Почему нужно защищать культурные ценности

Вступление человечества в эпоху новейшего времени ознаменовалось множеством событий: первый человек в космосе, первая женщина космонавт, СССР и США становятся сверхдержавами и множество других замечательных событий, что стоят внимания историков как нашего, так и будущих поколений. Научно-технический прогресс огромными прыжками неудержимо шел вперед, и для людей это было отлично, ведь теперь увеличились масштабы производства, качество труда, да и ручной кропотливый труд стал цениться дороже машинного. И вот все бы было бы хорошо, если бы научно-технический прогресс так и не коснулся духовной сферы жизни, и не выпустил бы на свет тонны того бесчисленного мусора под названием «массовая культура», плоды которой мы постепенно начинаем пожинать.

Многие ученые расходятся во мнении, когда именно появилась массовая культура. Кто-то считает, что уже с самого рождения человечества такое понятие, как эрзац-культура рука об руку неразлучно шагает рядом с человеком, есть те, кто приписывает возникновение этого информационного бедствия к эпохе Ренессанса, а есть и те, кто считает точкой отсчета девятнадцатый век, когда в Великобритании каждый уважающий себя англичанин должен был освоить написание романа. Тем не менее, хочется отметить, что в эпоху средневековья были широко распространены романы, посвященные странствующему рыцарству, и люди охотно их читали. 

На эту тему можно рассуждать бесконечно долго, ведь, в самом деле, неизвестно кто и когда выдумал культуру, успешно ведущую нас к деградации, но, тем не менее, само понятие «массовая культура» возникло в конце девятнадцатого - начале двадцатого веках. Это был настоящий бум, ведь теперь не надо напрягать извилины, думая о высоком искусстве, когда все так просто и ясно разложено по полочкам. Но за отсутствием вынужденной потребности к мышлению скрывались изворотливые предприниматели, что придумали с помощью СМИ «рекламировать» свои услуги. И это, собственно говоря, вообще никогда не скрывалось. Например, с самого же начала было известна этимология словосочетания «мыльная опера». Все первые сериалы, которые транслировались по телевизорам для несчастных домохозяек прошлого века, спонсировались компанией, производящей мыло. Недаром же в перерывах показывали рекламу этого самого мыла, с расчетом на то, что женщина, смотрящая свою любимую историю про двух влюбленных, смекнет, что это мыло самое лучшее и его просто необходимо купить. В наше время подобного сорта промывание мозга не редкость, более того оно набирает колоссальные обороты.

Многие люди, в частности и подростки, злоупотребляют производным эрзац-культуры. Как часто я слышу восхищенные возгласы, описывающие очередной боевик или же какую-то пустую и бессмысленную книжонку. Как сильно стал пропагандироваться лозунг: «Полюби себя! Иди к своей мечте по головам других». Как много люди говорят о правах и собственной личности, затрагивая самые щекотливые темы, которые можно было бы и опустить. Но это еще не самое страшное, по-настоящему жутко становится, когда останавливаешься на миг и зорким взглядом смотришь в будущее: что же с нами станет, если люди окончательно забудут нравственность и те культурные ориентиры, которыми жили наши предки, благодаря чему русская и любая другая нация до сих пор существует. Как страшно будет жить в мире, где каждый тебе враг, в мире, пропитанном ложью, с фальшивыми идеалами и Катоновыми ценностями.

Прежде чем приступить к написанию сочинения, я провела небольшой опрос, вариантами ответов которого были:

1. Я считаю, что жизненно необходимо беречь наши культурные ценности, так как без них наша цивилизация канет в небытие

2. Я считаю, что массовая культура дает все что надо, и мы не нуждаемся более в устаревших эстетических идеалах.

Всего участвовало в голосовании пятнадцать человек, все пятнадцать рожденные именно в то время, когда и началась подмена наших ценностей. Неожиданный результат -единогласно люди выбрали первый вариант ответа, что отдает предпочтение настоящим культурным ценностям. При индивидуальном опросе были обнаружены более неожиданные ответы. Всем опрашивающимся был задан один вопрос: «Почему важно беречь культурные ценности?».

Ответы, как я уже сказала, весьма интересные:

– «Я думаю, для того, чтобы хранить культурную историю для следующих поколений, а также для других народов. Опираясь на старые ценности, создавать новые».

– «...если я потеряю культуру, значит, потеряю и нацию, а культура - это наследие моей нации, если ее не будет, то, по сути, мы - никто».

