А. Лопатина, М. Скребцова.

Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах (Фрагменты книги)

УРОКИ ДОБРОТЫ

Урок: Благодарность

Игра «Благодарное сердце»

Попросите детей закрыть глаза и вспомнить тех, кому они могли бы сказать спасибо за новый дом, интересную книгу, игрушку, вкусный пирог, увлекательное путешествие. Затем дети должны мысленно сказать спасибо всем, кого они вспомнили.

Беседа

Вопросы и задания для беседы:

  • Как ты думаешь, для чего люди говорят «спасибо»?
  • Всегда ли ты благодаришь тех, кто что-то сделал для тебя?
  • Можно ли благодарить не словами, а делами, и как?

Урок: Бескорыстие

Игра «Подумаем о доброте»

Дети встают в круг. Каждому из них по очереди педагог кидает в руки мяч. Поймавший мяч называет какого-либо доброго человека и объясняет, почему он добрый. Например: моя сестра добрая, потому что она каждый день играет со мной и помогает мне.

Когда все дети расскажут о тех или иных добрых людях, педагог просит кого-либо из детей перечислить всех добрых людей, о которых рассказали его друзья.

Беседа

Вопросы и задания для беседы:

  • Как вы думаете, стоит ли совершать добрые поступки, и почему?
  • Знаете ли вы людей, которые по зову сердца бескорыстно помогают другим?

ОСКОЛКИ ДОБРОТЫ

Автор неизвестен

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.

Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

Вопросы и задания к сказке:

  • Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь этому занятию?
  • Как вы думаете, если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали?
  • Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился какой-либо человек, потому что он был непохож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об этом человеке?

Творческое задание «Осколок доброты»

Представьте, что старушка из притчи была доброй волшебницей, превращавшей все найденные на пляже стеклышки в настоящие осколки доброты. Придумайте сказки о людях, нашедших эти осколки.

Представьте, что один осколок доброты попал к вам в семью и подарил каждому что-то доброе. Расскажите, что подарил осколок доброты всем членам вашей семьи.

Рисунок «Фея доброты»

Прочитайте детям пословицу: «Добро не лихо, ходит тихо». Попросите детей представить, что к ним в дом тихими шагами вошла невидимая фея доброты. Дети должны описать внешний вид, голос и походку этой феи, а затем нарисовать ее глаза и улыбку.

Урок: Взаимопомощь

Игра «Палочка-выручалочка»

Поделите детей на группы. Один человек – ведущий (это может быть воспитатель). Ему дается красивая палочка-выручалочка. Дети каждой группы должны вспомнить или придумать какую-либо ситуацию, когда им нужна помощь.

Например: плохое настроение, болит зуб, кто-то обидел, не купили новую игрушку, не получается сделать какое-либо дело.

После этого дети говорят ведущему: «Палочка-выручалочка, выручи нас!» Ведущий подходит к ним, и они рассказывают ему о своей проблеме.

Затем ведущий обходит другие группы, дотрагивается до них палочкой и просит каждую группу по очереди помочь своим друзьям в беде.

Игра повторяется до тех пор, пока каждой группе не помогут решить ту или иную проблему.

Беседа

Вопросы и задания для беседы:

  • Если бы кто-то спросил у вас, как научиться всегда приходить людям на помощь, что вы ответили бы?
  • Какими качествами должен обладать человек, готовый всегда прийти на помощь другим?
  • Расскажите разные случаи из своей жизни, когда кто-либо помог вам или вашей семье в беде.
  • Расскажите о том, как вы помогаете своим друзьям.
  • Кто из вашей семьи чаще всего приходит к вам на помощь?

ЛЕСНОЙ МИШКА И ПРОКАЗНИЦА-МЫШКА

Латышская сказка

Медведь – Лесной Мишка всю зиму спал в своей снежной берлоге и сосал лапу. А снилось ему лето и соты, полные меда.

Тут же рядом в норке жила Мышка-Проказница. Однажды она случайно забежала в медвежью берлогу да заблудилась там и попала к Медведю в ухо. Медведь проснулся, закрыл лапой ухо и поймал Проказницу.

– Мое ухо – нора для тебя, что ли? Вот раздавлю тебя сейчас, как ягоду малину!

