К миру и ненасилию через Культуру

Сострадание, милосердие… Эти слова в нашей жизни еще совсем недавно употреблялись довольно редко. Сейчас же они получили более широкое распространение, потому что только благодаря этим человеческим качествам сохраняется вера в чистое и светлое начало, развивается умение творить и созидать. И все-таки человечество ощущает острую нехватку милосердия и всеобщей, всеобъемлющей сердечности; тоска по доброте и миру без насилия живет в душе каждого человека, имеющего свои страхи, свои проблемы и конфликты с окружающей его реальностью.

Однако любое внутреннее или внешнее противоречие появляется не при помощи неведомых злых сил – это зло творят сами люди, своими же руками. А это значит, что только люди могут изменить положение вещей. Должен быть путь, через который откроется людям все лучшее, что есть в душе человеческой, и путь этот – через Культуру. Согласно мыслям Томаса Гоббса и Джона Локка – выдающихся мыслителей эпохи Просвещения – культура есть целый мир, полностью созданный лишь руками человека в соответствии с его миром внутренним: внутренние порывы людей находят свое отражение в культуре и связанном с нею понятии – искусстве. Но если искусство может служить различным целям, то цель культуры всегда едина – это всеобщее облагораживание, упорядочение и упрочение всех достижений светлой мысли человека.

Культура может подчинить любое проявление человеческой души. Существуют такие понятия, как культура счастья, культура морали, культура любви. Культура помогает соотнести чувства разных людей с некими общепринятыми правилами, не умаляя этим их чистоту и силу и не разрушая целостности внутреннего мира каждого.

Достижения культуры могут приблизить человечество к образу идеального, высоконравственного и образованного общества, примером которого является Древняя Эллада. Жители античного мира были свидетелями высочайшего триумфа культуры, когда-либо достигнутого человечеством.

К сожалению, воспоминания о временах наивысшего расцвета иногда делаются призрачными, потому что люди считают возможным и даже необходимым разрушение уже созданного неповторимого творения, если оно не соответствуют их сегодняшним представлениям о прекрасном. Примеров кощунственного отношения к уникальным памятникам немало: поражает воображение варварское уничтожение двух статуй Будды в Афганистане и развалин города Нимруд. Почему же люди совершают столь неверные поступки, противоречащие общим понятиям о культурном наследии?

Дело, я думаю, в недостатке культуры. Любая идея имеет право на существование, но именно культура должна сформировать уважительное отношение ко всему, что было создано людьми прежде.

Мирное объединение различных мыслей является показателем цивилизованности, разумности людей, их готовности двигаться дальше по пути совершенствования. Культура должна стать основой системы объективных научных знаний и знаний чувственных, субъективных – искусства. На этом фундаменте строятся практически безграничные возможности человечества. Лишь в едином порыве, под общим стягом Культуры, человечество сможет прийти к миру и ненасилию, сплотиться и явить собой нечто качественно новое – не совокупность людей, наций или государств, а некую общность, превосходящую по своему уровню культуры все, созданное ранее отдельными людьми.

​