Н.К. Рерих о Дне Культуры

«Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ»
«Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества».

День Культуры 15 апреля 2024 года

в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга

«Дума о Культуре есть врата в будущее»

К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха

NKR Zemlya Slavyanskaya

Пока Культура лишь роскошь, лишь пирог праздничный, она еще не перестроит жизнь. Может ли сознание среди каждодневности обойтись без книг, без творений красоты, без всего многообразного Музейона – Дома Муз?

Н.К. Рерих. ТВЕРДЫНЯ ПЛАМЕННАЯ

День Культуры как метод приобщения юного поколения к культурным ценностям

Уварова Лариса Ивановна,
специалист Санкт-Петербургской Академии
постдипломного педагогического образования,
ответственный редактор журнала «Педагогика Культуры».

Спасение общества от кризисов, от деградации, как сегодня многим становится понятно, – в культуре, в ее этической и эстетической основе, в осознании каждым членом общества духовных ценностей, которыми жило и живет человечество, – всего священного, познавательного и прекрасного, что составляет культуру, что лежит в основании творческого, мирного созидания. Культура, как известно, выполняет важнейшую корректирующую функцию в развитии общества, выступая посредником в разрешении достаточно острых противоречий между материальным и духовным; она в состоянии урегулировать возникшие противоречия между человеком и техникой, т.к. разработка новых технологий давно перешагнула чисто технические границы и превратилась в серьезную нравственную проблему.

В наше время объективно возникает необходимость выработки системы мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов содержания образования и, таким образом, на формирование личностной зрелости обучаемых, поскольку, в целом, от образования, системы его организации в направлении культурного формирования личности, зависит успех развития общества.

Цели образования, – по определению выдающегося ученого, философа и педагога С.И. Гессена, – культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен человек1. Эти цели в качестве задач образования отражены в законодательных актах Российской Федерации, в частности, в Законе об Образовании.

В современном обществе культурная политика становится решающим моментом в развитии общества, определяющим фактором любой политики, в том числе и экономической. Стабильность политической системы, экологическая, демографическая ситуация в значительной мере обусловливаются культурными факторами. Под культурой в данном случае понимается весь комплекс духовных достижений общества, как в материальной, так и в духовной, интеллектуально-нравственной, сфере деятельности людей. Культура есть исторически накопленный духовный опыт человечества, используемый как инструмент беспрерывных преобразований, как человека, так и окружающей среды, обеспечивающий человеку и человечеству перспективы социального и духовного развития в его наиболее благоприятных и наименее кризисных направлениях.

Социокультурный подход к решению проблем общественного развития отражает наметившуюся смену самой парадигмы цивилизационного развития: переход от свойственного индустриальному обществу технократизма к культуроцентризму, на котором будет основываться грядущая цивилизация постматериальных ценностей.

Становление личности, обучение и освоение индивидом ценностей, и установок, присущих данному обществу, происходит в процессе социализации, в том числе в системе образования, когда индивид усваивает систему знаний и норм, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Фактор уровня развития личности, ее культуры и образованности зависит от успешности процесса социализации. В связи с этим, весьма актуальным является аспект, связанный с «эффектом социализации» – преодолением негативных явлений, приводящих к девиантному поведению. Здесь решающая роль принадлежит как средней, так и высшей школе, в концепциях которых должно быть уделено значительное место вопросам культуры.

Согласно идеям, составляющим концепцию воспитания Человека Культуры2, а также в соответствии с Петербургской концепцией воспитания3, которой свойственен комплексный, общепланетарный взгляд на человека в масштабе социума и Вселенной, образование представляет собой основу духовности, но чтобы стать таковым, оно должно иметь соответствующее содержание, ориентированное на мировую и национальную культуру: философию, этику, эстетику, человековедение и др. ее компоненты. Определение и понимание ценностей имеет решающее значение при понимании и определении культуры. Именно от понимания культуры, – как пишут ученые-социологи, – зависит направленность социальных действий, сохранение жизненных сил социальных субъектов, политика и идеология; «понимание культуры становится задачей и обязанностью общества»4.

Всему миру предстоит испытание восприятием культуры, и это испытание труднее средневековых – огнем, водой и железом, – писал в свое время, опережая события, выдающийся деятель мировой культуры Н.К. Рерих, который не только мыслил дальновидно, но и умел решительно действовать, организовав международное движение в защиту культурных ценностей.

