Конкурсная работа победителя
Смотр-конкурс оформления тематических выставок
«Герой как создатель и защитник культуры»
в библиотеках общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга
к Дню Культуры 15 апреля 2018 года
Пестова Ольга Владимировна
зав. библиотекой ГБОУ лицей № 179 Санкт-Петербурга
Презентации:
– «Святой благоверный князь Александр Невский»;
– «Полководец, генералиссимус Александр Васильевич Суворов»;
– «Художник, писатель, ученый, путешественник, общественный деятель Николай Константинович Рерих».
Пояснительная записка
Дата проведения: март – апрель 2018 г.
Возрастная группа учащихся: 7- 11 лет.
Цель:
– воспитать у ребят уважение к героическим личностям, выполняющим творчески-созидательную и защитную функцию культуры;
– заинтересовать ребят в использовании информационных и печатных ресурсов для самосовершенствования;
– способствовать утверждению общечеловеческих культурных ценностей.
Задачи:
– Рассказать ребятам о героях – защитниках культуры;
– Постараться привить детям чувство патриотизма, любви к Родине, людям;
– Вызвать у ребят уважение к историческому прошлому нашей Родины;
– Поговорить с ребятами о качествах героя и качествах «не героя»;
– Объяснить, что такое культура и к чему нужно стремиться, чтобы стать культурным человеком.
Проведенные культурно-массовые мероприятия:
Мероприятия проводятся в преддверии праздника «День Культуры» 15 апреля. В этом году он проходил под девизом "Пылайте сердцами, творите любовью", и для библиотекарей образовательных учреждений был объявлен конкурс на тему: «Герой как создатель и защитник культуры».
Нравственно-патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека. Поэтому базой формирования основ нравственности и патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.
Очень важно, чтобы ребенок с детства приобщался к культуре своего народа, чтобы у него возникало чувство любви, уважения и гордости к земле, на которой он живет.
В наш жестокий век особенно важно рассказывать ребятам о героях нашего отечества, которые готовы были пожертвовать своей жизнью, защищая землю, народ и культуру. Которые обладали качествами героя: добротой, состраданием, смелостью, отвагой.
В двух 4-х классах проведены уроки-беседы с представлением презентаций по темам:
– «Святой благоверный князь Александр Невский»;
– «Полководец, генералиссимус Александр Васильевич Суворов»;
– «Художник, писатель, ученый, путешественник, общественный деятель Николай Константинович Рерих».
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Поделюсь немного подробнее опытом.
К Дню культуры 2018 года я решила подготовить для ребят презентации и провести библиотечные уроки на тему «Герой как создатель и защитник культуры».
Выбрала трех представителей героев-защитников: А.В. Суворов – военная наука; А. Невский – военный, святой; Н.К. Рерих – художник, мыслитель, общественный деятель. Получилось, что представлены все три составляющие Культуры: искусство, наука(военная) и религия. Триединство. Достижения этих героев в области культуры бесспорны.
На уроке о А.В. Суворове я сначала рассказала ребятам об этом выдающемся человеке. Потом вместе мы обсудили качества Суворова как героя. В конце урока ребята посмотрели притчу-мультфильм «Все в твоих руках».
Урок о Александре Невском. Рассказ о А. Невском. Разобрали качества героя Александра Невского. Составили и записали на доске «Словарь добра» и «Словарь качеств, которые мешают стать героем». Вспомнили А.В. Суворова. Сравнили качества этих двух героев.
"Там, где понятие героя является чем-то смешным и даже неприличным – там разложение", – утверждала Е.И. Рерих
Что значит быть культурным? Образ человека культуры.
В конце урока ребята посмотрели притчу-мультфильм «Все оставляет свой след».
Урок о Н.К. Рерихе. Рассказ о Рерихе. Ребята сами рассказали о качествах героя. Нашли общее между А.В. Суворовым, А. Невским и Н.К. Рерихом. Они все были защитниками культуры, защитниками русского народа, защитниками Земли Русской.
В конце урока ребята посмотрели 10-минутный фрагмент из фильма «Пакт Рериха. Мир через Культуру», в котором очень хорошо показано разрушительное действие войн.
В конце каждого урока я обращала внимание ребят на то, что не все люди рождаются с качествами героя - можно всего добиться, если стремиться к хорошему, доброму. Всю жизнь нужно работать над собой. Ставить цели, добиваться их осуществления. Стремиться делать добро.
Нашли в словаре по Этике и прочитали, что означают слова "подвиг" и "героизм".
П о д в и г – поступок, требующий от человека предельного напряжения воли и сил, связанный с преодолением необычных трудностей, общественно-полезный результат которого превосходит по своим масштабам результаты обычных действий.
Г е р о и з м – особая форма человеческого поведения, которая в нравственном отношении представляет собой подвиг.
Дети - наше будущее. Нужно стремиться к миру. Хватит для Земли войн и разрушений. Не надо воевать, надо жить в мире, развивать культуру. Нужно быть культурными людьми. Надеюсь, что в недалеком будущем Знамя Мира будет развеваться над каждым учреждением нашей страны.
Рассказав ребятам о трех героях-защитниках, подчеркнула, что на самом деле их множество. Например, ученый Николай Иванович Вавилов, о котором подготовила краткий рассказ с целью заинтересовать ребят прочитать о нем подробнее. Также рассказала о биографии педагога Януша Корчака.
Кроме библиотечных уроков, провела беседы в библиотеке с учащимися с 1 по 11 класс о Культуре, о защитниках Культуры. Приятно удивило, что многие старшеклассники знакомы с творчеством и общественной деятельностью Николая Константиновича Рериха.
В результате можно сделать вывод, что наши дети добрые отзывчивые, увлеченные и, главное, понимающие, что нужно стремиться к жизни без войн и насилия. Очень надеюсь, что моя работа не была напрасна.
Татьяна Чечина
Перечень печатных материалов, использованных для оформления выставки: