Через Искусство имеем Свет

Искусство – посредник того,
чего нельзя высказать.

Иоганн Вольфганг Гете

Я хочу поговорить с вами о тонкой нити, которая протянута между Искусством и Светом. Лишь немногие знают что-либо о ней. Ещё меньше людей понимают смысл этой нити и степень ее влияния на человеческую жизнь. А ведь именно через нее и входит в нашу жизнь всё высшее, гениальное, творческое. Наша задача постараться увидеть эту нить, понять ее и сохранить. Не разрушить эту тонкую структуру. Как же это сделать? Прежде чем ответить на этот вопрос, поговорим немного о таких категориях, как Искусство и Свет.

Искусство, вдохновение, талант. Это весьма тонкие понятия, и говорить о них не так-то просто. Возьмем художника, он же не пишет каждый день по картине. Написать гениальную картину непросто. Это не строить дом по готовым чертежам или водить машину. Здесь нужен талант, вдохновение. Не спорю, в любую работу нужно вкладывать частичку души. Но художник должен вкладывать всю душу. По-настоящему должен полюбить то, что он делает. И тогда придет к нему вдохновение. Но вдохновение – это вещь капризная, оно, например, никогда не придет в метро или в шумном месте, где все отвлекает. Вдохновение любит особую обстановку, и для каждого человека она своя. Кто-то вдохновляется гениальными мыслями, сидя на чердаке старого дома. А к кому-то вдохновение приходит на природе. Когда поют птицы и журчит ручеек. Так происходит у художника, поэта, писателя, композитора. Если пришла в голову какая-нибудь важная мысль, рифма или мелодия, то нужно тут же записать, пока она не успела покинуть разум гения.

Так и создаются шедевры мирового искусства. Но прийти это вдохновение может далеко не к каждому человеку. Тем и отличается творческая работа от обычной. Обычной работе можно обучить любого человека. А творческий талант человек от природы получает. Другое дело, что надо его развивать, и тогда приходит успех. Здесь не последнюю роль играет воспитание и семья, в которой вырос человек, а также внешняя среда, которая как даёт хорошую школу жизни, так и порой разрушает искренние и наивные желания и качества человека.

Теперь поговорим о Свете. С чем он обычно ассоциируется? Всем понятно, что это не электрическая лампочка, а свет, исходящий от Солнца. Но не внешний – внутренний. А какой он? Его никто не видит. И не все чувствуют. Чтобы поймать это ощущение, надо понимать нравственную сторону жизни человека. Что же такое нравственность? Это внутренняя культура человека. Его духовные ценности. Например, нравственный человек – это тот, который никогда не будет обманывать других людей. И не только потому, что другие считают это плохим, а он сам это прекрасно понимает и не дает себя искусить сладкими плодами обмана. Внутри у него должен быть стержень, который не позволяет ему скатываться на духовное дно. Он не должен быть глупым, должен обладать силой воли и желанием учиться и развиваться. Узнавать больше о мире. Нравственный человек не предаст не только своих друзей, но и совсем чужих ему людей. Если он будет любить, а без этого нельзя, то любовь его будет чистая, не оскверненная грязными делами и основанная на взаимопонимании и взаимных чувствах. Вот кто такой нравственный человек. А нравственность – это, соответственно, качества, присущие данному человеку. И такие люди способны поймать это ощущение Света. Само слово «светлый» говорит о чем-то чистом, высоком, добром, справедливом, прекрасном, но в то же время и тайном, неразгаданном. Но последнее – для тех «простых» людей, которые не до конца это понимают.

Так что же такое Свет? Свет Солнца, исходящий от самого человека в его добрых делах или творческих порывах. Спасти жизнь человеку, по-настоящему сыграть роль на сцене, написать музыку, зовущую к звездам.... Вот! Вот здесь и рождается эта тонкая ниточка между Искусством и Светом. Улавливаете? А что между ними стоит, что является посредником? Человек им является. Именно от него исходит Свет, который он получает от Солнца. Но не в прямом смысле. Я Солнце понимаю как истинный источник нескончаемого Света. Пока нескончаемого. Нам так кажется. Но все, к сожалению, имеет конец, так же как и начало. Даже вселенная не бесконечна. Мы так думаем, потому что не знаем, что стоит за ней. Мега вселенная? А может быть, что-то другое? Мы, наверное, никогда не узнаем. Мы не долетим. Ведь это неизвестное от нас на таком огромном расстоянии, что и представить трудно. Вот мы и превращаем это долгое в бесконечное. Но ученые и другие умные люди считают, что о бесконечности лучше не думать, а то сойдешь с ума. А может, они не правы? Может, стоит подумать ради человечества, ради самих себя? Ведь так и приходит Истина, которой другие просто боятся. Может, стоит играть очень сложные роли на сцене, даже если кажется, что после этого ты посмотришь на реальный мир неадекватно. Да, да. Творчеству надо отдавать себя полностью, а не частично, иначе не стоит этого делать вовсе. Иначе порвется эта тонкая нить, через которую мы познаем Свет.

«Творить – значит убивать смерть», – писал французский писатель Ромен Роллан. Эта мысль совершенно справедлива по отношению, например, к творчеству великого Шекспира. Этот удивительный поэт и драматург жил несколько веков назад, но его произведения помнят и ценят до сих пор, их можно бесконечно читать и перечитывать. Почему, спросите вы? Потому что каждый его сюжет в отдельности гениален и актуален в любую эпоху. Всегда актуальны любовь и верность, как у Ромео и Джульетты, предательство и эгоизм, как у героев «Короля Лира», мучительные раздумья о смысле жизни у Гамлета. Шекспир – великий человек, ведь «величие человека заключается в том, что он – единственное из всех творений, способное превратить мгновение в вечность» (Гете).

Таково величие каждого настоящего творца. И наша задача – сохранить память о гениях прошлого и не мешать творить гениям сегодняшним. Тогда Искусство сохранит свой Свет, будет жить вечно, и будущие поколения не деградируют.

​