Земля лишь часть бесчисленных миров, в пространстве связанных невидимою нитью
Космизм
Космизм – философское мировоззрение, основанное на представлении людей о космосе, их отношении к нему. В русской культуре является своеобразной смесью христианства и язычества, противопоставленной западноевропейской культуре и науке.
Человек издавна стремился покорить космос, то есть слиться с ним.
Итак, Космос – это продолжение Человека. И хотя Человек и есть сумма Мира, сокращенный конспект его,– по такому конспекту проще и доступнее постигать историю самого Мира и его законы. Отчасти это осознавал и простой народ, начиная с седой древности.
Русский космизм предложил особый метод мышления: существуют знания, к которым мы приходим не под контролем сознания и воли, а помимо воли, в процессе совместного выживания с другими людьми. Основная идея – идея братства, «родства» людей и их сплочённости «общим делом».
Основоположником русского космизма был Николай Фёдорович Фёдоров, который считал, что глубинный смысл христианства заключается в Воскрешении предков. Но Воскрешение осуществит Бог нашими руками, с помощью современной науки, которая от Бога, Однако миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому Фёдоров предлагал заселить ими другие планеты. Так родился замысел освоения космического пространства.
В литературе основной чертой космизма является размытость граней потустороннего и этого миров, где земное пространство переходит в космическое, а историческое время соседствует с вечностью.
Русского человека всегда волновали и более фундаментальные вопросы: о происхождении Вселенной (Белого света), звездного неба, Солнца, Луны, Земли и т. д. Примером может служить знаменитый «духовный стих» о начале всего сущего, именуемый Голубиной книгой, с широким перечнем глубокомысленных вопросов (в некоторых записях их число доходит до 30):
От чего зачался наш белый свет?
От чего зачалося солнце праведно?
От чего зачался светел месяц?..
От чего зачалися часты звезды?..
Taкoво народное размышление о Космосе. То, что народный космизм был стойким, а двоеверие, сочетавшее язычество и христианство, не случайным, подтверждают документы эпохи Ивана Грозного и первых Романовых, когда народ по-прежнему «кланялся... солнцу или звездам, или месяцу, или заре». Уличенных же в поклонении «солнечному восходу» и новолунию, в участии в традиционных игрищах (вроде святочных и масленичных), гадании, заклинаниях и ином «чародействе» нередко нещадно наказывали, пытали, а иногда даже сжигали в срубах.
Пик развития русского космизма приходится на начало XX века. Эго идеи мы видим в произведениях В. С. Соловьёва, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева и в стихах многих поэтов. Например, у Сергея Есенина:
Говорил, что гость ты в этом мире...
Где ж тогда твой настоящий дом?
У звезды далекой синей, синей,
Что с Земли-то видится с трудом?
А также
Глаза, увидевшие землю,
В иную землю влюблены.
В советское время космизм был лишён религиозных и мистических корней, и практически перестал существовать, а сейчас обретает второе дыхание. Ведь, как и сотни лет назад, мы не исчерпали в себе вопросов относительно картины мироздания и смысла жизни на земле. И покуда человек будет способен размышлять, всегда останутся вопросы, на которые так и не найдутся ответы.