Человек за всё в ответе, что происходит на планете

Есть твёрдое правило, – сказал мне
позднее Маленький принц. –
Встал поутру, умылся, привёл себя в
порядок – и сразу же приведи
в порядок свою планету.
Антуан де Сент-Экзюпери

Земля, сколько тебе лет? Одни говорят четыре миллиарда, другие говорят – шесть. Доподлинную же цифру знаешь лишь ты сама. Но к тебе никто никогда не прислушивался. И никто не прислушивался к тем, кто понимал тебя. Мы живём благодаря тебе, Земля, и на данный момент мы – твоё самое гениальное творение. У нас появился страх, мы смогли сделать его своим оружием, чтобы потом побороть страх. Мы – самое иррациональное и самое логичное, что ты когда-либо творила. Так почему же, когда динозавры ходили среди исполинских растений, когда вся жизнь была сосредоточена в море, даже когда сама жизнь ещё только зарождалась, тебе было легче, чем сейчас? Самое совершенное твоё творение восстало против тебя. А всё потому, что ты одарила нас не только разумом, любовью, целеустремлённостью, отвагой и прочими качествами, которые мы любим восхвалять в себе. Ты дала нам жадность.

Человеческие желания всегда превосходят человеческие потребности. И желания растут по мере их удовлетворения. А самым главным и, пожалуй, даже единственным способом удовлетворения человеческой жадности являются природные ресурсы окружающего человека мира. Результат этого мы можем видеть в природных и техногенных катаклизмах последних лет.

Потребности человека колоссальны: 11% Земли заняты пашнями и другими местами выращивания сельскохозяйственных растений, 26% – используются в качестве пастбищ для скота, заводы же, города и дороги, вся инфраструктура занимает всего 2 %. Человеку нужно очень много площади, чтобы обеспечить жизнь очень малого числа людей. И если какую-то малую долю от используемого человеком пространства вернуть во владения лесов, диких животных, того, что мы называем природой, то наступит продовольственный кризис, миллионы могут умереть, рухнет экономика стран. Человек просто не может не использовать природных ресурсов. Другое дело, как он их использует.

Заводы, загрязняющие реки и атмосферу, тонны мусора в лесах из-за одних только недобросовестных отдыхающих, исчезновение редчайших видов животных по вине браконьеров (будь они прокляты), тысячи баррелей нефти в морях и океанах, вырубка лесов, лишение животных их естественной среды обитания, утолщающаяся с каждым годом Красная книга, безответственный отлов рыбы, непродуманное строительство ГЭС, применение атомного оружия... Мы сошли с ума. Но самое страшное, что без всего этого мы не можем жить.

Человек – существо биосоциальное и не может просто так отказаться от всех благ цивилизации. Если какой-то человек перестанет использовать вещи, произведённые на заводах, которые загрязняют окружающую среду, он вынужден будет отказаться от всего и стать отшельником. Но с этим его поступком он просто умрёт как член общества. Возможно, его покажут по телевизору, о нём напишут в книге, но скажите, последовали ли бы вы примеру этого человека?

Теперь обратимся к одной из самых значимых проблем современной экологии. Человек всегда нуждался в транспорте. С развитием человечества он стал всё больше и больше зависим от средств передвижения. Изначально человек использовал для передвижения только свои ноги. Затем стали использоваться животные. С изобретением автомобиля всё круто изменилось. Отходы от используемых человеком дизельного топлива и бензина загрязняют атмосферный воздух, вызывая парниковый эффект. Воздухом становится просто невозможно дышать. Когда я после долгого пребывания в деревне приезжаю в город, то чувствую запах бензина, жжёной резины и пыли. Но уже через неделю к этому запаху привыкаешь. Привыкает мой нос, но не мои лёгкие. И так не только с людьми, но и с животными. Что же это получается? Сам не дышу и другим не даю... Но наконец, человечество стало искать альтернативный источник топлива. Но соей, выращенной для использования в качестве горючего, можно было бы спасти от голодной смерти голодающих, водородное топливо расходует пресную воду, которой на земле осталось очень мало, а автомобиль, использующий электричество с учётом его скорости и количества заправочных станций не купит ни один человек, особенно в странах со слабой экономикой. Человеку необходимо изобрести дешёвый неорганический производительный, не загрязняющий окружающую среду источник топлива. То же, что мы имеем сейчас, лишь тень того, что называется «экологически чистый транспорт». Пока что самым экологичным средством передвижения является велосипед.