– «Потому что без них мы вернемся в пещеры».

– «Ну, какие только махинации не происходят. Вбить в голову молодежи можно что угодно, но будут всегда те, кто знает и помнит настоящие ценности». 

Любопытный факт: подавляющее большинство из индивидуально опрошенных не читают книг и длительное время проводят за компьютерными играми. На мой взгляд, это и смешно и печально одновременно. Тому, что молодежь понимает, какая опасность нам грозит, если мы откажемся от старого и с удовольствием будем употреблять новое, можно стоя аплодировать и одновременно плакать над тем, что потребитель, осознавая какой вред несет в себе массовая культура с ее искусственными ценностями, продолжает поощрять ее бессмысленность. Без культурных ценностей связь между поколениями будет потеряна раз и навсегда, более того, будет забыта наша история, которую категорически нельзя забывать. Остается единственный вопрос: кому это выгодно? К ответу я пришла совершенно неожиданно.

Воскресенье, 23 февраля, известное еще как «День Защитника Отечества», мы с моей мамой мирно пили чай и смотрели какую-то телепередачу, где из якобы некрасивых девушек лепят нечто фееричное, на что зритель должен посмотреть и сказать: «Ах! Боже, как изумительно!...» У этой фразы есть продолжение, которое никак не хотело не то, чтобы укладываться у меня в голове, да и просто приходить ко мне на ум. И вот пока мы смотрели на то, как из хорошенькой девочки делают нечто, обвешанное брендовой одеждой, абсолютно не сочетающейся между собой, я все пыталась понять: кому же выгодно создавать такие передачи и главным образом для чего? И я бы, наверное, так и не пришла к ответу, если бы не фраза так называемого «психолога», что просто и быстро поставило на свои места: «Полюби себя! Ты должна любить больше всех себя и идти к своей мечте!». Вот в этот самый момент стало ясно и просто, что данное детище – творение рук умелых предпринимателей, что хотят разрекламировать свою продукцию, а так как мы живем в век развитых технологий, то способа рекламы лучше, чем СМИ, не существует, вот с этой выгодой и поддерживается эрзац-культура, с этой выгодой и промывают людям мозг способом внедрения в человеческое сознание такое понятие, как потребность в чем-либо. О, да. Потребностей у нас стало много: потребность в еде, потребность в жилье, потребность в образовании, потребность в становлении личности и многое другое, что отводит на второй план потребность в создании семьи, потребность во взаимопомощи и поддержке и доверии к окружающим людям. А как можно доверять кому-то, когда есть возможность, что этот кто-то может тебя предать из личной выгоды?

Люди стали скрытными и замкнутыми, как только по телевизору стали транслироваться телепередачи с криминальным чтивом, люди стали циничней, как только на голубые экраны телевизоров вышли фильмы с откровенными сценами и «сказки про девочек», что нашли свою богатую «любовь» с пухлым кошельком. Повсюду стал пропагандироваться открытый эгоизм, и почти никто в наше время не задается вопросом: если думать только о себе и о своем благополучии, кто же подумает о наших детях и близких? Ответ прост - массовая культура, она уже обо всех подумала... Эта проблема, что подкралась исподтишка и напала на человечество, сейчас наиболее остро стоит ребром, и поэтому до сих пор актуален вопрос: что с этим делать?

На мой взгляд, бесследно уничтожить информационного врага невозможно, но можно попытаться уменьшить его влияние на общественные массы. А именно для начала, нам остро необходимо вернуть цезуру, дабы уменьшить количество той пошлости, что мы ежедневно видим, слышим или же читаем с помощью средств массовой информации. Следующим шагом может быть привитие духовных ценностей с помощью тех же СМИ посредством привлечения к общему просвещению людей, которым будет выгодно ставить перед молодежью как идеал модель не человека-потребителя, а человека-созидателя. Но для начала нужно всеми силами броситься на защиту наших старых культурных ценностей, вцепится намертво, чем можно, за то, на чем были вскормлены множество поколений, бороться за свои идеалы, за свою веру в светлое культурное будущее, за уничтожение духовного упадка. Только тогда возможно победить такой кошмар, как подмена или же убийство того светлого, что дало возможность нормальной жизни человеку, который живет в каждом из нас, только тогда возможно сорвать оковы, творящие из нас человекообразных, и идти навстречу тому светлому, что позволяет людям оставаться людьми с большой буквы.

​