– Не дави меня, Мишка, – стала жалобно просить Проказница, – лучше отпусти, я тебе пригожусь!

Лесной Мишка посмеялся над Проказницей: ну на что она может ему пригодиться? Но все же отпустил.

Прошло немного времени. Медведь темной ночью вылез из берлоги, побрел по лесу да и угодил в ловушку. Рвался он из петли что было силы, но вырваться не мог. Конец пришел Лесному Мишке! Медвежий рев разбудил Мышку-Проказницу Она выскочила из своей норки посмотреть: почему Медведь так ревет? Смотрит, а ее силач-сосед в ловушке. Мышка подбежала, перегрызла петлю и освободила Медведя. С тех пор Лесной Мишка всегда зовет Мышку-Проказницу погостить в его берлоге и даже разрешает погреться в его косматом ухе.

Вопросы и задания к сказке:

  • Представьте, что мышка из сказки залезла к вам в ухо. Что вы сказали бы ей и как бы поступили?
  • Расскажите, как взаимовыручка поможет найти выход из следующих трудных ситуаций:

– У медведицы потерялся медвежонок;

– Волчица пропала, и волчата остались одни;

– У белки украли все запасы на зиму;

– Дятел сломал свой клюв;

– Грибник наступил на муравейник.

Например: Если волчицу поймали охотники, все звери могут приносить ее волчатам еду, пока они не вырастут. Если у белки украли запасы на зиму, звери должны поделиться с ней своими запасами.

Рисунок «Слабые и сильные»

Придумайте и нарисуйте, как сильные лесные обитатели помогают слабым, а слабые – сильным.

Например, дятел помогает деревьям, которые намного больше его; деревья помогают насекомым, укрывая их на зиму в своей коре.

Творческое задание «Поможем другу»

Прочитайте детям пословицу: «Добра желаешь, добро и делай».

Попросите мальчиков подумать и рассказать обо всем добром, что они могут сделать для девочек, а девочек – обо всем добром, что они могут сделать для мальчиков. Затем поделите детей на пары из мальчиков и девочек и попросите каждую пару в течение дня помогать друг другу.

Предложите детям приготовить для тех, кто оказался с ними в паре, какой-либо подарок (рисунок, песенку). В конце дня дети встают в круг доброты и дарят друг другу подарки.

Задание на дом

Нарисуйте на доске ромашку, а в ее серединке напишите слово «дети». Попросите детей перечислить, чем и как они могут помочь своим родным. Каждый перечисленный детьми поступок помощи дарит ромашке новый лепесток. Постепенно на доске рождается цветок помощи семье.

Попросите детей дома выполнить все, что нарисовано на цветке помощи семье.

 

Урок: Верность

Игра «Наши верные друзья»

Попросите детей назвать животных (птиц, насекомых, цветы, растения), которые являются верными друзьями человека, и объяснить почему. Например, пчела – верный друг человека, потому что она дарит ему мед.

Затем дети встают в круг и получают карточки с рисунками разных обитателей мира природы. Предупредите детей, что они не должны показывать друг другу свои карточки. Один ребенок – ведущий. Он выходит на середину круга. По очереди дети рассказывают ему, как верно служат людям их обитатели мира природы.

По рассказам детей ведущий должен угадать, о ком говорит тот или иной человек. Если обитатель мира природы угадан правильно, ведущий получает карточку с рисунком этого обитателя; если неправильно – ведущим становится тот, чью карточку не угадали.

Лучший ведущий тот из детей, кто к концу игры соберет больше всего карточек.

Беседа

Вопросы и задания для беседы:

  • Какого человека можно назвать верным другом?
  • Есть ли у вас верный друг?
  • Перечислите животных, которые верно служат человеку. Расскажите о верности ваших домашних животных.
  • Расскажите о том, как вы заботитесь о своем домашнем животном.

ПЛОТНИК И КОШКА

Японская сказка

Жил в старину бедный плотник, и была у него кошка. Любил хозяин свою кошку, каждое утро, как уходил работать, оставлял ей еду, а вечером рыбы приносил. Кошка тоже любила плотника. Так они и жили. Но вот как-то напала на плотника хворь: глаза заболели. Осмотрел лекарь хворого и говорит:

– Тяжкий недуг, ведать не ведаю, как тебя исцелить.

