Для чего живет человек?

«Воля к смыслу – наиболее человеческий феномен,
так как только животное не бывает озабочен смыслом своего существования»

Виктор Франкл

Для чего живет человек? В чем смысл жизни? Где найти ответ на вопрос, который тревожит людей уже на протяжении тысячелетий? «Сколько людей, столько и мнений». Один из вариантов: реализация таланта. Каждый должен проявить себя по-максимуму, внести свой вклад в развитие человечества, каждый из нас – частица этого мира, а соответственно, дабы совершенствовать мир, мы должна вносить свой посильный вклад. 

Каких людей мы причисляем к великим? Тех, кто реализовал себя, кто сумел осознать себя и сделать нечто, способствующее достижению «предельной сложности, абсолютного развития человечества». Вспоминая таковых, мы составим бесконечный список. Архитектура – «застывшая музыка» – хранит память о прошлом… Столь много талантов прошло через стены Александринского театра, что он уже давно стал местом «судеб скрещенья», одним из тех волшебных мест Петербурга, где находили свой смысл. 

С самого начала здание было «обречено» выполнять сию благородную, миросовершенствующую миссию: зодчий Росси возвел поистине грандиозный ансамбль от Аничкова дворца до Чернышева (ныне Ломоносовского) моста, который восхищает своей гармоничной красотой как с Театральной улицы (ныне Зодчего Росси), так и с Невского проспекта! Карл Иванович был известен своей колоссальной работоспособностью, преданностью делу, оригинальностью мысли, даже некоторой дотошностью: он прорабатывал все, начиная от расположения зданий и кончая расстановкой мебели и узорами на барельефах. Что поразило лично меня? Незаурядные личностные качества Росси: чрезвычайная честность и душевная щедрость, неоднократно удивлявшие, а порой и оскорблявшие, современников. Но, увы, судьбы многих гениев имеют печальное завершение: умер Карл Иванович в глубокой бедности, скончавшись в один день от холеры. Горячая душа нашла свою нишу в величественном, холодном петербургском ампире.

Узнав больше про Росси, я была восхищена таким масштабом личности, бесконечной верой в необходимость труда, в искусство, в нравственные идеалы, в человечность, в конце концов! Будучи в среде постоянных интриг, Росси сумел пронести в сердце через жизнь честность, то качество, что дает право быть свободным. На мой взгляд, сочетание архитектурного гения с нравственной высотой не просто изумляют, но дают некую подачу, с которой растет желание совершенствовать и мир, и себя! Реализуя себя в работе архитектором, Росси находит свой смысл, а затем и тысячам других, кто прошел через сцену его творения. 

Она однозначно помнит немало удивительных актеров: конец XIX – время расцвета таланта Веры Федоровны Комиссаржевской. Активная, необычайно одаренная, упрямая, а главное, чрезвычайно эмоциональная, она имела непростой жизненный путь. Шаг за шагом девушка шла к мечте и добралась до сцены Александринки. Невероятная популярность была заработана искренностью: «Игру Комиссаржевской нельзя назвать искусством – это сама жизнь», – писала газета «Донская речь». Вскоре самостоятельная душа потребовала развития: 15 сентября 1904 года Комиссаржевская возглавила собственный драматический театр, расположившийся в петроградском Пассаже. Однако вышло так, что это оказался достаточно убыточным предприятием, требовавшим огромных финансовых и душевных вложений. Комиссаржевская решила открыть школу, чтобы воспитывать «нового человека – актера», однако этой мечте не пришлось осуществиться из-за преждевременной кончины актрисы. 

М.Горький сказал: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую». Комиссаржевская всегда горела! Мне кажется, ключом успеха Веры Федоровны стало сочетание таланта, артистического темперамента, целеустремленности и внутренней силы: неоднократно она вставала против мнения толпы, отстаивая свои ценности и идеалы, отдавая себя предмету занятий без остатка, открываясь навстречу миру во всех его проявлениях. Река жизни Комиссаржевской отнюдь не была спокойной и легкой, неоднократно ей приходилось принимать решения, переворачивавшие ее жизненный уклад чуть ли не вверх тормашками, однако она справлялась. Ее талант завоевал миллионы зрительских сипмпатий, раскрывшись на театральной сцене, Комиссаржевская уже не покидала ее. Она стремилась не «взять от жизни все», как это модно сейчас, а отдать, поделиться энергий и переживаниями, используя сцену театра как метод или место передачи.

Многие помнят Комиссаржевскую в роли Софьи в «Горе от ума» А.С.Грибоедова в 1899 году. Вера Федоровна на примере своей судьбы знала о том, что есть предательство любимого человека. Я представляю, с какой пылкостью она играла свою героиню, особенно финальный монолог!

Александр Сергеевич Грибоедов – один из наиболее ярких писателей XIX века, российский дипломат, полиглот, востоковед, композитор. Он отличался меланхоличным характером, светлой скромностью, честолюбием и таким же бесстрашием перед мнением большинства. Наиболее известной его работой является комедия в стихах «Горе от ума», многие цитаты которой стали афоризмами.

Любил ли Александр Сергеевич свою родину? Бесспорно! Но чувства его выливались в объективную критику и стремление устранить несовершенства, а не в фанатизм. Подобно Чацкому, Грибоедов был горячим энтузиастом и вечным странником. Но поворотные моменты вновь и вновь возвращали его в Петербург: четвертная дуэль, изменившая его миропонимание, следствие по делу декабристов, вылившееся в конфликт с властью, «Шах», присланный из Тегерана в качестве извинения… Дипломатический путь стал для неповторимого писателя Голгофой.

Анализируя жизненный пути трех этих гениев, трех деятелей культуры разных времен и направлений, я делаю свой вывод: в истории остаются те личности, на которых хочется равняться, до которых надо расти, те, кто сумел усовершенствовать мир вокруг тем или иным способом, не потеряв себя в потоке событий, интриг и сплетений и оставшись верными своим идеалам. Как метко сказал швейцарский поэт Роберт Вальзер, «склоняться перед великим, к счастью, легче, чем быть великим самому». Поиск исконно своего пути, смысла своей жизни никогда не был легко достижимой задачей. Ответы тоже бывают разные. Реализация таланта, нахождение места своей личности в общечеловеческой истории  не важно: культуры, науки, политики или другой деятельности  является проявлением силы, так как влияет на будущее, формирует его. Раскрываясь полностью, человек способствует развитию мира, сохранению культуры, воспитанию будущего поколения, вообще общечеловеческого будущего. «Культуру нельзя унаследовать, ее надо завоевать».

​