Мысль – сокровенный могучий творец, мощный рычаг для горячих сердец

Для человека учёного и образованного жить – значит мыслить.
Цицерон Марк Тулий
(римский политический деятель, оратор и мыслитель)

Kopil_Roman
Хочу свои размышления об уме, о складе ума, о мыслях, которые в нём рождаются, начать издалека, чтобы шире и разностороннее очертить границы очень любопытной темы сочинения... Будто бы открываю что-то важное для себя.

Сейчас у меня интереснейший период в жизни – отрочество. Говорят, человек в это время как бы рождается заново. Заново открывает мир, людей и самого себя. Чувствую, что это происходит и со мной. Я понимаю: впереди сложная жизненная школа. О многом задумываешься уже сейчас. Кто я? На что я годен в этой жизни? Как понять свою ценность и уникальность? В решении этих вопросов главное – знания. А знать – это значит мыслить. Я много прочитал об этом. О чём узнал – поделюсь.

Мысль – сокровенный могучий творец… Она заставляет думать, мечтать, представлять. Тягловая сила для человека, благодаря чему прогресс не стоит на месте. Думающие люди без неё не могут жить: эта Госпожа Фортуна не каждому даётся. Да и мыслить – это тоже великое искусство, из которого выходит наука.

У известного петербуржского писателя Даниила Гранина есть рассказ «Священный дар» – это раздумья, мысли вслух о гениальности. Гранин берёт пушкинского «Моцарта и Сальери» и анализирует. Он пишет: «Из всей галереи гениев человечества – ученых, поэтов, художников, мыслителей – Пушкин выбрал именно Моцарта. Выбор, поразительный своей безошибочностью, я бы сказал – единственностью. Слава Моцарта за последний век обрела особый характер, словно бы предугaдaнный Пушкиным. "Моцартианство" – ныне привычное определение гения, творящего легко и вдохновенно, обозначение "божественного дара", "вдохновения свыше". Гений Моцарта исключителен – он весь не труд, a озарение, он символ того таинственного наития, которое свободно, без усилия изливается абсолютным совершенством». Сальери тоже одержим, но его идея особая – стать творцом. Способность творить не была ему дана, он добывал её, вырабатывал.

«Но можно ли стать гением?» – вот что интересует писателя и меня, конечно, тоже. Получается, идти в творчестве можно двумя путями: путём вдохновения и путём неустанного труда. Представителей первого можно было бы назвать гениями от природы. Представителей другого – гениями от себя.

Гении от природы, как говорят, «от бога», – Моцарт, Рафаэль, Пушкин, Да Винчи, … – творят так, как поют птицы – страстно, самозабвенно, естественно, непринуждённо. У гениев от себя преобладает несокрушимая воля, неуёмное стремление к самоутверждению, феноменальная работоспособность. В исторической веренице выдающихся людей, гениев от себя, присутствуют Демосфен, Ломоносов, Ван Гог, Ньютон,…

У кого-то может возникнуть вопрос: «Мы-то здесь причём? Мы простые школьники!». А мы тоже, как и все люди, тяготеем к одному из полюсов, и от нашего склада ума во многом зависит наше умение учиться. У одних развито логическое мышление, у других – образное. И не важно, к какой категории себя отнести, главное – хотеть быть умным и относиться к любому делу творчески. Теперь меня интересует следующий вопрос.

Можно ли научиться уму-разуму? Есть ли рецепты, следуя которым, можно научиться одному из самых трудных и самых «человечных» процессов – мышлению?

Есть! Они сформулированы разными людьми, жившими в разное время в разных странах. Читаем и запоминаем!

«Разум растёт у людей в соответствии с мира познаньем» – писал Эмпедокл, древнегреческий философ-материалист и поэт.

«Мир наших знаний ограничен, мир неизвестного – бесконечен» – утверждал Апулей, древнеримский писатель.

«Ум приводит в движение материю» – говорил Вергилий Марон Публий, римский поэт.

«Корень учения горек, зато плод его сладок» – считал Катон Старший, римский писатель и политический деятель.

«Знания – это сокровище, и учёный человек никогда не пропадает» – говорил Петроний Гай, древнеримский писатель.

«Никогда не поздно начать учиться» – повествовал Квинтилиан Марк Фабий, римский оратор и теоретик ораторского искусства.

«Мудрость есть дочь опыта» – утверждал Леонардо Да Винчи.

«Старайся дать уму как можно больше пищи» – писал Лев Николаевич Толстой.

А вот пословицы и поговорки: «Разум не дар природы, а результат опыта», «Только после упорного труда появляется талант», «Мудрость рождена трудом».

Но это, так сказать, стратегия, направление главного удара. За ней следует тактика, ведь для того чтобы напиться, мало видеть воду, надо знать, как зачерпнуть.

Наиболее общий совет существует давно, но он актуален и для нашего времени: «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать». Лично я следую именно этому совету.

Учиться, узнавать, предвидеть – к этому мы должны приучать себя со школьной скамьи. Отсюда пробиваются истоки развития мышления.

Остаётся теперь пожелать себе удачи и вспомнить мудрые слова: «Всякий раз, когда ум может сформулировать истину, он празднует маленькую победу».

Пусть наш ум чаще празднует победу, это очень хорошая привычка – привычка думать! Это «мощный рычаг для горящих сердец»!!!

В одной из современных детских песенок поётся, что «это так просто, раз – и ты уже взрослый…». Нет, всё не так просто! Перефразирую стихи поэта-песенника и сформулирую свой вывод:

Быть умным – это не просто:
Не просто высоким стать, рослым,
А стать волевым и упорным,
Вопросы решать задорно!
И многое знать и уметь,
На мир с оптимизмом смотреть.
Трудиться, с природой дружить,
Терпимым в общении быть.
Быть гражданином и сыном достойным,
И затушить все пожары и войны,
Стать ЧЕЛОВЕКОМ, а не просто слыть.
Это не просто – УМНЫМ БЫТЬ!