ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 334 Невского района Санкт-Петербурга

Священная флейта

Рерих С.Н. Священная флейта. 1968
Холст, темпера. 91 х 124 см.
Находится: Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва

 

Рерих С.Н. Священная флейта. 1968

Видное место в искусстве Святослава Рериха занимает индийский эпос, в частности замечательна его трактовка легенд о Кришне, который почитается как божество любви и как прекрасный пастух.

В картине «Священная флейта» юноша Кришна играет на флейте. Его осеняют пышные ветви красивого ярко-золотистого дерева («золотое дерево»). За кустом агавы остановился зебу (дикий бык), как бы прислушиваясь к знакомым звукам флейты пастуха. Овальное белое облачко оживляет небо: оно такое же нежное и чистое, как светлая, радостная и торжественно опустившаяся вокруг Кришны листва, образующая полупрозрачный шатер. Кругом обширная слегка холмистая местность. Одинокий пастушок и зебу сразу «населяют» пустынную природу своим присутствием, внося ощущение жизни, мира и глубокой человечности. Композиция искусно уравновешена, успокоена, ее ритм создан четким переходом от светящейся кроны к темной фигуре Кришны и от темно-зеленой агавы к светлой масти зебу. Легкое облачко плывет в небе как заключительный аккорд ритма всей картины.

«В Индии была игра, в которой каждый должен был назвать наибольшего героя. Один малыш назвал Кришну. Его начали укорять, говоря: "Кришна – Бог". Но малыш настаивал, что Кришна, прежде всего, герой, ибо он потрудился на пользу родины; также указывал, что Кришна знал язык животных. На это сказали – "Он играл и очаровывал диких зверей". Малыш настаивал – "Значит, Кришна знал и язык животных"». (Надземное, 664)

Учёные утверждают, что цвет и звук – универсальные средства от всех зол. Красота и гармония усмиряли даже диких животных.