовых ствола трофейных турецких пушек. Это боевые трофеи, захваченные русскими войсками при взятии турецких крепостей и в ожесточённых полевых сражениях в ходе русско-турецкой войны 1828-1829 голов. Созданная по замыслу Стасова ограда собора является своеобразным памятником боевой славы русского воинства.

А как интересно бывать в театре! Театр оказывает огромное влияние на человека. – это удивительное явление в жизни любого народа. Театр всегда связывается с необыкновенным зрелищем, чудесной сказкой, потому что, сидя в зрительном зале, ты очаровываешься волшебством сценического действия и ждёшь счастливого конца. Сейчас я бываю в театре, в основном на спектаклях, поставленных по произведениям, изучаемых в школе. В этом году всем классом посмотрели спектакли по пьесам Д. И. Фонвизина «Недоросль» и Н. В. Гоголя «Ревизор». После просмотра спектакля легче понять произведение, которое мы читаем на уроках литературы.

Работая над проектом «Петербург и Отечественная война 1812 года», ребята нашего класса сами фотографировали многие памятники нашего города, создали интересную презентацию на эту тему. В этом году День Культуры, который ежегодно отмечается 15 апреля, совпадает с большим православным праздником – Пасхой. Во всех храмах, церквях и соборах будет звучать колокольный звон. Музыка колокольных звонов также является своеобразным искусством, способным передать различные эмоциональные состояния человека. Колокольные звоны – это голос народа, подлинное духовное творчество, наша национальная ценность.

В заключении хочу сказать, что через искусство к людям приходит радость, хорошее настроение, умение что-то сделать своими руками, понять другого, одним словом Искусство несёт Свет.

​