Пояснительный материал по теме

«Герой как создатель и защитник Культуры»

к смотру-конкурсу оформления тематических выставок

в библиотеках общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга

ко Дню Культуры 2018 года

Каждая культура живет и развивается в конкретных смысловых рамках. Однако в переломные эпохи великих научных, художественных или философских сдвигов некоторые старые смыслы перестают соответствовать развивающемуся человеческому сознанию. И тогда сознание, а вместе с ним и культура, переходят на следующий эволюционный виток. Такой переход к новым смысловым категориям возможен за счет творческой активности отдельных индивидуумов, способных дать импульс новой культурной парадигме. Этот процесс нередко носит драматический характер, обусловленный инертностью человеческого мышления.

Противостояние устоявшимся догмам и авторитетам может быть настолько велико, что оно превращает жизнь новаторов в постоянную героическую борьбу. Исаак Ньютон в конце жизни писал, что молодые ученые должны понимать, либо они не должны излагать принципиально новые взгляды и идеи, либо вся их последующая жизнь уйдет на то, чтобы доказать свою правоту.

Таким образом, признание новых культурных смыслов проходит в условиях сильного сопротивления старых традиций. Поэтому творческих субъектов, усилиями которых складывается новая культура, с полным основанием можно назвать героями. Это связано с тем, что герой опережает свое время, и современникам сложно, а зачастую и просто невозможно понять его мысли. Однако такое опережение неизбежно и необходимо, ибо эволюционный подъем человечества на любой стадии предполагает носителя новых идей, свет которых освещает ступени эволюции.

Кроме того, создание культурных ценностей предопределяет необходимость их защиты от разрушения, и это также, безусловно, поле приложения сил героя. Н.К. Рерих отмечал, что «истинный герой есть и защитник Культуры»[1]. Иными словами, деятельность героической личности так или иначе связана с культурой. Ведь, по сути, любой истинный подвиг во всенародном масштабе действительно направлен на защиту культуры, и даже если герой защищает свой социум от опасности уничтожения, он защищает при этом и его культуру. «Защита Родины есть и оборона культуры, – писал Н.К. Рерих. – Поверх каждодневной пыли сияет понятие Родины. Тот, кто осознает это понятие, прекрасное и нерушимое, тот может почитать себя сознательным работником культуры»[2].

Н.К. Рерих считал культуру непреходящей основой развития общества, вечным, в отличие от временной и смертной цивилизации, устоем эволюционного развития любого народа.

Академик Л.В. Шапошникова, известный исследователь творчества семьи Рерихов, пишет: «Раз возникнув, или сложившись, Культура не умирает, ибо в ее основе лежит энергетика духа. И даже если исчезают ее конкретные носители, ее материальные формы, то она остается в своем энергетическом пространстве, которое есть источник для дальнейшего культурного развития. Планета держит на себе невидимые поля Культуры, чтобы потом их проявить в сужденные им сроки»[3].

Именно поэтому так важно сохранение культурных ценностей, которые создают энергетическое поле – фундамент цивилизации, формирующейся и развивающейся благодаря ему. Цивилизации возникают и гибнут, сменяя друг друга, но культура остается и пронизывает каждую из них на протяжении всего исторического процесса.

Следовательно, можно определить две основные функции героя по отношению к культуре – созидательную и защитную.

Исторические герои – философы, поэты, ученые станут создателями мировоззренческих идей, а герои-воины,политические и общественные деятелизащитниками культурных богатств.

Совмещение в одном человеке созидательной и защитной функции уникально. Примером такого совмещения может служить личность Н.К. Рериха. Он был творцом гениальных произведений искусства, одним из основателей нового космического мировоззрения[4], и одновременно он был защитником культуры. Пакт, названный его именем, – Международный Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)» – стал основой международно-правовой системы по охране культурного наследия.

Рассматривая культуру как мир смыслов, которые обновляются в определенные исторические периоды, важно понимать, что возникающие новые смыслы рождаются не на пустом месте, а опираясь на вечные, нетленные составляющие культуры.

