К миру и ненасилию через культуру

Когда речь идет о духовной культуре, то есть о внутреннем мире человека, следует учесть, что все мы слишком разные, соответственно и внутренний мир у нас разный. Современные катастрофы не способствуют тому, чтобы люди открывались друг другу. Исключения составляют писатели, которые, излагая мысли, чувства и переживания, открывают нам мир героев, в образах которых мы узнаём себя.

Классики русской литературы: Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир», И.А. Гончаров в «Обломове» или И.С. Тургенев в «Отцах и детях», – излагая свои мысли, популярные теории XIX века, проводя героев через путь духовных исканий, учат нас нравственности, воспитывают на примерах своих персонажей, говорят нам, «что такое хорошо, а что такое плохо». Мы не должны наступать на те же грабли, на которые наступал уже кто-то, вошедший в мировую «копилку» типичных героев. В XIX веке не существовало отдельно детской литературы, она была одна для всех, и составители учебных программ в дореволюционных гимназиях, выбирая самые поучительные или интересные, по их мнению, произведения, обязывали прочесть их детей, таким образом, подростки получали жизненный опыт. К слову, в Европе тоже не было предназначенной для детей литературы: например, братья Гримм, задавшись целью составить единый немецкий язык, на котором могли и должны были говорить все немецкие княжества, объезжали территории, изучали особенности грамматики и словообразования и в результате совершенно случайно решили записывать сказки и предания, которые на самом деле в оригинале не предназначены для чтения детей. Такие писатели, как Г. Х. Андерсен, сочинивший «Русалочку», «Огниво», или Дж. Барри, автор «Питера Пэна», тоже не преследовали цели написать произведения, пригодные для детского чтения, они создавали сказки, пьесы, удобные для постановки в театре, а затем оказалось, что их можно дать прочитать и детям. Так через литературу, через взаимообогащение культур, через общность духовных устремлений молодой человек учится противостоять злу, будь то сказка или роман-эпопея.

Человек всегда стремится к чему-либо, исходя из своих духовных интересов. А при становлении внутреннего мира человека немаловажную роль играет идеология государства.

Россия старалась не вести завоевательную политику. Почему в отличие от многих стран Европы: Англии, Португалии, Испании – у нас никогда не было колоний на других материках? Славянские племена всегда жили на одних и тех же территориях, охраняли их, отдавая за них жизнь. Ни одному иностранному государству не удалось захватить Россию: ни польским шляхтичам с Лжедмитрием, ни самонадеянным французам, уверенно ведомым к вожделенной победе Наполеоном, ни нацистской Германии.

Но такую политику, к сожалению, ведут далеко не все мировые державы. Зачастую политика государства зависит от ее правительства, а не только от духовного уровня ее отдельных граждан. Например, США во главе с Бараком Обамой, не обращая внимания на мнение жителей страны, проводят активную внешнюю политику милитаризма, своими действиями накаляя международную обстановку, разжигая ненависть между народами, провоцируя их на военные действия.

Стоит задать вопрос: почему же Россия ведёт себя иначе испокон веков? Причина этого – идеологическое состояние страны, понимание важности сохранения духовных традиций, ценностей и уважительное отношение к культуре других стран. И конечно, православная вера, отличающаяся от других религий «непротивлением злу насилием», возможностью возрождения для оступившегося, переступившего… «Она с себя последнее снимет, босая пойдёт, если тебе нужно будет»! – надрываясь от душившего кашля и несправедливости, кричит Лужину Катерина Ивановна, героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». «Вечная Сонечка, пока мир стоит…». Вот она, Россия:

«Пускай заманит и обманет –
Не пропадёшь, не сгинешь ты…»

Такой видел Россию А. Блок. Не сгинет. Наоборот, встанет и другим поможет встать (несколько десятков колонн с гуманитарной помощью дают надежду жителям Донецкой области). И если приходится выбирать: принципиально вопрос разрешить или по совести – истинный сын земли русской выберет второе, потому что изначально высшая Христианская добродетель – это милосердие, заставляющее людей относиться по-доброму даже к тем, кто обижает или предает тебя.

Через взаимодействие культур можно прийти к взаимообогащению, перенимая лучшее, прогрессивное и прививая это на собственную почву, одновременно сохраняя национальные традиции.

Когда человек обладает духовностью, знанием и пониманием культуры собственного народа, он не способен к насилию. Познавая культуру своей страны, а также самобытность и историю других государств и народов, человек воспитывает в себе чувство патриотизма, уважение к себе и к правам и культуре других народов.

Очень хочется, чтобы в мире появилась общая идея, которая помогла бы нациям проявлять терпимость, миролюбие и улучшила бы отношение людей друг к другу.

​