Воспринять культуру – значит, перейти от созерцания к ее осознанию и пониманию.

Осмысление культуры требует индивидуального творческого ее восприятия, обуславливает становление целостной личности, – пишут по этому поводу ученые А.С. Ахиезер и М.А Шуровский: «Без интерпретации нет освоения культуры как содержания личностного сознания, деятельности, нет культуры как механизма воспроизводства»5.

Известно, что ядро культуры составляют общечеловеческие цели и ценности6. Дети, юное поколение, с малых лет должны знать, что существуют общечеловеческие ценности, которые связаны с простейшими формами взаимоотношений людей, с человеколюбием, что всегда, во все времена считалось нормой – не воровать, не убивать, помогать людям в трудностях, говорить правду, выполнять обещания; что у всех народов всегда поощрялись – честность, смелость, великодушие, скромность, а осуждались – жестокость, лицемерие, зависть, трусость и т.п. Если эти нравственные устои, нормы жизни, окажутся в забвении, и произойдет их замена на фальшивые ценности, если искусство и истинные знания подвергнутся девальвации, как и все высокие понятия – Любовь, Родина, Учитель, Материнство, если будут осмеиваться такие чувства, как долг, честь, совесть, достоинство – становится ясно, что само здание жизни окажется без опоры, фундамента, и человеческое общество при построении своего будущего окажется в весьма сложном и крайне опасном положении. Начало этого процесса, отчасти, мы уже наблюдаем по нарастанию того общего кризиса и проблем, которые носят глобальный характер.

Для утверждения в жизни духовных начал, для претворения и реализации идей Международного договора по охране культурных ценностей – Пакта Мира – в 30-е годы прошлого столетия был провозглашен Всемирный День Культуры, идея которого заключается в том, чтобы путем охраны человеческого творчества в сознание масс и подрастающего поколения закладывать уважение к духовным, культурным ценностям, которыми жило и живет человечество. Так было положено начало новой традиции – проведения Праздника возвышенной и утонченной Культуры, особенно необходимой в трудные времена. «Там, где Культура, там и правильное решение труднейших социальных проблем», – писал инициатор этой идеи выдающийся художник и мыслитель Н.К. Рерих. «Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества»7.

Традиция проведения Дня Культуры получила свое развитие в 90-е годы ХХ столетия, и сегодня можно отметить, что идея организации этого торжественного школьного праздника широко распространилась среди педагогов России, а также за рубежом. Собран большой материал о том, как многообразно проявляют свое творчество и самоотверженно трудятся педагоги и организаторы везде, где подхвачена эта идея, и как вместе со школьниками и общественностью они утверждают (на фоне немалых трудностей и все более углубляющихся социальных проблем) идеи гуманизма непосредственно в самой жизни. Известен, например, замечательный опыт самоотверженной работы по продвижению идей культуры в Екатеринбурге, Волгограде, Уфе, регионах Сибири, в городах и сельской местности.

В Санкт-Петербурге этот праздник имеет уже десятилетнюю историю и обладает своими организационными особенностями, о которых подробнее речь пойдет ниже.

В специальных выпусках литературы для педагогов, а также в материалах Интернет-ресурсов8, посвященных Дню Культуры, имеется описание некоторой части опыта большой и ответственной работы, осуществляемой совместными усилиями многих педагогических коллективов, организаций и отдельных творческих личностей – тех, кто, трудясь на общее благо, действенно проявляет свое неравнодушие к проблемам юного поколения, к его будущему.

Проблемы эти в последнее время всё более усиливаются, и это можно объяснить тем, что в настоящий период общественных преобразований Культура, – то, на чем основывается образование и воспитание, развитие личности и, в целом, прогресс общества, – именно Культура подвергается сегодня большой опасности: ее бесцеремонно теснит, занимая передовые позиции в средствах массовой информации, так называемая «массовая культура», или, как ее определяют ученые, эрзац-культура – подделка, суррогат.