Разболелся плотник, работать не может, денег совсем не стало – как тут купишь кошке рыбу? Вот он и говорит кошке:

– Хоть и бедно мы с тобой жили, но все же сносно. А теперь я совсем ослеп, исцелить меня никто не может. Нечем мне тебя кормить. Уж не сердись, придется тебе, видно, другого хозяина искать.

Заснул плотник. А кошка будто поняла слова хозяина. Подошла к нему, села на подушку и стала усердно глаза плотнику вылизывать. Сначала левый, потом правый, левый – правый, левый – правый.

Ночь прошла, день наступил, а кошка все глаза хозяина вылизывает. Вот так диво! Резь в глазах у бедняги утихать начала.

Прошло десять дней, а на одиннадцатый глаза у плотника перестали болеть, и стал он видеть так же хорошо, как и прежде. Только у кошки глаза стали слабнуть, день ото дня все хуже она видела. А однажды, когда хозяин спал, тихонько исчезла.

Вопросы и задания к сказке:

  • Как вы думаете, куда и почему исчезла кошка?
  • Как бы вы на месте кошки помогли своему хозяину?
  • Представьте, что хозяин нашел свою кошку и вылечил ее. Расскажите, как и чем он ее лечил.

Сценка «Верные друзья»

Поделите детей на пары. Один ребенок в паре – человек, другой – его верный друг, например, конь (собака, кошка, верблюд). Каждая пара в сценке-диалоге рассказывает, как животное послужило человеку в трудную минуту.

ВЕРНЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ СОТНИ СЛУГ

М. Скребцова

Пользы много от слуги:

Он почистит сапоги,

Приготовит, постирает,

Сказку даже прочитает.

Под рукою он всегда,

С ним не жизнь, а красота:

Но надежный, верный друг –

Лучше даже сотни слуг!

Вопросы и задания к стихотворению:

  • Что бы ты больше хотел иметь: сто слуг или одного верного друга?
  • Чем друг отличается от слуги?
  • Придумай ситуацию, в которой человеку может помочь только верный друг.

Рисунок «Для верного друга»

Попросите детей перечислить людей, которых они могут назвать своими верными друзьями, и объяснить почему. Например: мама – мой верный друг, потому что она лечит меня, когда я болею, читает мне интересные книжки и т. д. Затем дети рисуют открытку благодарности для самого верного человека в своей жизни.

Урок: Доброта

Игра «Добрый дождик»

Дети встают в круг. Все они добрые дождинки. В середине круга стоит мама туча. Этому ребенку дается чашечка с волшебной водой доброты. Включается веселая музыка, и все дождинки танцуют и кружатся вокруг мамы тучи. Когда музыка обрывается, дождинки останавливаются, а мама туча по очереди брызгает водой из чашечки на каждого в круге и спрашивает у дождинок, кому они помогли. Каждая дождинка должна придумать ответ.

Например: я увидела цветок, зачахший от жары, и напоила его; я увидела на дороге грязную машину и помыла ее; я развеселила детей и т. д.

После того как все дождинки расскажут туче про свои добрые дела, мама туча должна повторить все, что рассказали ей дождинки.

Беседа

Вопросы и задания для беседы:

  • Покажите детям семечко какого-либо фруктового дерева и попросите их нарисовать, как будет выглядеть это дерево через десять лет. После этого дети должны перечислить всех, чья доброта помогла этому дереву вырасти. (Доброта солнышка, земли, воздуха, ветерка, садовника).
  • Затем попросите детей перечислить всех, чья доброта помогает расти им. (Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей и подружек).

ДАРОМ НИ ОДНО ДОБРОЕ ДЕЛО НЕ ПРОПАДАЕТ

А. Неелова

Вспахал крестьянин свою полоску, заборонил ее и посеял. С утра до позднего вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем осенью прокормиться. Хороши были у крестьянина всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть и не давать зерну роста. «Ну, – думает крестьянин, – пропал мой урожай, как-то я проживу теперь с детишками?» И что ни день, все в поле ходит, на небо посматривает – не пошлет ли Бог дождичка.

Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой:

– Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему?

