Храним в сердцах и помним подвиги героев и богатырей былин

Человечество всегда стремилось стать лучше. На протяжении веков и тысячелетий люди прилагали все усилия, чтобы осознавать и практиковать человеческие ценности, законы, правила, устои, традиции... На Земле всегда жили люди, которые, в отличие от многих других, в совершенстве и полностью соблюдали эти законы и правила. Такие люди хранили в своих сердцах высшие духовные ценности – мир и доброжелательность; удовлетворённость и отсутствие жадности; благодарность жизни за то, что есть; спокойствие и терпимость; постоянное добросовестное выполнение своего долга, предписанного им в этой жизни; осознание Истины и неукоснительное следование Ей во всех делах и помыслах; почитание родителей, учителей и старших; скромность и отсутствие гордыни; доброта и прямодушие; уважение и любовь к себе, к другим людям и к своей родной земле. Эти ценности, эти личные качества давали им в жизни великую, непобедимую силу, мудрость и мужество.

Такие люди были примером для окружающих, их любили и уважали, обращались к ним за советом, за помощью. Такие люди были святыми для своего народа, о них помнили во все времена, о них слагались легенды и сказания, которые передавались из уст в уста, от отца к сыну, из поколения в поколение. Я верю, что такие люди живут на земле и в наше время, и будут жить после нас.

В древних преданиях разных народов, населяющих нашу планету, блистающими истинными сокровищами предстают перед нами Герои, которые боролись за защиту родных земель и их жителей от несправедливости, от жестоких завоевателей, от влияния сил зла и тьмы. Это – Рама, Кришна, пятеро братьев Пандавов (в древних индийских священных писаниях «Рамаяна» и «Махабхарата»), это – Гильгамеш (в древних шумерских текстах), это – Персей, Геракл, троянские воины (в мифах Древней Греции), это пятеро братьев – сыновей великого и славного короля Эохайда Мугмедона (в преданиях средневековой Ирландии), это – Ной, Моисей, Давид и другие (в древнейших библейских священных писаниях), это Ильмаринен и Лемминкяйнен (в карело-финском эпосе) и многие, многие другие...

Славные и могучие богатыри и витязи, жившие на Святой Руси, такие как Святогор, Микула Селянинович, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич особенно вдохновляют нас, жителей России, посвящать свою деятельность, свои цели и помыслы благу общества, благу родной земли... С малых лет мы узнавали и запоминали на всю жизнь сказки – былины о них и их подвигах. Ещё в детстве мы рисовали заветный камень с надписью «Направо пойдёшь – коня потеряешь. Налево пойдёшь – женатым станешь. Прямо пойдёшь – смерть свою найдёшь», с упоением смотрели о богатырях фильмы и мультики – советские и современные, серьёзные и юмористические, сражались в своих играх против противного Соловья-разбойника и страшного Тугарина-Змея. Позже, в Русском музее, мы с интересом рассматривали картины Виктора Васнецова «Три богатыря», «Витязь на распутье», Михаила Врубеля «Богатырь»...

С детства мы учились у русских богатырей любить и охранять свою родину, помогать бедным, защищать слабых. Трудно переоценить огромное значение, которое оказали на нас русские богатыри для формирования нашего национального самосознания, нашего представления о своём долге перед родиной. Интересен тот факт, что в исторических записках и летописях сохранилось многое, указывающее на то, что отдельные события и личности, перешедшие в былины, действительно имели место в истории нашей страны. Когда сталкиваешься с тем, что всё это действительно было, когда начинаешь серьёзно размышлять над этим, то, иногда неожиданно для себя, понимаешь очень многое... Конечно, совокупность всех воинских доблестей составляет внутреннюю суть русских богатырей, но мне кажется, что здесь важны не только могучие физические качества, здесь главное – религиозно-патриотический настрой этих сильных умом, телом и духом героев-воинов.