«Массовая культура», пользуясь невзыскательностью интеллектуальных и эстетических запросов потребителя, непросвещенностью многих и многих людей в вопросах культуры, незаметно подменяет истинные, духовные ценности – ценности культуры – на фальшивые, пользуясь мишурой. Ловко манипулируя этой подменой и являясь, действительно, массовой, поскольку имеет выход на самую широкую аудиторию через СМИ, хорошо технически оснащенная, она становится чрезвычайно опасной для общества, особенно, для подрастающего поколения, вселяя в сознание молодых людей сомнения в нравственных, этических Основах жизни. Именно в подмене ценностей Искусства, Науки, Религии, в подмене моральных норм, принципов, идеалов, понятия добра, справедливости, счастья и т.п., которые человек может усвоить в ходе социализации, приобщаясь к Всемирной Культуре, и которые являются Основами бытия – в этой замене натурального питания, поступающего из культурной сокровищницы, на «искусственное вскармливание» и заключается пагубное влияние «массовой культуры»9.

Ежегодный школьный праздник День Культуры в Санкт-Петербурге, как было отмечено выше, проводится уже в течение нескольких лет и приурочен к 15 апреля – дате подписания в 1935 году Международного Договора по охране и защите культурных ценностей человечества, который в дальнейшем лег в основу Гаагской конвенции. Опыт работы по проведению школьного Дня Культуры позволяет выделить некоторые организационные моменты, которые начинаются, как это принято, с определения цели и задач.

Целью школьного Дня Культуры является установление традиции единения людей – творческих личностей и организаций – в деле воспитания подрастающего поколения на основе Культуры как синтеза Знания и Красоты, осознания и защиты лучших достижений человеческого творчества.

В соответствии с целью Дня Культуры определяются задачи и пути их реализации, которые связаны с тем, чтобы способствовать:

• пониманию обществом истинного значения Культуры – как почитания Света (духовного начала), как единства Искусства, Науки и Религии, всего священного, познавательного и прекрасного;

• осознанию значения корректирующей функции Культуры в развитии общества;

• признанию приоритетной роли духовно-нравственного и эстетического воспитания в социально-экономической политике государства и жизни общества;

• воспитанию и развитию у подрастающего поколения чувства прекрасного, утонченного, расширенного сознания, что может осуществляться путём:

– ознакомления с лучшими творениями человечества, выраженными в произведениях как национального творчества, так и в мировом искусстве, литературе, в достижениях науки, а также в различных этических, философских, религиозных учениях;

– создания условий для широкого проявления детского и юношеского творчества;

– воспитания ответственности за сохранность и защиту культурных творений человечества.

Кроме этого, важнейшая задача Дня Культуры – способствовать объединению людей в их духовном устремлении к совершенствованию, к творческому, деловому сотрудничеству.

День Культуры как метод приобщения подрастающего поколения к Прекрасному, к Культуре является особой формой объединения творческих сил различных социальных групп населения – в первую очередь, педагогов, школьников и их родителей – в борьбе за сохранение культурного достояния. Такое единение облагораживает и возвышает дух человеческий, несет спасение от воздействия разрушительных тенденций, имеющих место в обществе.

Практика показывает: День Культуры как форма, объединяющая людей в деле культурного созидания, обладает многими ценными свойствами. Среди них: доступность этого средства для всех участников процесса; вместимость по содержанию, разнообразие форм; неограниченность по широте охвата; гибкость применения в меняющейся обстановке и многое другое.

Так, малыми средствами, в каждодневности, можно осуществлять борьбу с воинствующим бескультурьем: с невежеством, противопоставляя ему красоту Знания и знание о Красоте; с пошлостью, являя юному поколению прекрасные примеры духовного творчества и т.п. Многое можно сделать полезного таким путем для мира, для культуры, дать толчок к развитию, к росту, и для этого «не надо ждать всемирного признания», как писал инициатор и вдохновитель этого Праздника, – начало общего блага и красоты творится во всяком размере, сохраняя свой животворный потенциал10.

Оргкомитет по проведению Дня Культуры в школах Санкт-Петербурга, в который входят работники системы образования, сотрудники Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования, представители общественности, в том числе Международной Лиги защиты Культуры, ежегодно проводит городской праздник, выполняя объединительную функцию, задает тему Дня Культуры, разрабатывает методические пособия, проводит конкурсы творческих работ и т.п. Праздник, как правило, проходит под каким-либо девизом – не только с целью внесения разнообразия, но и для освещения различных граней многосложных явлений культуры, что позволяет по-особому взглянуть на процессы воспитания и культурного строительства в их единстве и взаимодействии. Так, в 2009 году, День Культуры в школах Санкт-Петербурга предложено провести под девизом: «Осознание Красоты преобразит жизнь»; подготовлены методические рекомендации по теме11.

