- Информация о материале
- Просмотров: 97
Небесный бой
Рерих. Н.К. Небесный бой. 1912
Картон, темпера. 66 х 95 см.
Находится: Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург
Трудно перечислить и описать все многообразие торжественных, прекрасных и неповторимых образов неба в картинах Рериха. Изображение облаков занимало в его творчестве особое место. Всегда удивительно живые, напоминающие своими очертаниями то корабли, то птиц, то животных, то людей, эти облака – словно отображения происходящих на земле событий. Так, в картине “Небесный бой”, добившись передачи необыкновенно одухотворённой динамики облачных масс, Н.К. Рерих создал полное впечатление борьбы стихий.
Идёт бой между двумя стихиями, низшими и высшими, земным и духовным, тот бой, который запечатлён на этой картине на небе.
Над волнистыми, уходящими далями грандиозные облака. Всё выше и выше громоздятся они. Светлые, тёмные. Что-то скрыто, кто-то скрыт в этих неверных и в то же время столь удивительных враждующих формах облаков. Интересно, что сперва на этом медно звучащем облаке были написаны фигуры летящих валькирий, которые потом художник обратил в облака, сказав: “Пусть присутствуют незримо”... Но они, эти силы, присутствуют реально. Мысль художника обращается от земной очевидности до незримой реальности.
Покоряют одухотворённость и динамичность созданного художником образа. Мощные массы облаков надвигаются друг на друга, борются и сияют. Одушевлённая природа живёт своей жизнью. Незримо присутствующие валькирии сражаются в нависших над землёй облаках. В этой картине доминирует небо. Земля людей – лишь узкая полоска в нижней зоне картины с маленькими, едва заметными вдали жилищами, озёрами и лесами. Земля, кажется, замерла, потрясённая грандиозной битвой в высших сферах. Тонко разработанная цветовая гамма колеблется от чистых золотистых тонов до фиолетовых.