- Информация о материале
- Просмотров: 89
Мадонна Орифламма
Рерих Н.К. Мадонна Орифламма. 1932
Холст, темпера. 173.5 x 99.4 см.
Находится: Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк
Значение слова «Орифламма» (от лат. aurum – золото, flamma – пламя) – в средневековой Франции это флаг короля, который выбрасывался на копье в критический момент боя (Энцикл. словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона).
На картине изображена Мадонна с развёрнутым в руках полотнищем Знамени Мира.
Знак Знамени Мира – древнейший символ, встречающийся в разных частях Света и отражающий фундаментальную философскую идею о триединстве всего сущего. Она присутствует в христианской Троице, в индуистском Тримурти, в древнеславянском Триглаве, в представлении о человеке как о синтезе тела, души и духа и на Западе, и на Востоке.
В Знамени Мира содержатся все устои Культуры. Именно в преддверии войн, разрушений, разложений нужно принимать Знамя Мира. При наступлении нового цикла развития человечества Знамя Мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к пониманию Культуры, к уважению того, что есть бессмертие духа. Не может человечество процветать без знания величия Культуры. Знамя Мира откроет врата к лучшему будущему. Спасение – в Культуре. Так Знамя Мира несет лучшее будущее.
Там, где Культура, там и мир, там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем.
Знамя Мира – Знак мирного единения, символ не одной страны, а всего цивилизованного мира. Женщины соткут и развернут Знамя Мира, зажгут огонь творчества, скажут детям о Красоте и Знании, расскажут о силе творческой мысли, уберегут их от разложения, смогут зажечь молодые сердца понятием подвига и героизма, скажут о преимуществе духовных ценностей.
Картина «Мадонна Орифламма» или, как ее называл сам художник, «Владычица Знамени Мира» («Владычица Червонно-Пламенная») специально посвящена Пакту Мира.
Мысли о Пакте, более известном как Пакт Рериха, нашли отражение и в искусстве Николая Константиновича. Эмблему «Знамени Мира» можно видеть на многих его полотнах тридцатых годов.
В какой-то мере «Орифламма» явилась и откликом Рериха на женское движение за равноправие. Проблема эта и посейчас существует во многих странах, в первых же десятилетиях 20-го века она стояла весьма остро, и Николай Константинович поддерживал борьбу женщин за их права. Многие женские организации в свою очередь активно выступали в защиту культурных начинаний художника и особенно Пакта и «Знамени Мира». В обращении к «Обществу единения женщин» художник писал в 1931 году:
«Женщины, ведь вы соткете и развернете Знамя Мира. Вы безбоязненно станете на страже улучшения жизни.
Вы зажжете у каждого очага огонь прекрасный, творящий и ободряющий. Вы скажете детям первое слово о красоте…
Вы произнесете священное слово Культура».