– Так-то так, – ответила другая капелька, – да что ты можешь сделать? Посмотри, какая ты крошечная – тебе не смочить и самой маленькой травки.

– Правда твоя, – согласилась капелька, – а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу.

Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала:

– Не хочу от нее отставать, пойду и я за ней.

И вот упали обе капельки – одна крестьянину на лоб, другая – на колос ржи.

– Слава тебе, Господи, дождь собирается, – обрадовался крестьянин: – Не останусь я теперь без хлеба.

Тем временем собралось много-много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.

– Пойду и я порадую мужичка, – надумала, наконец, одна из капелек.

– И я! И я! И я! – послышалось со всех сторон, и капельки дружно брызнули на землю.

Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, и снял крестьянин со своей полоски богатый урожай.

Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька – не собрать бы ему и семян со своей полоски, и пришлось бы всю зиму с семьей голодать.

Вопросы и задания к сказке:

  • Почему капелька пожалела крестьянина?
  • Расскажите, о чем говорят между собой капельки и колоски.
  • Представьте, что одна капелька, попавшая на ржаное зернышко, была волшебной, и колосок, который она полила, вырастил зернышки доброты. Расскажите, как эти зернышки помогут людям.
  • Какой была туча – мама добрых капелек?

Творческое задание «Доброе дело»

Прочитайте детям пословицу: «Доброе дело, что дождь в засуху». Раздайте детям карточки с рисунками любых предметов или явлений окружающего мира, например: солнце, вода, ветер, земля, деревья, дом, мебель, посуда, одежда, книга и т. д. Каждый должен рассказать о доброте того, кто ему достался на карточке, не называя его. Дети должны угадать, о ком рассказывали их друзья. Например: поит, умывает (вода); укрывает, защищает от непогоды, дарит уют (дом) и т. д.

Рисунок «Дерево доброты»

Нарисуйте на листе ватмана дерево доброты и попросите детей рассказать обо всех своих добрых делах. Каждое доброе дело дарит дереву новый плод. В результате на дереве появится столько плодов, сколько добрых дел дети вспомнят. Рисунок с деревом можно повесить на стену и время от времени добавлять к нему новые плоды.

 

Урок: Дружелюбие

Игра «Колечко дружелюбия»

Дети встают в круг и каждый выбирает себе какую – либо профессию. Педагог просит детей представить, что волшебное колечко дружелюбия помогает людям разных профессий. Затем он обходит детей и вкладывает в руки кого-то одного колечко дружелюбия.

Тот, кому попало колечко, рассказывает, чем дружелюбие может помочь человеку выбранной им профессии в его работе.

Например: дружелюбному врачу больные более охотно расскажут про все свои боли и беспокойства, и ему легче будет выписать для них нужное лекарство. Дружелюбному проводнику пассажиры подарят много улыбок и будут соблюдать в его вагоне порядок и чистоту. Дружелюбному продавцу покупатели подарят добрые слова, и ему не придется тратить силы на ссоры с покупателями.

После того как ребенок рассказал о представителе той или иной профессии, он вкладывает колечко в руки другого ребенка в круге, и игра продолжается.

Беседа

Вопросы и задания для беседы:

  • Как вы думаете, можно ли одновременно сделать сразу несколько добрых дел? Удавалось ли это когда-нибудь вам?
  • Были ли в вашей жизни моменты, когда дружелюбием вам удавалось смягчить неприязнь?

ХОЗЯИН ЛЕСА

А. Лопатина

Маленький зайчонок пулей вылетел на полянку и запищал:

– Спасайтесь братцы! Беда!

Зайцы бросились врассыпную. Но никого не было видно, и они постепенно вернулись обратно на поляну. Старый заяц приподнялся на задние лапки, прислушался и заявил:

– Никакой беды не слышно!

– Нет, беда, дядя заяц! В нашем лесу медведь появился, – начал рассказывать зайчонок. – Иду я по тропинке, а сквозь кусты медведь ломится и ревет: «Я иду и пою…»

Ну, я деру дал. Еле спасся. Мало нам лис и волков, теперь еще и медведь появился.

– Дядя заяц, а кого едят медведи? – поинтересовался кто-то из зайчат.

– Они любят есть все, что им попадется. Так что лучше ушки держать на макушке! – заключил старый заяц.

