Прекрасное и нравственное неразделимы

«Всё, что прекрасно, – нравственно»
Гюстав Флобер

Прекрасное относится к эстетике, нравственное – к этике. Этика и эстетика неразделимы и всегда идут рядом. Еще Платон и Аристотель ввели термин калокагатии (гармоничное сочетание физических и нравственных достоинств). Но почему красота и добродетель всегда должны быть тесно взаимосвязаны? Возможно потому, что красота без нравственного начала (то есть только внешняя) быстро увядает, не оставляя после себя ничего. У красивой обертки должно быть не менее выдающееся содержание, иначе грош цена такому изделию. Эта формула применима ко всем сторонам искусства и во многом к нашей обычной жизни, где столько людей по-прежнему гоняется за яркой упаковкой, не стараясь разглядеть то, что внутри.

А есть ли что разглядывать? Маркетологи и пиарщики всех мастей уже давно разгадали свойство человека цепляться глазом за то, что блестит и переливается. На этом свойстве построена вся огромная индустрия современной музыки, литературы, моды. На этом держится всё современное искусство, призванное все время эпатировать и шокировать. В том, что за провокационными выходками чаще всего ничего не стоит, мало кого волнует. Главное, создан прецедент. Причем всё это всегда подается как прорыв в искусстве, новое слово, революция. Жаль только, что эти «прорывы» через несколько лет совершенно изглаживаются из памяти, как будто их никогда и не было.

Великий немецкий драматург Бертольт Брехт утверждал: «Когда уничтожена человечность, нет больше искусства. Соединять красивые слова – это не искусство». Тут даже и не поспоришь. Ни одно великое произведение не было создано из принципа «что хочу, то и ворочу». За творческой переработкой реальности всегда стояло желание художника донести какую-то свою мысль, заполнить пространство своим мировоззрением, оставить окружающим и последующим поколениям какую-то важную социальную идею. А добиться этого без нравственности или морали невозможно. Прекрасное – это то, что стремится к благу, поэтому прекрасные произведения искусства те, которые обладают нравственным содержанием. Всё остальное – просто эпатаж.

В 1961 году итальянский художник Пьеро Мандзони собрал собственные фекалии в 90 пронумерованных консервных баночек, в каждой из которых содержалось по 30 граммов, написал на них «100%-е натуральное дерьмо художника» на итальянском, английском, французском и немецком и продал их по цене, равной цене золота той же массы. Текущая цена равна примерно 30 500 евро. 23 мая 2007 года один из экземпляров был продан за 124 000 евро на аукционе «Сотбис». Мандзони своей «работой» показал всю недалекую сущность современного искусства, предназначение которого – удивлять, шокировать и не более того. Мандзони утверждал, что своим проектом он привлекает внимание к доверчивости покупателей произведений искусства. «Всем этим миланским буржуазным свиньям нравится только дерьмо», – сказал художник. Однако в 2007 один из соратников Мандзони – Агостино Боналуми – рассказал, что Пьеро наложил в банки вовсе не "продукцию" пищеварительного тракта, а обычный гипс. В ответ представитель галереи "Тейт" выразил мнение, что ему все равно, что там внутри, главное – художник сумел удивить, заинтриговать, заставить зрителя гадать и сомневаться, а вместе с тем раскупить все 90 банок «неизвестно-чего-под-провокационной-этикеткой».

Это только один из многочисленных примеров, когда искусством называется то, что им называться не должно. В прекрасном должен быть высокий смысл, на одном абсурде шедевр не построить. Тут уместно привести цитату Л.Н. Толстого: «Простота – необходимое условие прекрасного. Простое и безыскусственное может быть нехорошо, но непростое и искусственное не может быть хорошо». А неестественного в современной культуре предостаточно. Начиная от вымученных глупых текстов песен и заканчивая вызывающими чувство гадливости выходками для привлечения внимания (например, некоторые действия П.А. Павленского). Рынок переполнен продуктом, в котором речь не идет не то что о нравственности, а даже о каком-то смысле! Если раньше искусство складывалось на основе прекрасного и возвышенного, то 20 век возвел в эстетику низменность и безобразие. И это продолжается до сих пор. Но можно ли строить культуру на одном лишь отрицании?

Древние фивяне запрещали под страхом наказания уродовать человеческую натуру. Художники, демонстрировавшие неприглядное, назывались «живописцами грязи». Древние греки, может быть, не знали об окружающем мире столько, сколько знаем мы, и не были так опытны, но они точно были не глупее современных людей. Античные авторы подчеркивали воздействие прекрасных форм на воспитание духовного и нравственного в людях. А современная психология уже не раз доказывала пагубное воздействие уродств и чернухи на психику человека. То, что мудрые древние греки почувствовали интуицией, сейчас имеет вполне научное обоснование. Чтобы человек нормально развивался, ему нужно видеть прекрасное, красоту и эстетическую, и нравственную. Так и выходит, что создать что-то великое без нравственных ценностей не получается. Ведь даже не самые нравственные люди признают добродетели прекрасными, хотя и не испытывают особого желания им следовать. Прекрасное, проникнувшее только в воображение и вызвавшее удивление, весьма относительно и недолговечно. Только то, что задевает душу и сердце, достойно остаться в истории и восхищать многие поколения людей.