Мысль – сокровенный могучий творец, мощный рычаг для горящих сердец

Но на последний вопрос Зелиг ответил:
– Вероятно, он улетел в край по ту сторону темноты, куда не ступала нога человека и не забегал ни один зверь, где небо из меди, а земля из железа и где под шляпками грибов и в заброшенных кротовых норах обитают злые силы.
И.Б. Зингер. Сказочник Нафтали и его конь Сус.
 
– Идём! – крикнул Данко и бросился вперёд…, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.
М. Горький. Старуха Изергиль

Должно быть, именно таким, как в эпиграфе, видел мир вокруг древний человек, не познавший пространства, окружавшего его: мрачным, незнакомым, пугающим и странным, населенным злыми существами, враждебными человеку… Но всегда будут люди, способные, подобно пылающему факелу, развеять тьму человеческого невежества: ученые, путешественники, изобретатели, а еще – поэты и писатели, – все те, кто может привнести в наш мир новую мысль, новое знание, новое видение…Средневековый ученый-энциклопедист Бируни и совершивший переворот во взглядах на Солнечную систему Николай Коперник. Мореплаватель Христофор Колумб и просветитель, первопечатник Иван Федоров. Писатель, автор «Дон Кихота» Мигель де Сааведра Сервантес и философ, поэт Джордано Бруно, преданный своим учеником. Естествоиспытатель Карл Линней и «Петр Великий русской литературы», ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Философ Иммануил Кант и архитектор Василий Иванович Баженов. Композитор, пианист и дирижер Людвиг Ван Бетховен и французский математик Эварист Галуа. Гений музыки Петр Ильич Чайковский и путешественник, ученый, антрополог Николай Николаевич Миклухо-Маклай. Изобретатель Томас Алва Эдисон и основоположник космонавтики Константин Эдуардович Циолковский. Художник, воспевший неброскую красоту русской природы Исаак Ильич Левитан и русский писатель, публицист Максим Горький. Каждый из них своей жизнью доказал, что «мысль – сокровенный могучий творец, мощный рычаг для горящих сердец». Каждый из них сделал свой шаг по пути познания мира, который нас окружает. Сделал все для того, чтобы мир вокруг не был и не казался враждебным, пугающим, злым, не был миром «по ту сторону темноты».

Максим Горький, он же Алексей Пешков, выдающийся русский писатель, и был таким «горящим сердцем». Беспросветная нищета, унижения, пережитые в детстве и юности, о чем он рассказал в известной трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты», его убежденность в том, что Россия, исхоженная им вдоль и поперек, страдает, вера в то, что в нашей стране утвердится царство равенства, земной рай, сделали из него певца революции. Он видел несправедливость, что творилась в дореволюционной России, тогда еще империи. Его «Песнь о Буревестнике» прогремела на всю страну. Сам Максим Горький позже скажет об этом так: «Я начал свою работу возбудителя революционного настроения славой безумству храбрых» Он посвятил свой талант делу революции.

Сам Горький, составляя психологический портрет убежденного революционера, отмечал: «Вечный революционер – это дрожжа, непрерывно раздражающая мозги и нервы человечества, это – или гений, который, разрушая истины, созданные до него, творит новые, или – скромный человек, спокойно уверенный в своей силе, сгорающей тихим, иногда почти невидимым огнем, освещая пути к будущему. Революционер на время, для сего дня, – человек, с болезненной остротой чувствующий социальные обиды и оскорбления – страдания, наносимые людьми. Принимая в разум внушаемые временем революционные идеи, он, по всему строю чувствований своих, остается консерватором, являя собой печальное, часто трагикомическое зрелище существа, пришедшего в люди как бы нарочно для того, чтобы исказить, опорочить, низвести до смешного, пошлого и нелепого культурное, гуманитарное, общечеловеческое содержание революционных идей. Он прежде всего обижен за себя, за то, что не талантлив, не силен, за то, что его оскорбляли, даже за то, что некогда он сидел в тюрьме, был в ссылке, влачил тягостное существование эмигранта. Он весь насыщен, как губка, чувством мести и хочет заплатить сторицею обидевшим его. Идеи, принятые им только в разум, но не вросшие в душу его, находятся в прямом и непримиримом противоречии с его деяниями, его приемы борьбы с врагом те же самые, что применялись врагами к нему, иных приемов он не вмещает в себе».

Думаю, Максим Горький скорее «вечный революционер» – тот, кто «разрушая истины, созданные для него, творит новые», чем «революционер на время». Но он не только революционер. Точнее, он больше, чем революционер. Он прежде всего писатель, творец. Он подпитывал людей, сражающихся за революцию, свежими идеями, он сам был Буревестником.

Он писал для того, чтобы революция свершилась – и вот грянула буря. Оказалось, что призывать бурю в России – дело опасное. Подтвердилась правота пушкинских слов о русском бунте, бессмысленном и беспощадном. Прошло время, и Горький понял, что и в новом строе есть свои минусы, порою даже большие, чем в имперском. Он начал сознавать, что революция – это не очистительная буря, а разрушение нравственности, культуры, государства…

Сейчас Максима Горького упрекают в многочисленных ошибках. В том, что дружил со Сталиным. В том, что был основоположником социалистического реализма. В том, что воспевал строительство Беломорканала. Но, как говорится, никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. А Горький сделал для современников очень многое. В числе прочего он помог в организации первого рабоче-крестьянского университета, Большого драматического театра в Петрограде, создании издательства «Всемирная литература». За каждым из этих поступков – мысль, а может, надежда вырастить из рабочего или крестьянина образованного человека, настоящего интеллигента, потому что «русская интеллигенция должна снова взять на себя великий труд духовного врачевания народа». Своей жизнью, своим искусством, своими поступками Горький возрождал в советском обществе такие полузабытые истины, как сострадание и милосердие. В годы гражданской войны многих писателей и ученых спас от голодной смерти, с огромной радостью поддерживал новые литературные дарования.

Время, когда он жил, по его собственным словам – «максимально горькое» время. Как человек, он ошибался, но никогда – как писатель.

Сегодня мы по-разному можем относиться к событиям октября 1917 года. Одни называют произошедшее Великой Октябрьской Социалистической революцией, величайшим событием в истории 20 века, целью которого было всеобщее благо, другие – Октябрьским переворотом, совершенным небольшой группой людей ради власти. Но, думаю, никто не будет спорить, что привлекательными для миллионов они стали благодаря идеям всеобщего равенства, братства, свободы. Путь к новой, справедливой жизни освещал факел человеческой мысли. Факел? А может, горящее сердце Данко? Мне иногда кажется, что оно по-прежнему горит, освещая путь людям, рассеивая тьму человеческого невежества.

​