Вскоре новость о медведе разлетелась по всему лесу.

– Я иголками уколю его, если он захочет на меня наступить, – фыркал ежик.

– А меня он не достанет на дереве, – храбрилась белочка.

Время шло, но медведь никого не обижал. Он построил себе

берлогу под корнями упавшей ели и целыми днями собирал яго – ды и грибы. Если на пути его попадались какие-нибудь звери, медведь ревел: «Я иду и пою!» и все тут же бросались наутек. Даже волки и лисы уступали медведю дорогу

В начале лета в лесу случилась страшная буря. Ветер сбивал сучья и шишки. Маленький деревья гнулись до самой земли, а большие трещали и ломались.

Много бед наделала буря. На яму, в которой прятались от бури зайчата, упала старая сосна и закрыла им выход из ямы.

– Бедные, что с вами будет. Вы еще совсем маленькие, даже листьев желтых не видели. В снегу не кувыркались, – причитали зайчихи, окружив яму.

– Подвиньтесь, – вдруг заревел медведь. Зайчихи разбежались. Только одна не могла убежать далеко, так как во время бури повредила лапу. Она и рассказала всем, что случилось:

– Медведь отодвинул сосну. Достал всех зайчат, сдул с них землю и положил на полянку. Он их даже не тронул, а, наоборот, представляете, спас!

– Моих птенчиков медведь тоже спас! Гнездо свалилось под куст, а он поднял и обратно на дерево положил, – защебетал зяблик.

– А нам он ежат вернул. Их во время бури унес разлившийся ручей, – сообщили ежи.

– Выходит, это совсем не злой медведь, и нечего его бояться, – заключил старый заяц.

Но звери все равно убегали, заслышав рев: «Я иду и пою…».

Вскоре после бури в лес пришел лесник с внуком.

– Ой, внучок, что буря наделала! Сколько деревьев погубила, сколько зверей и птиц крова лишала, – расстраивался лесник.

Увидев свежие медвежьи следы, лесник еще больше расстроился:

– Как бы беды не случилось! В этот лес дети и женщины за ягодами ходят. Надо щит поставить с объявлением, что в лес заходить опасно.

В этот момент кто-то похлопал лесника по плечу. Дед и внук оглянулись и увидели перед собой огромного медведя, который протягивал мальчику горсть красной земляники на лопухе.

Белка, видевшая это с верхушки сосны, и целый день рассказывала всем желающим:

– Медведь ягоды мальчику отдал, развернулся и пошел. Дед словно столб застыл, а мальчик медведя догнал, спасибо сказал и подарил ему свою корзинку взамен. А еще они песню вместе спели:

Я иду и пою,

Потому что петь люблю.

Я большой медведь лесной,

Всех зову я петь со мной.

Наш медведь, оказывается, песни хором петь любит.

Лесник вскоре поставил перед лесом щит с надписью:

«Хозяин леса – медведь!

Характер – дружелюбный.

Особенности – любит петь хором».

 

Вопросы и задания к сказке:

  • Почему сначала все в лесу боялись медведя?
  • Почему лесник поставил перед лесом щит, если он уже знал, что медведь никого не обидит?
  • Как нужно воспитывать животных, чтобы они выросли дружелюбными?

Творческое задание «Добрые чувства»

Прочитайте детям пословицу: «Добрые чувства – соседи любви».

Попросите детей подумать и рассказать, какие добрые чувства учат человека любви. Например: щедрость, умение прощать, внимание к людям и т. д.

Раздайте детям карточки с названиями или рисунками разных лесных обитателей. Каждый должен придумать и рассказать какое-либо доброе дело, которое его лесной обитатель сделает для своих лесных соседей. Например: белочка угостит вкусным грибным супом; пчела вылечит медом от простуды и т. д.

Рисунок «Дружелюбный зверь»

Нарисуй самого дружелюбного зверя, которого ты встречал в своей жизни.

Урок: Милосердие

Игра «Солнышко милосердия»

Дети встают в круг. Педагог просит их рассказать о каких– либо милосердных поступках, которые совершают люди по отношению друг к другу. Каждый рассказ награждается солнышком милосердия, вырезанным из цветной бумаги. Тот, кто за определенное время получит больше всех солнышек, становится «Солнышком милосердия».

