Чужого горя не бывает

– Я о милосердии говорю, – объяснил свои слова Воланд, не спуская с Маргариты огненного глаза.
– Иногда совершенно неожиданно и коварно оно проникает в самые узенькие щелки.
М.Булгаков «Мастер и Маргарита»

Какова сегодня нравственная картина мира? Какие жизненные ориентиры определяют поведение современной молодежи? Как изменились моральные нормы и нравственные установки старшего поколения, которые еще вчера были правилом жизни советских людей?

Все эти вопросы волнуют сегодня не только социологов, политологов, писателей и публицистов. Осознанно или нет, они возникают и у молодежи, которая получила в наследство этот динамичный, насыщенный и технологичный мир неограниченных возможностей для реализации каждого человека. И в тоже время циничность, жестокость, бездушие и бездуховность поражает нас на каждом шагу.

«Чужого горя не бывает» – эта поговорка отражает народную мудрость, проверенную веками. Актуальна ли она сегодня? Мы видим много горя, жестокости, видим проявления равнодушия и черствости. Наша страна переживает времена «дикого капитализма», основной закон которого можно проиллюстрировать словами одного из героев О. Генри. «Боливар не выдержит двоих!» – говорил Акула Додсон, спуская курок.

К сожалению, законы нецивилизованного бизнеса, где каждый сам за себя, распространяются и на обычную жизнь, овладевают сознанием людей. По радио, телевидению, на страницах газет нам рассказывают о чудовищных случаях насилия и жестокости. Грабят и убивают даже стариков и женщин, ветеранов Великой Отечественной войны, собственной грудью защищавших от врага будущие поколения. Разрушаются нравственные законы, люди морально деградируют. И это страшно. Мы создали мир, в котором требуется постоянная демонстрация успешности, благополучия, в котором нет места душевным переживаниям, искренности, доброте. Стремительно обесценивается социальный институт семьи. Беспризорные дети при живых родителях ночуют на чердаках и вокзалах.

Сегодня многие живут по принципу, который современный петербургский социолог, философ Д.В. Иванов называет «глэм-капитализмом». И это не просто вычурный стиль или эстетическая форма. Это сверхновая версия капитализма, имеющая свои признаки – броская «упаковка» при максимально простом содержании, сконцентрированность не на «вечных» проблемах, а на «актуальных» решениях, эстетическое подавление конкурентов, противников, скептиков. Выделиться любой ценой, добиться своего, не отвечая за последствия, получать все легко и просто, без нравственных терзаний, созидательных сомнений и мук творчества. И, что самое страшное, без работы души. Как кощунственно и цинично смотрится плакат в руках молодого, нагло улыбающегося бомжа у метро – «Помогите на бухло!!!». А совсем рядом – сгорбленная в поклоне старушка. Что интересно, подают обоим: пожилые – старушке, молодые – и тому, и другому, но реже.

Безразличие к чужому несчастью стало одной из проблем современной жизни. Как воспринимает человек горе своего ближнего? Впервые я серьезно задумалась об этом на одном из уроков русского языка, где мы работали с текстом Даниила Гранина. Его очерк был посвящен милосердию. Поводом к написанию стал случай, произошедший с самим автором, – пример удивительного безразличия к чужому горю. На людной улице мимо разбившегося в кровь при падении пожилого человека торопливо пробегали прохожие, отворачиваясь или отводя взгляд в сторону. Не хотели ввязываться, тратить время и силы. А он, с выбитым плечом и окровавленным лицом, срочно нуждался в помощи. Мне вспомнился рассказ о моем прадедушке. В блокадном Ленинграде его, умиравшего от истощения и холода, спасли сандружинницы, обходившие квартиры. Несколько дней пролежал он в холодной комнате рядом с окоченевшим трупом брата. Входную дверь тогда не закрывали на замки и засовы. Не потому, что никого не боялись, а понимали, что могло просто не хватить сил подняться и отворить дверь. А что случилось бы, если бы эти усталые и истощенные комсомолки равнодушно прошли мимо или сэкономили свои силы, поленившись подняться на третий этаж? Чем было обусловлено их милосердие?

Но все-таки я верю, что каждый, кто прошел мимо еле идущего старика с разбитым лицом и призывом о помощи в глазах, потом мучился угрызениями совести. Ведь в этом и есть одно из отличий человека от животного – чувство сострадания к ближнему.

Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих письмах о добром и прекрасном замечает: «Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной». И еще: «Самое хорошее поведение то, которое определяется не внешними рекомендациями, а душевной необходимостью».

Мы не должны забывать о своей человеческой сущности. Каждому нужно быть внимательнее и добрее к людям, которые тебя окружают.

К счастью, я знаю по себе, что такое поддержка и забота моих близких и друзей. Я знаю немало случаев, когда люди незаметно и бескорыстно стремились помочь попавшим в беду.

В сети Интернет, которая уже прочно вошла в нашу жизнь и которую кто-то хвалит, а кто-то ругает, существует масса сайтов, форумов и чатов, где стихийно обсуждается проблема помощи ближнему. И речь идет не столько о помощи пострадавшим в период природных катастроф, сколько о внимании к людям в повседневной жизни. Девиз – не проходите мимо.

При обсуждении темы: «Если лежит человек на улице, просто подойди и узнай, нужна ли помощь!», положительные комментарии оставили 59 человек. А ведь это не школьный урок, оценок никто не ставил. Хотя некоторые сообщения были с грамматическими ошибками. Но я не о грамматике.

Запомнился комментарий: «Очень просто: подошел и спросил. Человек, может, решил чуть-чуть полежать и отдохнуть – тогда ты просто пойдешь дальше. А может у него сердечный приступ или инсульт, тогда это простое "подошел и спросил" может спасти человеку жизнь! Были случаи, когда приличные люди погибали только из-за того, что их принимали за алкашей и проходили мимо. Подойди и спроси хотя бы для того, чтобы у тебя совесть была спокойна. Это совсем не сложно. И возможно к тебе, не приведи Господь, кто-нибудь подойдет и спросит, нужна ли помощь». И еще много нужной и неожиданной информации о том, как правильно вызвать по мобильному скорую или милицию. Оказывается, это не всегда просто. Или быть бдительным на случай, если ты наткнешься на агрессивного наркомана. И это должен знать каждый.

Значит, поколение молодежи своими необъяснимыми путями приходит к простым человеческим истинам, которые красиво называются «базовыми национальными ценностями».

И прав, выходит, другой герой О.Генри: «Дело не в дорогах, которые мы выбираем, а в том, что внутри нас заставляет нас выбирать эту дорогу».

Пересмотр нравственных ценностей происходит в разном возрасте. Молодежи свойственно проявлять максимализм и ниспровергать авторитеты. Наверное, так же поступали и люди старшего поколения в свое время. Не надо бояться перемен и трудностей. Просто нужно, чтобы каждый помнил: чужого горя не бывает!

​