Надо отметить, что творчество школьников, которое активно проявляется в период подготовки к Празднику, о многом заставляет задуматься взрослых и пересмотреть свои взгляды на воспитание, а кому-то – и в целом на поколение юных. Их способность браться в своих сочинениях за решение сложнейших мировоззренческих вопросов, являя высокие примеры красоты и культуры мышления, говорит о зрелости личности, и эта характеристика вполне соответствует современному школьнику. При этом нельзя обойтись без слов признательности учителям, чей сердечный отклик на зов о Культуре и совершенствовании пробудил прекрасные струны «эоловой арфы» – чистой детской души.

Несмотря на сложные процессы, происходящие в нашей стране, забота о культурном развитии детей – нравственном и эстетическом, об их здоровье, физическом и духовном, является самой главной задачей общества, т.к. они, дети, подростки, все молодое поколение, вместе с взрослыми остро переживают трудный период становления нового общества и готовятся своим трудом творчески преобразовывать этот мир.

Для каждого очевидно, что на пути осознания Прекрасного, почитания духовности и культуры нет разрушений и пороков общества. Несомненно, что движение культуры, стремление к творческому единению людей доброй воли будет иметь дальнейшее развитие.

__________________________________

 1 Гессен С.И. Основы педагогики : Введение в прикладную философию. – М.: Школа-пресс, 1995. – С.36.
 2 Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях): Научно-методическая разработка. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1995. – 32 с.
 3 Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания: Петербургская концепция. – СПб.: СПб ГУПМ, 1994. – С. 3-6.
 4 Попов Е.А. Культурология и современная социология // СОЦИС, 2006, № 12. – С.65.
 5 Ахиезер А.С., Шуровский М.А. От диалога к диалогизации (в свете концепции В. Библера)//Вопросы философии. – 2005. – № 3. – С. 58.
 6 Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Большая Росс. Энциклопедия, 1993. – Том 1. – С. 486.
 7 Знамя Мира. – М.: Международный Центр Рерихов, 1995. – С. 71, 83.
 8 Уварова Л.И., Полякова Т.И. День единения в Культуре: Пособие для педагогов по проведению школьного Дня Культуры – СПб.: Изд-во «Левша. Санкт-Петербург», 2002. – 112 с. См. также материалы сайта «День единения в Культуре» www.cultura.spb.ru , а также сайт журнала «Педагогика Культуры» www.pedagogika-cultura.narod.ru..
 9 К «массовой культуре» относятся такие направления и проявления, как: СМИ, транслирующие населению текущую информацию и интерпретирующие эту информацию в русле и ракурсе, соответствующем интересам ангажирующего данное СМИ «заказчика», также формирующие общественное мнение в интересах данного заказчика; индустрия досуга и имиджа – система организации и стимулирования массового потребительского спроса – реклама, мода, секс-индустрия и другие формы провоцирования потребительского ажиотажа вокруг вещей, услуг и т.д., превращающая процесс безостановочного потребления социальных услуг в самоцель существования – подробнее см. Энциклопедию «Культурология. XX век» (СПб.: Университетская книга – «Алетейя», 1998. – Том 2 – С. 22).
 10 Примечание. Признание со временем все же приходит. Так, Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга, СПб Академия постдипломного педагогического образования не однажды награждали Оргкомитет по проведению школьного Дня Культуры Почетными Грамотами.
 11 Уварова Л.И. Осознание Красоты преобразит жизнь: Пособие для педагогов и организаторов Дня Культуры. –СПб: НП «Невский проект», 2009. – 40 с.

 

Опубликовано:

Уварова Л.И. День Культуры как метод приобщения юного поколения к культурным ценностям. //Ребенок в современном мире: Детство и социокультурная прогностика/ Материалы ХVI Международной конференции, РГПУ им. А.И.Герцена, 22-24 апр. 2009 г./ Гл.ред. проф. К.В.Султанов, отв. за вып. проф. А.П.Валицкая. Ред.колл.: А.А. Грякалов, А.А. Корольков, В.З. Кантор и др. – СПб.: Изд-во СПб Государственного Политехнического Университета, 2009. – С.459-465.