Солнышко милосердия подходит к кому-либо в круге, дотрагивается до него «своим лучиком» и дарит ему какой-либо солнечный подарок. Например: солнечного зайчика, солнечный лучик, солнечный бант, теплый день. Каждый должен рассказать, как подарок солнышка поможет ему в трудную минуту. Например: солнечный зайчик поможет мне найти дорогу домой; солнечный луч согреет меня зимой и т. д.

Если солнышко не может придумать, что оно подарит тому или иному человеку, он сам просит у солнышка какой-либо солнечный подарок.

Вопросы и задания для беседы:

  • Как вы думаете, почему раньше медсестра называлась сестрой милосердия?
  • Когда людям больше всего нужно милосердие и сострадание?
  • Как вы думаете, каждый ли человек способен на милосердный поступок?

 

Урок: Милосердие

Игра «Солнышко милосердия»

Дети встают в круг. Педагог просит их рассказать о каких– либо милосердных поступках, которые совершают люди по отношению друг к другу. Каждый рассказ награждается солнышком милосердия, вырезанным из цветной бумаги. Тот, кто за определенное время получит больше всех солнышек, становится «Солнышком милосердия».

Солнышко милосердия подходит к кому-либо в круге, дотрагивается до него «своим лучиком» и дарит ему какой-либо солнечный подарок. Например: солнечного зайчика, солнечный лучик, солнечный бант, теплый день. Каждый должен рассказать, как подарок солнышка поможет ему в трудную минуту. Например: солнечный зайчик поможет мне найти дорогу домой; солнечный луч согреет меня зимой и т. д.

Если солнышко не может придумать, что оно подарит тому или иному человеку, он сам просит у солнышка какой-либо солнечный подарок.

Вопросы и задания для беседы:

  • Как вы думаете, почему раньше медсестра называлась сестрой милосердия?
  • Когда людям больше всего нужно милосердие и сострадание?
  • Как вы думаете, каждый ли человек способен на милосердный поступок?

ПТИЧКА

А. Неелова

Было совсем темно, когда старая прачка проснулась. В ее коморке, помещавшейся в подвале, было сыро и холодно. Плохо спалось прачке, – все ее старое тело болело и ныло. Старушка поджидала только рассвета, чтобы разбудить свою внучку Нюшу, спавшую рядом с ней на старой сломанной кровати.

– Вставай, Нюша! – трясла она девочку. – Светает. Одевайся и беги скорее за фиалками. Смотри, наберут раньше тебя цветов другие дети, и понесут на базар, а ты останешься ни с чем.

Живо вскочила девочка, помылась, надела старенькое платьице и, захватив в корзиночку кусок хлеба, отправилась за цветами.

Пока прачка была здорова, работы у нее всегда было довольно, и ей с Нюшей жилось недурно. Но вот старуха как-то сильно простудилась, разболелись все ее старые кости, и не стало моченьки работать. В начале еще кое-как перебивалась, а там до того дошло, что есть стало нечего. Спасибо, что хоть Нюша кое– что зарабатывала. Недалеко от города, где жили бабушка с внучкой, был большой луг, весь усеянный фиалками. Круглую весну ходили на этот луг дети бедных горожан собирать цветы. Из цветов они делали маленькие букетики и продавали их на базаре. Нюша тоже занималась этой торговлей. Потому-то бабушка и подняла ее на рассвете с постели, чтобы она успела пораньше собрать цветов и отнести их на базар.

Нюша была добрая хорошая девочка. Она понимала, как труд – но подчас приходилось бабушке, души в ней не чаявшей, и помогала, чем могла.

