Духовные подвижники России нас вдохновляют на все времена

Подвижник – человек, героически принявший на себя тяжелый труд или лишения ради достижения высокой цели.

С.И. Ожегов. Словарь русского языка.

Духовные подвижники... Что же таит в себе это сочетание слов? Кто эти люди, почему они необходимы каждому народу, каждой нации? Каким должен быть человек, чтобы его жизненный путь был примером для всех, а он сам, даже его имя, могло бы вдохновлять других на добрые дела и помыслы?

В прошлом году на уроках литературы и истории мы с ребятами много говорили об одном из самых удивительных князей Древней Руси – Владимире Мономахе. На уроках звучали отрывки из его знаменитого «Поучения».

Личность Владимира Мономаха поразила меня, а его произведение заставило о многом задуматься. Я прочитала его «Поучение» полностью дома уже самостоятельно, так как оно было приведено в сборнике произведений древнерусской литературы без сокращений, а непонятные слова были даны ниже в сносках.

Судьба князя Владимира, жившего в двенадцатом веке, просто удивительна. Наверное, современники восхищались им и поражались его уму и образованности, смирению и доброте. У князя было три имени: его нарекли Василием при крещении, отец – князь Всеволод – звал русским именем Владимир, а мать, греческая царевна Анна, Мономахом, что в переводе с греческого языка обозначает «единоборец». «Единоборец» – это тот, кто в одиночестве должен будет сражаться со злом, со всякой нечестью, с неправдой и несправедливостью. Имя Мономах – это словно мольба и заклинание его матери о судьбе сына.

И Владимир Мономах всею своей жизнью сумел доказать, что он настоящий «единоборец», который ни за что не свернет с пути, выбранного им еще в юности, пути служения своему Отечеству, пути служения своему народу, пути служения добру и справедливости.

Мне захотелось узнать об этом человеке как можно больше. И я прочитала главы из «Истории для детей» А. Ишимовой и главы из «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, в которых говорилось о князе Владимире Мономахе.

Новые сведения заставили меня еще раз задуматься о том, что нельзя слепо доверять стереотипам. Ранее я считала, что князь – это тот, кто только приказывает и повелевает, кого боятся ослушаться и стараются ничем не рассердить, а основные черты характера князя – властолюбие, гордость, непреклонность, жестокость к врагам и любовь к богатству.

Но Владимир Мономах оказался совершенно иным... Когда князь решил написать свое «Поучение», ему было чуть больше семидесяти лет. А в Киевской Руси двенадцатого века немногие могли дожить до столь преклонного возраста. И князь посчитал это особой милостью Бога по отношению к себе. Он должен не просто завершить свои земные дела – он должен передать свой жизненный опыт тем, кто будет жить после него, «своим детям», ведь именно так он называл своих подданных, для кого при жизни он был защитником, утешителем, опорой.

Старому князю довелось изведать в жизни многое: взлеты и падения, радости и горести, поражения и великую победу над врагами родной земли – половцами.

Но не это будет главным в «Поучении» князя. Владимир Мономах откроет для нас тайну – самый страшный бой любому человеку на земле суждено вести с самим собой, со своею ленью, гордыней, с жаждой власти и превосходства над другими, с праздностью.

Оказывается, главный враг человека – это лень. Человек живет только тогда, когда трудится. И Владимир Мономах доказал это своей жизнью.

Его день всегда был наполнен трудами и заботами: князь старался улучшать законы, строить церкви, дома, обносил каменными стенами города. Он же основал город Владимир на реке Клязьме.

В течение всей жизни Владимир привык многое делать самостоятельно, не рассчитывая на других: «В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам... На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод».

Я с удивлением узнала, что князь Владимир раньше всех вставал и позже всех ложился, умел многое делать своими руками, был отважным воином на поле битвы в юности, добрым государем в наследственном владении в молодости, победителем врагов Руси – половцев – в зрелые годы. И случай почти небывалый в истории нашей страны – жители Киева выбрали его своим князем сами, добровольно, несмотря на очень почтенный возраст Владимира Мономаха.

Когда вдумчиво читаешь «Поучение» Мономаха, то невольно начинает казаться, что оно написано совсем недавно и специально для современных детей и подростков.

Князь Владимир несколько раз настойчиво говорил о том, что основная заповедь для любого человека – «не убий». Нельзя проливать чью бы то ни было кровь: ни правого, ни виноватого. Значит, уже тогда, в двенадцатом веке, Владимир Мономах выступал против смертной казни.

Сегодня о смертной казни много говорят, не всем нравится, что ее в современной России нет, но ведь Мономах был решительно против нее.

И это не просто убеждения. Я узнала о том, что близкий родственник Мономаха князь Олег убил во время междоусобицы младшего любимого сына князя Владимира. И князь Владимир поразил всех тем, что отказался от мести, не пожелав убить своего обидчика, а обратился к нему с горькими вопросами: как мог он, зрелый муж, опытный воин, убить юношу шестнадцати лет, причем своего родственника, и как же он теперь собирается жить, когда душа омрачена грехом, а руки обагрены кровью?

Но вопрос, нужна ли в стране смертная казнь, кажется мне вполне решенным. Князь Владимир решительно отказался участвовать в братоубийственных войнах – в междоусобицах, несмотря на угрозы других князей и злобные оговоры. И сегодня у него можно этому поучиться тем, кто пытается разъединять и сталкивать родственные народы.

Владимир был сыном князя Всеволода и греческой царевны Анны, в его жилах текла русская, варяжская, греческая кровь. И он заклинал всех не бояться людей чужой национальности, быть с ними приветливыми и обходительными, гостеприимными.

В нашем классе на стене висит Этнокалендарь, в котором говорится об этом же. Но мало кто знает, что все эти истины были известны еще в двенадцатом веке.

А еще князь Владимир наставляет нас: веди себя скромно и воздержанно, не обижай слабого, особенно стариков и детей-сирот, соблюдай нравственные заповеди – это залог честной и спокойной жизни, бери ответственность за свою судьбу и жизнь на себя и не надейся на другого в этом, учись всему новому в течение жизни.

Трудно представить, что все эти правила современной жизни пришли к нам из глубины веков, из Киевской Руси.

Несомненно, что жизненная сила и пример этого великого и мудрого человека должны вдохновлять нас, жителей современной России, как вдохновляли наших великих соотечественников в прошлом.

Текст «Поучения» был известен Петру I, М.В.Ломоносову, А.С. Пушкину. Все они взяли из него что-то особенное для себя: Петр I – стремление все делать самому и своими руками, бесстрашно сражаться за свое Отечество, брать все лучшее из европейской культуры, М.В.Ломоносов – неистовое желание учиться всему новому в течение жизни, а А.С.Пушкин – убеждение в том, что самое главное в человеке – это «благоволение ко всем», то есть ко всему живому, о котором так много говорил князь Владимир в своем духовном завещании.

​