Браконьерство. Какое страшное слово, даже если не знаешь его значения. Оно созвучно с такими словами, как враг, конкистадор, рок, коряга, брак. Это же так примитивно. Мне даже странно, что на земле есть люди, которые готовы покупать бивни или шкуры незаконно убитых животных, которых так мало осталось на Земле. Браконьеры – просто преступники, а те, кто покупает их добычу, – настоящие звери. Мне, конечно, в чём-то нравятся эти меха и бивни. Но не настолько, чтобы ради них платить деньги за истребление живых существ. Этих людей очень сложно понять, но нельзя ставить клеймо на того, кого ты просто не понимаешь. Поэтому оставим покупателей слоновых бивней и львиных шкур наедине с их совестью.

Почему какой-нибудь зверь рассматривается как часть природы, а человек от неё обосабливается. Потому что этот самый зверь живёт по законом природы, а человек постоянно изменяет её через свою деятельность. Человек не подстраивается под окружающий мир, а, наоборот, подстраивает его под себя. Человек считает себя царём природы. Но кто наделил его таким титулом с такими полномочиями? Он сам. Это похоже на государственный переворот или, по крайней мере, заговор.

Как человек заявил о своих правах природе? Он начал с ней тягаться в могуществе: пытаться создать искусственную жизнь, повернуть реки вспять. Что же это за царь, который идёт против того, чем он владеет, желая показать независимость этого самому себе. Если уж человек возомнил себя правителем всего сущего, то ему следовало бы стать мудрым царём, а не одержимым глупостью честолюбивым диктатором. Иначе его царство может подняться против него и вернуть законные полномочия варварски свергнутой природе. И то, что мы наблюдаем сейчас, есть прямое проявление этого предположения.

Кто-то говорит, что многочисленные природные катастрофы, которые человечество имеет несчастие наблюдать в начале двадцать первого столетия, не являются аномальными. И такая череда цунами, лесных пожаров, извержений вулканов, землетрясений имело место и ранее, и так было всегда. Но в век информационных технологий все эти события стали группироваться в один всеобщий панический страх перед глобальной мировой катастрофой. Но тут следует заметить, что и в XX веке коммуникации были вполне развиты, а тем не менее не было такого, что люди перестали бояться друг друга и начали бояться стихии.

Мы в ответе перед потомками. Но это же не значит, что будущее поколение скажет: «Мне стыдно за прошлое поколение». Вы же не можете сказать такое про своих предков. Мы в ответе перед самими собой. И здесь хотелось бы верить в силу человеческой совести. Но она, будучи принадлежащей к человеческой природе, может быть одолена другим сильным чувством, например, одержимостью или уж совсем первобытно – чувством самосохранения. Я не хочу сказать, что мы все бессовестные эгоисты. Но когда мы в обществе, мы становимся частью толпы. Коллективная совесть заторможена. Каждый человек в отдельности понимает, что плохо, а что хорошо, но всё это не может вылиться в коллективное действие. Если же коллективное движение всё же состоялось, то его восприятие так же связано с чувством толпы. Моё внутреннее мнение я запираю глубоко в себе, так как оно мне не нравится и не понравится другим. Так думает каждый второй. А другая половина человечества и вправду не согласна с теми, кто говорит о глобальных проблемах. Таким образом, лишь малая группа энтузиастов что-то делает, другие лишь молча (или не совсем) наблюдают.

Нужно призвать свою совесть, призвать свой разум, призвать всё то, чем одарила тебя Земля, человек, и тогда твоё имя можно будет тоже написать с большой буквы..
– Но ведь я – царь природы, – сказала Алиса.
– Звери об этом не знают, – сказал я. – они не образованные.

Кир Булычёв

​