Изучая материалы о русских богатырях, я узнала, что, по мнению учёных, слово «богатырь» является древнерусским заимствованием из тюркского языка. Впервые в форме богатырь оно отмечается в Никоновской летописи под 1215 г. Первоначальное богатур, точно соответствующее древнетюркскому bayatur, изменилось в богатырь в результате этимологического сближения с прилагательным богатый и аналогического воздействия слов на –ырь.

В связи с этим хочется сказать, что в процессе подробного изучения русских богатырей и связанных с ними литературных произведений современный человек получает счастливую возможность осознать, что богатство, материальная обеспеченность прежде всего зависят от Бога, от соблюдения им данных нам свыше морально-нравственных правил и причинно-следственных законов. Ведь и свою физическую силу, непобедимость, своё благополучие богатырь обретает в первую очередь благодаря своей вере в торжество справедливости, вере в то, что его дело – правое, праведное. Именно эта вера в победу Добра над злом даёт ему и в жизни, и на поле боя бесстрашие, отвагу, неуязвимость, мудрость и смекалку, стойкость и мужество.

Некоторые учёные делят русских богатырей и былины о них на произведения дохристианского и христианского периода. К дохристианскому циклу они относят сказания о Святогоре, Микуле Селяниновиче, Вольге. Эти сказания принадлежат к так называемым бродячим сюжетам, коренятся в той общности, схожести религиозно-культурных элементов, которые были в то время в Европе. Крещение Руси и эпоха равноапостольного великого князя Владимира Красно Солнышко стали центром обширного христианского былинного цикла, в основе которого лежат достоверные исторические события и личности.

Православный взгляд на былины несколько отличается от научных воззрений. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) в статье «Самодержавие духа» писал о былинах как о зеркале самосознания народа, как о произведениях, являющихся яркими и достоверными свидетельствами добровольного и безоговорочного «воцерковления» русской души.

В процессе знакомства с материалами о русских богатырях мне попался очень интересный факт из жизни Ильи Муромца – существовавшем в действительности русском воине и святом человеке, ставшем прототипом богатыря, – героя сказок и былин. Хотелось бы здесь привести эти данные.

Первые исторические свидетельства о почитании преподобного Илии Муромца относятся к концу XVI века. Известно, что сначала его мощи находились в гробнице при Софийском соборе, а потом были перенесены в лаврские пещеры. Сохранились свидетельства путешественников, еще в XVI веке видевших эти нетленные мощи. В 1594 году австрийский посол Эрих Лассота, проезжая через Киев, видел остатки разрушенной гробницы богатыря и его мощи в пещерах. Настоятель собора Василия Блаженного отец Иоанн Лукьянов, посетив Киев проездом на пути в Иерусалим в 1701 году, так описывает мощи преподобного: «Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей; рука у него левая пробита копием; язва вся знать на руке; а правая его рука изображена крестное знамение...».

Почивающие в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры мощи преподобного Илии показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста. Мощи преподобного Илии не менее красноречиво свидетельствуют о яркой воинской биографии – кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и она была пригвождена к сердцу ударом копья.

После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения Илья принял решение окончить свои дни иноком, и постригся в Феодосиев монастырь (ныне Киево-Печерская лавра). Следует отметить, что это весьма традиционный шаг для православного воина – сменить меч железный на меч духовный 3

и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные. В одной из былин говорится о смерти героя: «Прилетала невидима сила ангельска и взимала-то его со добра коня, и заносила во пещеры во Киевски, и тут старый преставился, и поныне его мощи нетленныя».

В 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст – 40-55 лет, выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении нашим героем в юности паралича конечностей (строго в соответствии с преданием, в котором рассказывается, что «Илья сидел сиднем тридцать лет, а силу свою получил от калик перехожих»). Установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца. К сожалению, смерть Ильи Муромца датирована достаточно приблизительно – XI–XII века...

Удаль, сила и мудрость богатырей всегда были направлены на благо Родины. Их беспримерное мужество служит примером для последующих поколений. Благодарные потомки уважают и почитают русских богатырей – героев преданий, сказок и легенд, их вдохновителей и прототипов, живших некогда на Руси в действительности... Храним в сердцах и помним подвиги героев и богатырей былин!

​