Подгоняемая утренним холодком, Нюша быстро шла по узкой дороге, но как ни рано встала девочка – кто-то встал еще раньше нее. Это был старый черный ворон. Высоко взлетев на верхушку тополя, стоявшего возле самой дороги, он не сводил глаз с маленького гнездышка и терпеливо ждал, когда вылетят из гнезда за кормом для своих еще не оперившихся птенчиков отец с матерью. Нюша успела нарвать полную корзину фиалок, а ворон все еще сидел на своем месте. Только когда девочка возвращалась домой и снова поравнялась с тополем, разбойник взвился на воздух, крепко держа маленького птенчика, которого он нес своим воронятам на завтрак. Услыхала Нюша над собой жалобный писк, подняла голову, увидела ворона и бросила в него камень. Испугался ворон, выпустил добычу и улетел, а к Нюшиным ногам упала крошечная серенькая птичка и жалобно запищала. Подняла девочка дрожавшего от страха птенчика, поглядела на него и сказала: «Верно это воробышек. Какой хо – рошенький, маленький! А крылышки серенькие… Да что это? Никак на одном крылышке кровь. Верно злой ворон ущипнул его. Бедная птичка, что мне с тобой делать!» Тут Нюша вспомнила, что у них дома есть целебная мазь, которой бабушка постоянно лечила свои больные руки. «Полечу тебя, бедная птичка, – решила девочка, – а как выздоровеешь и станешь летать – отпущу на свободу».

А бабушка тем временем убрала комнату, сварила кофе, поставила на стол мисочку с творогом, отрезала ломоть черного хлеба и стала поджидать внучку.

– Посмотри, бабушка, что я принесла-то, – крикнула в дверях Нюша, таинственно пряча что-то под фартуком.

– Эка невидаль – воробей! – в сердцах сказала бабушка, взглянув на птичку. – Отнеси его назад в гнездо.

Остановилась Нюша у дверей, не выпускает птенчика из рук, а сама чуть не плачет. – «Бабушка, – говорит, – я отбила его у ворона. Видишь, у него все крыло в крови. Позволь мне помазать ему крылышко твоей мазью, живо заживет, тогда я отпущу птичку на волю».

– Ну, ладно, пусть будет по-твоему, – смягчилась бабушка. Она успела заметить, что девочка не потеряла даром времени и принесла полную корзинку фиалок.

– Кушай, – сказала она и налила Нюше чашку кофе. Нюша, ничего не евшая с утра, очень проголодалась, однако за стол не села, а сбегала сначала за мазью и осторожно помазала крылышко бедной птички и потом пустила ее на стол. Птичка тотчас же принялась клевать крошки хлеба и творога. Прилетели и назойливые мухи, не дававшие с утра до вечера покоя бабушке и внучке, и облепили стол, но птенчик тотчас же их заприметил, изловчился и стал ловить и глотать.

– Ишь, какой умный птенчик, – умеет мух ловить. Ну, оставайся у нас, – сказала старуха и кстати вспомнила, что у них на чердаке валяется старая клетка. Разыскала Нюша клетку, почистила ее и посадила туда воробышка. А на другой день, как пришло время в школу идти, взяла с бабушки слово не забывать ее птенчика. Полюбила Нюша своего воробышка и ходила за ним, как за ребенком. Стал и воробышек поправляться, ранка у него зажила, крылышки отросли, привык он к своим хозяевам и совсем стал ручным. Затворят, бывало, окно, чтобы он не улетел, выпустят из клетки, и порхает он по комнате и, к видимому удовольствию бабушки, нет-нет и поймает мушку, а сам звонко так чирикает.

– Что-то наш птенчик не по-воробьиному чирикает, – говорила бабушка. – Быть может, это и певчая птичка. – Но какая именно – бабушка не могла сказать. Так и звали по-прежнему Нюшину птичку воробышком.

День ото дня бабушка становилась все слабей и слабей. Кое– кто из господ, у которых она раньше мыла белье, присылал за ней, но она работала через силу и стирала плохо. Поняла тут старуха, что ее песенка спета. С наступлением жары отцвели и фиалки, на которых Нюша кое-что все же зарабатывала. Как дальше жить? Оставалось одно – идти с Нюшей просить милостыню.

Горько стало старухе, всю жизнь прожившей честным трудом, при этой мысли.

– Не придумаю, Нюша, что нам с тобой делать, – сказала она как-то внучке. – Состарилась я совсем – нет моих сил стирать. Будь у нас хоть немного денег, накупила бы я овощей и стала бы торговать помаленьку… Да где возьмешь денег?

– Попросим, бабушка, Боженьку, Он пошлет нам денег.

– Вот глупая-то. Ты думаешь, деньги с неба свалятся, – рассердилась старуха.

– Отчего бы им не свалиться? Ведь свалился же воробышек с неба, – простодушно ответила девочка.