Таким образом, жизнеспособность социума обеспечивается механизмом культурной преемственности. Но, в свою очередь, сам этот механизм может работать только тогда, когда культурные ценности напитывают пространство своей энергетикой. Именно поэтому их защите и был посвящен упомянутый Пакт Рериха, который связал воедино Прошлое, Настоящее и Будущее, протянув единую нить культурной преемственности. Н.К. Рерих настаивал на том, что без защиты культуры прошлого у человечества может не оказаться будущего.

Символом Пакта Рериха стало Знамя Мира – на белом фоне три амарантовые сферы в окружности – знак культурной преемственности времен (прошлое, настоящее и будущее) в круге вечности и знак взаимосвязи искусства, науки и философии в круге культуры. И не случайно знак Знамени Мира можно встретить на картинах Н.К. Рериха, посвященных героическим личностям: «Святой Сергий Радонежский», «Жанна д’Арк», «Бхагаван»[5], «Ярослав Мудрый», «Александр Невский» и других. Это отличительный знак тех, кто в прошлом слагал и защищал непреходящие культурные ценности, которые будут служить краеугольными камнями культуры в будущие века, и не только одного какого-то народа, но и всего человечества. «Святой Сергий – Строитель Русской Духовной Культуры, – писал Н.К. Рерих. – Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовет нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает из Святого Сергия поистине Преподобного для всех веков и народов. Повторяю для всех веков и народов, ибо культура духа стоит над всеми границами» [6].

      

Уникальное явление совмещения в одном человеке созидательной и защитной функции можно также обнаружить в жизни и подвижнической деятельности других выдающихся людей современности и времен прошлого. Так, героическими личностями были многие просветители, подвижники культуры, работавшие в самых разных областях человеческой деятельности – в науке, искусстве, это были и религиозные мыслители.

Биографии наших соотечественников – П.А. Флоренского, Н.И. Вавилова могут быть таким примером героизма, так же как подвиг итальянского героя эпохи Возрождения – Дж. Бруно, отдавшего свою жизнь во имя прогресса науки. Среди художников, музыкантов, деятелей сферы искусства также есть много примеров самоотверженных, целеустремленных героических личностей.

Именно, благодаря деятельности героев осуществляется необходимая связь времен. Они не просто созидают новые смыслы, они творят их на основе вечных ценностей культуры, т.е. обеспечивают механизм культурной преемственности. Ведь любая философская или научная концепция строится на основе лучших достижений предыдущих эпох, и таким образом, непреходящие элементы в новых условиях обретают свой новый смысл.

Культура и героизм – явления глубоко и тесно взаимосвязанные. Герои – это великие творцы и мужественные защитники культуры, созидающие и охраняющие ее непреходящие смыслы. Но в тоже время, как часть этой культуры, их творчество, а зачастую и жизнь, сами нуждаются в защите.

Защитив своих героев, мы тем самым во многом защитим и саму культуру.

------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] Рерих Н.К. Знамя Мира / Н.К. Рерих; [ред.-сост. О.Н. Звонарева]. – М.: Международный Центр Рерихов, 1995. – С. 170.

[2] Рерих Н.К. О Великой Отечественной войне / Н.К. Рерих. – М.: Международный Центр Рерихов, 1994.– C. 15.

[3] Шапошникова Л.В. Пакт Рериха и эволюционное значение Культуры / Л.В. Шапошникова // Защитим культуру: Материалы междунар. обществ.-науч. конф. (1995). – М.: Международный Центр Рерихов, 1996. – С. 81.

 [4] Космическое мировоззрение, или космизм, начало формироваться в результате Духовной революции в России в конце XIX – века начале ХХ века как новый (по отношению к мифологическому, религиозному и научному), четвертый вид мышления. В резолюции международной научной конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века» (Москва, октябрь 2003 г.), в работе которой приняли участие свыше 900 человек, отмечается: «Характерной особенностью нового космического мышления стал синтез научного, философского и религиозного опыта человечества, а также достижений искусства. Космическое мышление пронизывает и охватывает все области деятельности человека, особенно творческие, открывая новые возможности разным формам познания, в том числе считавшимся вненаучными».

[5] Картина «Бхагаван» посвящена выдающемуся индийскому философу и подвижнику XIX века Рамакришне (Гададхару Чаттерджи).

[6] Рерих Н.К. Душа народов / Н.К. Рерих. – М.: Международный Центр Рерихов, 1995. – С. 73.

 

Использованные материалы:

Соколова Б.Ю. «Герой как создатель и защитник культуры»

 

Методические аспекты воспитания качеств личности,

способствующих духовному развитию человека

(в контексте темы героизма)

 

В последнее время все более становится очевидным, что игнорирование духовно-этических основ человеческого существования ведет общество к хаосу и саморазрушению, и это требует обратить особое внимание на укрепление в сознании людей нравственных установок.

Помочь детям постичь прекрасные черты души своего народа и его духовное богатство, увидеть красоту произведений творчества отечественной и мировой культуры – это значит заложить основы культуры, дать нравственные ориентиры молодому поколению, и это значит – указать на красоту подвига.

В наши дни ученые ставят задачу раскрытия культурологической сущности феномена подвига, осмысления героизма как особой универсалии в сфере культуры [6]. Определяя культурный уровень человека, каждой отдельной личности, культурологи выделяют крайние его проявления: высшее, когда речь идет о герое – человеке подвига, самоотверженно действующем во имя Общего блага, и низшее – об антиподе героя – обывателе, живущем сугубо личными интересами [2].

«Жизнь бесталанна без героя», – говорится в пословице. Сколько их, подвижников и национальных героев, которые во имя процветания Родины самоотверженно трудились и боролись за Истину, шли на подвиг и проявляли истинный героизм!

В процессе школьного образования не только на уроках литературы, истории и обществоведения, но сквозь все уроки каждого предметного цикла может проходить тема красоты подвига и любви к Родине, к ее героям и ее культуре. В изучении любой школьной дисциплины есть возможность обратить внимание учащихся на достижения культуры в данной конкретной науке или в данном виде искусства, сферы деятельности, отметить имена выдающихся личностей, указать на их особые качества человечности. Такие уроки, являя сплав любви, красоты и знания, есть воспитывающее обучение.

Пусть дети получат задание найти в энциклопедиях и справочниках, собрать в литературе и в жизни эти лучшие имена: от сказочных героев и героев преданий до духовных водителей, правителей и просветителей, древних и современных подвижников науки и искусства – философов и ученых, художников, композиторов, деятелей искусства и науки, отметят имена самоотверженных общественных и религиозных деятелей, способствовавших расцвету отечественной мысли, развитию народного духа, внесших вклад в мировую Культуру.

Из словаря по Этике они узнают, что героизм – особая форма человеческого поведения, которая в нравственном отношении представляет собой подвиг; что герой – отдельная личность или группа людей, или нация, которая берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудности задачи, возлагает на себя бóльшую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к людям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, преодолевает в связи с этим особые препятствия. «Там, где понятие героя является чем-то смешным и даже неприличным – там разложение, – утверждала Е.И. Рерих. – По этому признаку можно судить о дряхлости нации. Научимся ценить своих великих людей, выражающих национальный гений. Пусть проснется в нас национальное достоинство, без которого нет истинного патриотизма» [3, с. 220].

О подвиге в словарях сказано: это поступок, требующий от человека предельного напряжения воли и сил, связанный с преодолением необычных трудностей, общественно-полезный результат которого превосходит по своим масштабам результаты обычных действий. В своем творчестве великий русский художник и мыслитель Н.К. Рерих многократно подчеркивал особое значение этого понятия. Он писал: «Непереводимое, многозначительное русское слово "подвиг"… Ни один европейский язык не имеет слова хотя бы приблизительного значения… Оно означает больше, чем движение вперед… Бесконечная и неустанная работа на общее благо имеет результатом громадный прогресс – это и дало России ее великолепных героев. Великие дела совершаются без шума, они скромно творятся на пользу человечества. Подвиг создает и накопляет добро, делает жизнь лучше, развивает гуманность… Множество героев есть повсюду. Все они трудятся, все они вечно учатся и двигают вперед истинную культуру» [5].

«Жизнь героя ведет человечество», – гласит мудрость.

Можно предложить детям самим составить Календарь памятных дат, где будут отмечены все светлые дни великих подвигов – они, по одному меткому выражению, «как цветы весенние, могут обновлять сознание».

В воспитательной работе помогут следующие вопросы для бесед с учащимися.

1. Чем отличаются понятия «подвиг» и «риск ради собственного благополучия»?

2. Кто является антиподом героя? (Обыватель, человек, живущий сугубо личными интересами)

3. Какие чувства и какие качества формируют готовность к подвигу? (Любовь к тому, ради кого или ради чего совершается подвиг; ответственность; совесть; самоотверженность; стремление к справедливости и общему благу; честность; убежденность)

4. Какие качества формируют мужество? (Сердечность, чувство долга, терпение, выдержка, стойкость, решительность, устремленность, воля, бесстрашие, твердость, внутреннее равновесие, сострадание, преданность добру и т.п.)

Можно вынести на обсуждение с учащимися вопрос о том, как они поступят в различных ситуациях при опасностях. При этом не следует требовать, чтобы дети немедленно проявили находчивость, но можно довести их постоянным обучением познания жизни до мужественных решений.

Все перечисленные выше качества личности могут быть использованы для проведения деловой игры-дискуссии «Что значит быть культурным?», где участникам игры предлагается, после обсуждения, выбрать из упомянутого перечня качеств десять наиболее важных, составляющих такое, например, многосложное понятие, как мужество, (см. выше п. 4) и включить их в «Матрицу предпочтения» для выявления путем ранжирования самых значимых (подробнее об игре – в материалах сайта «День Культуры» [8] ).

Практика показывает, что данная игра вместе с прилагаемыми к ней методическими рекомендациями охотно используются в последние годы педагогами в их учебной и воспитательной деятельности.

В такой совместной работе во время занятия по составлению образа Человека Культуры, формированию его параметрической модели, можно легко сложить из этих качеств-параметров своеобразный Словарь Добра, где качеству «мужество» и его составляющим будет отводиться особое место. Способность к подвигу – свойство личности как врожденное, так и приобретенное в процессе воспитания и развития тех качеств, которые упомянуты выше В перечень этих параметров могут быть также включены: великодушие, уравновешенность, умение владеть собой, готовность делать добро, бескорыстие и другие.

Все эти качества (представляющие из себя культурные ценности), многократно повторяемые и уточняемые во время обсуждения в процессе составления параметрической модели и дальнейшего их ранжирования, укрепляются в сознании юного человека, становятся для него более понятными и значимыми, входят в его лексикон, что имеет огромное воспитательное значение.

Немаловажно также обсудить с учащимися и те свойства личности, которые мешают проявиться лучшим человеческим качествам, и так же включить их в отдельную игровую таблицу для выявления свойств характера, наиболее мешающих самосовершенствованию. Среди них: нетерпимость, раздражительность, грубость, высокомерие, несдержанность, привычка осуждать, зависть, корыстолюбие, легкомыслие, самомнение, обидчивость, опрометчивость, горячность, вспыльчивость.

Нужно подчеркнуть в процессе обсуждения, что больше всего мешают проявиться лучшим чертам в человеке каждое из следующих трех взаимосвязанных качеств – невежество (отсутствие знаний о духовных основах жизни и нежелание постигать эти знания); ложь (со всеми ее вариантами – обман, лицемерие, лукавство, неискренность, фальшь и т.п.); а также страх и все его разновидности (беспокойство, малодушие, тревожность, мнительность, робость, трусость, нерешительность, излишняя осторожность и т.п.).

Все перечисленные выше отрицательные свойства личности проявляют себя в текущей, ежедневной жизни в виде привычек, порождаемых эгоизмом-самостью. Известно, что привычки – это малые действия, не контролируемые сознанием. В воспитании и самовоспитании они имеют огромное значение, так как формируют характер человека.

Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский называл привычки рычагом воспитательной деятельности.

Обращая внимание учащихся на необходимость работы над собой для достижения успеха в развитии и указывая на определенные свойства личности и привычки, в первую очередь, следует подчеркнуть такое значимое для формирования личности качество, как трудолюбие. Привычка трудиться вырабатывается на практике с годами, но прежде надо укрепить в сознании правильное отношение к труду как основе жизни – именно в труде эволюция. Понимая труд как целесообразную деятельность человека, требующую умственных и физических усилий, напряжения, можно утверждать, что всякий труд дает человеку возможность усовершенствования своих качеств – как в области развития воли, так и в области развития чувств и мышления [7]. И именно в труде формируется выносливость, целеустремленность, упорство, а также такое важнейшее качество личности, как ответственность – это качество лежит в основе каждого подвига.

Приобщая детей с малых лет к понятиям «подвиг» и «героизм» (через сказки, рассказы, жизненные примеры), необходимо обращать их внимание на то, что подвиг и героизм проявляются не только в бою, но и в труде. И дети должны знать, что в нашей стране с большим уважением относятся к трудовым подвигам: Звание Герой Труда Российской Федерации является вторым высшим званием России и ценится наряду со званием Героя Российской Федерации.

Воспитание таких важных качеств, как чувство ответственности, уважение к труду, преданность добру начинается еще в дошкольном возрасте через приобщение к Прекрасному и продолжается в начальной школе, где учитель может на каждом уроке подчеркнуть добро и красоту в каждом изучаемом предмете, обратить внимание на то, что все достижения людей в науке и в искусстве, в любой сфере человеческой деятельности основаны на труде и высшем качестве его проявления – творчестве. Всё это вызовет ответную реакцию, душевный отклик у ребенка, и он уже в дальнейшем самостоятельно отметит красоту в изучаемом предмете, приобретет привычку мыслить в этом направлении. Так, в самой жизни можно утверждать вечные духовные ценности, воспитывая человека культуры на примерах красоты труда и подвига.

Деятельность педагога, стремящегося приобщить ребенка к труду, работе над собой и культуре, где примером служат высокие идеалы, сегодня осложняется тем, что культуре труда противостоит массовая культура с ее индустрией развлечений. Средства массовой информации, коммерческие издания, рекламная информация, не соответствующая действительности, и прочее – всё это эрзац-продукт, суррогат, подделка под культуру, отмечают ученые-культурологи. Если Культура зовет каждого к труду на пользу его собственного духовного развития и для Общего блага, то массовая культура представляет ее потребителю жизнь в забавах, игнорируя какие-либо высокие понятия, нередко искажая и уродуя их содержание, в особенности, труд, героизм и подвиг, и всемерно культивируя качества антипода героя (т.е. обывателя, живущего сугубо личными интересами, о чем было отмечено выше).

Озабоченные современным состоянием образования, ученые на своих форумах констатируют, что «деструктивная информация, характерная виртуальным коммуникациям», доступная потребителю в гораздо большем объеме, чем полезная и позитивно-созидательная, «приводит к существенным деформациям духовного мира человека» [1, с. 41].

«Нельзя продолжать воспитывать новые поколения на суррогатах Культуры. Всякий суррогат есть ложь, но лживые основы не могут уявиться устоями, и потому саморазрушение и самоистребление неминуемо», – отмечала в своих трудах Е.И. Рерих [4, с. 394].

Понимая всю важность воспитательной работы в образовании, которая способствует формированию качеств духовно развитой личности – что обеспечивает защиту юному поколению, – необходимо использовать все возможности и уже имеющийся, наработанный опыт педагогической практики в этой области.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кирвель Ч.С., Стрельченко В.И. ХХ век: цивилизационной опыт рационализации образовательного пространства// Информационное пространство и дети: образовательные возможности и манипулятивные воздействия: сборник научных трудов – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. – С. 37-45 [Электронный ресурс] URL: https://www.pedagogika-cultura.ru/kirvel-strelchenko-xx-vek-tsivilizatsionnyj-opyt

2. Культурология: Краткий словарь / Ред. И.Ф. Кефели. – СПб.: Петрополис, 1995. – 45 с.

3. Рерих Е.И. Письма. Том 2. – М.: Международный Центр Рерихов, 2000. – 576 с. (Письмо от 11 июля 1934 г.)

4. Рерих Е.И. Письма. Том 7. – М.: Международный Центр Рерихов, 2007. – 472 с. (Письмо от 14 авг. 1946 г.)

5. Рерих Н.К. Подвиг // Н.К.Рерих. Душа народов. – М.: Международный Центр Рерихов, 1995. – [Электронный ресурс] URL: https://roerich-lib.ru/n-k-rerikh-dusha-narodov/ogni-ispytaniya/157-podvig

6. Соколова Б.Ю. Культурологическая сущность феномена героизма. Автореф. дисс. кандидата культурологии. – Харьков, 2011. – 20 с. [Электронный ресурс] URL: https://pedagogika-cultura.ru/images/Stories/N_13/Sokolova_avtoreferat.pdf

7. Уварова Л.И. Педагогические аспекты подготовки восприятия эволюционной роли труда в развитии человека и строительстве культуры. [Электронный ресурс] URL: https://www.pedagogika-cultura.ru/osnovy-novogo-kosmicheskogo-myshleniya/uvarova-pedagogicheskie-aspekty-evolyutsionnoj-roli-truda

8. Что значит быть культурным? Игра-дискуссия. – [Электронный ресурс] URL: https://www.culturaspb.ru/2003-god/igra-diskussiya

 

Уварова Л.И., 
СПб академия постдипломного
 педагогического образования

 

ПОЭТИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА

к материалу по теме «Герой как создатель и защитник Культуры»

 
Татьяна Чечина
 
NKR Zvezda GeroyaНа перекрёстках Эволюции
История героя ждёт.
Великой следуя традиции,
Он воплотится, он придёт.
 
Ему доверят Силы Высшие,
Народам озаряя путь,
Программу претворяя спешную,
Духовный вектор повернуть.
 
Но не восторг рукоплескания,
Не благодарный гимн сердец –
Сплетённый мглой непонимания
Терновый ждёт его венец...
 
А он стремительно и жертвенно
Промчит спасительной звездой,
Исполнит всё, что предначертано
Содеять Высшею рукой.
 
СЕРДЦЕ ПОДВИЖНИКА
 
Сердце Подвижника самоотверженно бьётся,
В недрах духовного творчества лава кипит.
Каждый удар его в подвиге дня отдаётся,
Ритмы его направляет Вселенский Магнит.
 
Сердце Подвижника тайны сакральные знает,
Через него в мир течёт Эволюции ток.
Этот огонь созидает, и он сокрушает
Противодействия мутный и злостный поток.
 
Труд исполинский вершит и покоя не знает,
Светом его миллионы вокруг спасены.
Сердце Подвижника любит и яро страдает,
Битва великая в нём и сожжение тьмы!
 
*   *   *
 
Татьяна Житкова
 
ДЖОРДАНО
 
Вскричала Смерть: «Умри,
Кричи, вопи, бесчинствуй!
Вот с факелом огня
К тебе спешит злодей!»
Но в тот ужасный час,
Час попиранья Истин,
Молчанием своим
Он победил судéй.
 
«Страшитесь больше вы,
Мне говоря о казни,
Чем я, прослушав здесь
Ваш смертный приговор!»
Но сладко было им
Прислуживать соблазну
Вершить судьбу людей:
«На плаху! На костер!»
 
Всем в юдоли земной
Финал единый сужден,
Никто не изменил
Печальных стрелок ход.
И в бездну темноты
Нисходят чьи-то души,
Тиары и кресты оставив у ворот...
 
Ноланец был и есть –
Его идеи живы,
В бесчисленных мирах
Сияя красотой.
Но сколько новых жертв
Невежество убило,
Пытаясь угасить
Свет мысли неземной!..
 
 
*   *   *
 
Марианна Озолиня
 
На верность Культуре
экзамен сдаем...
Один за другим
в ополченье встаём.
 
И, спаяны братским
сердечным огнем,
От яростной алчности
щит создаём.
 
Стоим на дозоре
и ночью и днём –
Святыни Культуры
свои стережём...
 
На происки тьмы
факел Духа зажжём,
Чтоб детям и внукам
планетный наш дом.
 
Священным приютом
явился потом...
Пред Богом самим
мы экзамен сдаем !..