Н.К. Рерих о Дне Культуры

«Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ»
«Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества».

День Культуры 15 апреля 2024 года

в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга

«Дума о Культуре есть врата в будущее»

К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха

NKR Zemlya Slavyanskaya

Пока Культура лишь роскошь, лишь пирог праздничный, она еще не перестроит жизнь. Может ли сознание среди каждодневности обойтись без книг, без творений красоты, без всего многообразного Музейона – Дома Муз?

Н.К. Рерих. ТВЕРДЫНЯ ПЛАМЕННАЯ

«Программа по созданию условий для воспитания школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы»

(выдержки)

Программа направлена на консолидацию усилий различных социальных институтов (семьи, общественных организаций, государственных учреждений, учреждений культуры, предприятий) в выработке общих позиций о сущности, смысле и содержании воспитательной деятельности в Санкт-Петербурге.

Основные направления Программы – "Познаю мир"; "Я – петербуржец"; "Мой мир"; "Мое здоровье – мое будущее"; "Семья – моя главная опора"; "Современный воспитатель

Формирование личностных ценностных ориентаций подрастающего поколения в современных условиях наталкивается на ряд нерешенных проблем. В их числе противоречия, возникающие между декларируемыми российскими ценностями и ценностями, принятыми в обществе под влиянием СМИ.

В этой связи требуется проведение комплекса мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности школьника и привитие ему подлинных духовно-нравственных идеалов, формирование положительных ценностных установок, позволяющих ориентироваться в информационном многообразии и в дальнейшем самостоятельно делать выбор в пользу общечеловеческих норм и правил.

Для эффективного решения данной задачи необходимо объединение усилий всех активных социальных институтов гражданского общества, среди которых особую роль играют семья, школа и традиционные религиозные объединения. Целесообразно вырабатывать инновационные процедуры и механизмы взаимодействия ГОУ с традиционными религиозными организациями в построении системы духовно-нравственного развития и воспитания школьников с целью осмысления мировоззренческих идеалов и ценностей религиозного мировоззрения.

Общечеловеческие ценности выделяются среди прочих ценностей тем, что выражают общие интересы человеческого рода, свободные от национальных, политических, религиозных и иных пристрастий, и в этом качестве выступают императивом развития человеческой цивилизации.

К общечеловеческим ценностям, признанным мировым сообществом, относятся жизнь, свобода, счастье, а также высшие проявления природы человека, раскрывающиеся в его общении с себе подобными и трансцендентным миром. Попрание общечеловеческих ценностей рассматривается как преступление против человечества.

Это направление предполагает воспитание нравственности как показателя воспитанности формирующейся личности. Воспитанность проявляется в осознании нравственных норм, их принятии, потребности и умении их применять. Сознательная дисциплина, уважение к труду и к людям труда, культура общения, культура речи, экологическая культура, ответственность личности за свои поступки, ее внешний облик – результат нравственного воспитания. Особо рассматривается воспитание толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания, формирование умения противодействовать асоциальным проявлениям, знание правовых норм поведения и руководство ими в повседневной жизни. Формирование правовых основ поведения и правовой культуры.

Система образования видит задачу в том, чтобы противопоставить массовой культуре, рассчитанной на удовлетворение примитивных потребностей молодежи, высокую культуру, основанную на глубоких, фундаментальных социально-культурных традициях.

В организации воспитания по данному направлению следует исходить из того, что Санкт-Петербург является мировым центром просвещения, образования и культуры.

Необходимо использовать уникальную роль искусства, заключающееся в произведениях искусства глубокое психологическое и социальное содержание для становления личности школьника, передачи духовного опыта поколений.

Общение с искусством должно быть процессом самопознания и самовоспитания. Результат художественно-эстетического воспитания – художественная грамотность, эстетическая образованность школьников: широта кругозора в области искусства, развитое эстетическое чувство, основанное на умении ценить и понимать прекрасное; способность к художественному творчеству, навыки практической деятельности в конкретных видах искусства. В конечном счете, результатом эстетического развития, приобщения к искусству и художественному творчеству должно стать нравственное совершенствование личности.

Воспитательные программы ГОУ – это программы, актуализирующие ценностный потенциал Санкт-Петербурга. Разрабатывая воспитательные программы, следует ориентироваться на созидательный потенциал многообразия, дружелюбие к разным культурам и их носителям, формирование толерантного сознания.

Следует развивать интерес школьников к активному познанию культуры Санкт-Петербурга и самореализации в нем. Важно разрабатывать программы дополнительного образования, реализуемые совместно с петербургскими театрами, музеями, кино и концертными залами, художественными галереями.

Одной из значимых основ процесса нравственного становления личности выступает чтение и осмысление классической и современной литературы. Программы непрерывного развития культуры чтения на всех этапах обучения с учетом возрастных особенностей школьников должны стать неотъемлемой частью воспитательных программ школ. Разработка и реализация таких программ должна идти во взаимодействии с издательствами и книготорговыми организациями, писателями, художниками. Увлечение чтением должно быть поддержано во всех возрастных группах: среди детей, родителей, педагогов, партнеров школы. Приобщение к чтению не должно носить насильственного характера, должно сопровождаться процессом осмысления прочитанного, порождением различных форм читательского отклика (конкурсы, фестивали, творческие проекты, публикации, встречи с писателями, игровые программы).

Учитывая огромный интерес школьников к современной музыке, следует искать адекватные ответы, обуславливающие развитие музыкального вкуса, в котором принятие классических образцов не отрицает права молодых на творение собственного музыкального мира; гармонизация современности и классики на основе развития эстетического чувства должна стать основой для значимых воспитательных проектов ГОУ.

Значительным источником нравственных ценностей выступает наука и мир современных технологий. ГОУ следует активнее включать школьников в осмысление сущности современного прогресса, роли человека в этом процессе, мере его ответственности. Исследовательские проекты, научные дискуссии, встречи с современными предпринимателями и учеными, разработка и реализация школьниками конструкторских проектов, программы поддержки юных изобретателей – отличительная черта современного воспитания.

Становление ценностного мира современного школьника происходит не только в реальном и виртуальном пространстве современных социальных сетей. Активная позиция ГОУ, направленная на использование созидательного потенциала Интернет-пространства и корректировку негативного ценностного воздействия должна стать важной частью воспитательных программ ГОУ. Программы социального сетевого взаимодействия, разрабатываемые и реализуемые в содружестве с различными социальными институтами – отличительная черта современных воспитательных программ.

Культура петербуржца складывается из самых различных проявлений: культуры устной публичной речи, культуры бытовых коммуникаций; культуры общения между всеми участниками образовательного процесса; культуры поведения в городе и обществе, медиакультуры. ГОУ должны стремиться к воспитанию культуры петербуржца прежде всего за счет уклада собственной школьной жизни, традиций и правил, установленных в ГОУ, характеризующих взаимодействие старшего и младшего поколения. Следует развивать культуру собственного достоинства юного петербуржца, считать неприемлемыми проявления межличностного насилия, недопустимым – начальственный и педагогический окрик, оскорбление, унижение человека (любого возраста) на уроке, перемене, собрании и т.д.

В рамках направления планируется реализация проектов "Музейная работа как фактор социализации детей в воспитательном пространстве Санкт-Петербурга" "Читающий школьник в читающем Петербурге", "Школьный мир музыки", "Театральный урок", представляющих собой комплекс мероприятий – экскурсий, лекций, концертов, библиотечных уроков, встреч с деятелями культуры и искусства, направленных на работу со школьниками, педагогами и родителями.

Полностью Программа опубликована на сайте:
http://docs.cntd.ru/document/891859466