Как раз в эту минуту запела маленькая птичка, – да так звонко и нежно, как никогда еще не певала. Слушают бабушка с внучкой и наслушаться не могут… Жил над ними этажом выше какой-то старичок – большой любитель птиц. Услыхал он пение Нюшиной птички, сел у окна и тоже долго, долго слушал. На другое утро, только Нюша ушла в школу, кто-то постучал к прач – ке. Отворила прачка дверь, увидела незнакомого господина, удивилась очень и с поклоном спросила: – «Что вам угодно?»

– Мне очень понравилось пение вашей птички, не продадите ли мне ее?

– Этот воробышек, который вам так понравился, принадлежит моей внучке Нюше. Девочка привязалась к птичке, – ей тяжело будет с нею расстаться.

Как ни нуждалась старушка, ей не хотелось за несколько грошей лишить Нюшу единственной радости.

– Это не воробей, а соловей, – сказал господин. – Я дорого вам за него дам.

– Соловей! – удивилась старуха. – То – то он так хорошо поет.

– Хотите, я дам вам за него десять рублей, – сказал господин, подходя к клетке и любуясь птичкой. – Если ваша внучка согласится, пусть принесет птичку.

– Десять рублей! – воскликнула старушка и от радости чуть не упала со стула. – Ах я, святая простота! Кто мог поверить, что нам и вправду свалится с неба столько денег!

Хоть и грустно было Нюше расставаться с птичкой, но, чтобы помочь бабушке, она продала свою любимицу старичку. Посадил новый хозяин соловушку в клетку, а клетку повесил в кабинет над окном. Как придет бывало вечер, защелкает голосистый соловей, отворит Нюша окошко в своей комнате и долго, долго слушает чудное пение.

Накупила бабушка овощей, положила их в корзину, поставила ее в сени своего дома и стала с помощью Нюши торговать помаленьку. Узнали про это жильцы и стали нарасхват у нее покупать, а старушке это и на руку – сидит себе на одном месте, отпускает на копейку, на две то того, то другого, – и спокойно, и выгодно. Вспомнит иной раз старушка, как она от нужды избавилась, и скажет: – «На все воля Господня! Захочет Он, Многомилостивый, и так устроит, что деньги и впрямь с неба свалятся».

Вопросы и задания к сказке:

  • Можно ли назвать Нюшу милосердной девочкой?
  • Как вы думаете, о чем пел соловушка в доме у Нюши?
  • Если бы у вас в доме поселилась певчая птичка, как бы вы за ней ухаживали?
  • Как бы вы поступили на месте Нюши: продали бы птичку или оставили себе?

Сценка «Законы милосердия»

Представьте, что вас пригласили в страну, которой правит милосердный правитель. Поделите детей на пары и попросите их в сценке-диалоге рассказать, какие законы милосердия приняты в этой стране для людей, животных или птиц.

Например: раз в неделю каждый богатый человек в этой стране должен пригласить к себе в гости бедняка и накормить его вкусным обедом и подарить ему какой-нибудь подарок; в течение зимы каждый должен сделать две кормушки для птиц.

 

СЕРДЦЕ ЖИВО МИЛОСТЬЮ

М. Скребцова

Сердце добрым быть должно,

Так оно сотворено,

Чтоб дарить любовь и свет

Всем вокруг десятки лет.

Сердце может заболеть,

Перестанет сердце петь,

Если нет в нем состраданья,

Чуткости и пониманья.

 

Вопросы к стихотворению:

  • Как научить свое сердце дарить людям милосердие?
  • Может ли твое сердце болеть от чужой беды?
  • Что нужно сделать, чтобы на земле меньше было обездоленных и несчастных людей?

Рисунок «Сердце милосердия»

Попросите детей рассказать, что человек с добрым сердцем может сделать для обездоленных и голодных людей.

Затем дети должны представить, что по всей земле люди стали праздновать день милосердия. Дети вырезают из бумаги сердце милосердия и рассказывают, какие милосердные поступки они совершат в этот день. После этого дети рисуют в сердце столько звездочек, сколько милосердных поступков они придумали. Попросите детей совершить все милосердные поступки, которые они придумали.


Подробнее – см. «Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах»: