Стать лучше, совершеннее - что это значит?

Ещё утром ярко светило солнце, и серебристый иней поблёскивал в его лучах. Ничто не предвещало непогоды. Но невесть откуда взявшееся огромное тёмное облако по-кошачьи вкрадчиво вползло на голубой небосвод, и за какие-то полчаса всё изменилось. Подул сильный, резкий ветер, повалил густой снег - началась метель. Пассажирам, собравшимся в здании аэровокзала небольшого провинциального городка N, всё было ясно и без объявления местного диктора о задержке рейса. За окном завывала вьюга, а в маленьком уютном ресторанчике было тепло и тихо. Атмосфера располагала к долгим дружеским беседам у камина.

Молодой человек, выражение лица которого не оставляло сомнений в его скептическом отношении ко всему происходящему, вошёл в ресторанчик и подсел к разношёрстной компании несостоявшихся пассажиров, о чём-то оживлённо споривших. Он прислушался. О господи! О чём только не говорят люди в аэропорту в ожидании рейса, задерживаемого из-за непогоды!

Идеалист. Вы спрашиваете, что значит для меня «стать лучше, совершеннее»? На мой взгляд, есть два вида совершенствования: духовный и материальный. Я идеалист и считаю, что важнее духовное совершенствование. Оно укрепляет, закаляет душу человека.

Материалист. Боюсь, что никогда не пойму Вас. Я материалист, раб своего времени - времени развития промышленности и хозяйственной деятельности человека. Для меня труд на благо людей является основным направлением совершенствования. На мой взгляд, сначала нужно создать свой мир, условия для нормальной жизни, а потом думать о душе.

Идеалист. О, Вы не правы! Ведь именно духовный мир человека должен определять его поступки, а не наоборот! Идеи создания организованного общества и условий его существования, бесспорно, важны и должны претворяться в жизнь. Но духовное совершенствование порождает и укореняет в человеке доброту, человечность и другие моральные качества. Духовное совершенствование - дитя души, совести, а материальное — разума. Порой разумное решение бывает жестоким. Поэтому необходимо уметь иногда поступить, может быть, не разумно, но по совести.

Работяга. Ну, господа, вы и завернули! Я рабочий человек. Нас сегодня большинство, посему я выражу общее мнение моего класса. У современного человека хватает забот и помимо вашего совершенствования. Ежедневная изнуряющая работа, жизнь от зарплаты до зарплаты — всё это привело нас к практическому отношению к жизни. Мы приходим домой после работы, ужинаем, смотрим телевизор и ложимся спать, а утром - опять на работу. И так каждый день. Какое уж тут совершенствование?!

Скептик. На мой взгляд, ваш спор неуместен. Скептик, прошу любить и жаловать. По-моему, все разговоры на эту тему бесплодны и ни к чему не приводят. Не всё ли равно, что важнее: духовное совершенствование, материальное или же оно вовсе не нужно человеку? Я считаю, что ваши позиции не верны.

Идеалист. Так выскажете же свою!

Скептик. А у меня её нет. Я вообще считаю этот вопрос риторическим. Жил себе человек преспокойно, строил свой душевный и материальный мир и ни о чём не беспокоился, пока не появились такие вот "философы", как вы, которые стали спорить: "А что человеку важней?", "Что человеку больше нужно?" И всё сразу пошло наперекосяк!

Учёный. Не стоит так всё отрицать. Я учёный, и моя позиция состоит в том, что главным направлением совершенствования следует считать накопление знаний и научный прогресс. Сейчас существуют различные эффективные средства хранения информации. Это поможет передать наши знания следующим поколениям. Для них эти знания станут базой для новых открытий. Именно это и есть совершенствование!

Скептик. Человек впитал в себя знания всех предыдущих поколений. И гляди-ка, каков болван! Что проку в широком кругозоре, ведь чаще всего его можно обнаружить только в самом узком кругу. Пригоршня добрых дел стоит больше бочки знания!

Священник. Я тоже не согласен. Вспомните слова Екклесиаста: «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот всё - суета и томление духа... И предал я сердце моё тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал, что и это - томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания - умножает скорбь". Я священник, и считаю, что главное для человека - вера. Когда вера его крепка и искренна, он имеет все условия для нравственного совершенствования. И это, на мой взгляд, цель жизни человека. Именно вера есть тот нравственный стержень, который помогает человеку поступать правильно в трудных ситуациях, жить по закону Божьему.

Скептик. Ваш подход к вопросу сугубо религиозен и не универсален. Вообще считаю, что церковь - это место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, рассказывают небылицы тем, кто никогда туда не попадёт.

Материалист. По-моему, если бы человек думал только о душе, то до сих пор жил бы в Каменном веке.

Священник. На всё воля Божья, но уже сейчас моя мечта о цельном, нравственно совершенном человеке, верующем в Бога, начинает сбываться.

Скептик. Мечтайте, мечтайте! А потом подбросьте свои мечты врагам, может, погибнут при их исполнении. К тому же, по-моему, верующих людей в наше время становится всё меньше и меньше. Вера не начало, а конец всякой мудрости. Верить - значит отказываться понимать. Мой разум- основа моего поведения, а моё сердце - мой закон. Мне столь же мало нужен бог, как я ему.

Материалист. В этом вы правы, действительно, человек действовать должен, а не мечтать. Я имею в виду материальный прогресс. Прежде всего - улучшение условий жизни человека...

Скептик. Ну-ну... Современная цивилизация: обмен ценностей на удобства!

Адвокат дьявола. Эх вы! Живёте на земле, не замечая зачем. Все вы в глубине души понимаете, что не совершенствование - цель вашей жизни, а получение удовольствия. Жизнь даётся один раз, поэтому надо стремиться прожить её с удовольствием для себя.

Скептик. Да-да! Лишь очень немногие живут сегодняшним днём. Большинство готовится жить позднее. Пока мы откладываем жизнь, она проходит. А ведь жизнь- та же симфония:каждое её мгновение поёт на разные голоса. Счастлив тот, кто умеет слышать музыку мгновений и наслаждаться ею.

Адвокат дьявола. Вот именно. Надо жить сегодняшним днём. Не вера, не стремление стать духовно совершеннее или построить свой мир движет человеком, а лишь эгоистичные мечты об исполнении всех его желаний. Жизнь одного человека - миг для истории, а перед смертью хочется вспоминать только о радостных и приятных её моментах.

Материалист. А Вы не допускаете мысли о том, что многим людям приятно будет вспомнить как раз то, что полезного они совершили: научное открытие, изобретение, написанную книгу или построенную электростанцию?

Учёный. Кстати, именно благодаря многим научным открытиям человек стал жить лучше. И дольше!

Идеалист. Господа! Ведь должна же быть и моральная ответственность человека за последствия своих деяний! Учёные придумали не только лекарства от смертельных болезней, но и атомную бомбу. Спасая одних людей, погубили других. Согласен с тем, что человек стал умнее. Только не обернутся ли его замечательные научные достижения угрозой существованию самого человечества?

Скептик. Вы правы. Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Но реальность гораздо проще. В борьбе между сердцем и головой в конце концов побеждает желудок.

К столику подходит хорошо сложенный, высокого роста человек.

Спортсмен. О чём ваш спор, господа?

Материалист. О совершенствовании человека.

Спортсмен. Я, пожалуй, присоединюсь, если не возражаете?

Материалист. Конечно! Представьтесь, пожалуйста!

Спортсмен. Я спортсмен. И, наверное, этим всё сказано. Моя позиция состоит в том, что совершенствование - это, прежде всего, физическое развитие человека. Ещё в Древней Греции люди понимали и ценили красоту человеческого тела. Моё совершенствование - в стремлении к идеальным пропорциям тела, в развитии физической силы, здоровья человека.

Учёный. Сила есть - ума не надо, что ли? Спортсмен. Нет, ум — тоже вещь полезная, но физическое развитие для меня важнее.

Священник. Но если силу физическую не подкрепить силой нравственной, то первая может пойти во вред людям.

Скептик. Если уж нашёлся сильный человек, то человек, который может использовать его в своих целях, найдётся точно.

Спортсмен. Вы, господа не считайте меня этаким наивным верзилой. В здоровом теле - здоровый дух. Я не дурак, чтобы позволить кому-то манипулировать мною. Да и вообще, вы меня неправильно поняли. В физическом совершенствовании человека я в наше время вижу две положительные стороны: красота и здоровье. Для человека очень важно быть здоровым. А, как известно, спорт укрепляет здоровье.

Скептик. По-моему профессиональные спортсмены от больших нагрузок и травм не укрепляют здоровье, а только портят его.

Спортсмен. Да, я с вами согласен. Но если заниматься спортом не профессионально, а для общего развития, то это очень полезно. В наш век гиподинамии и плохой экологии это особенно важно. К тому же раздвигаются рамки физических возможностей человека.

Адвокат дьявола. Вы, спортсмен, наверняка ведёте здоровый образ жизни. А у вас никогда не возникало желания проспать до полудня, выкурить сигарету или поесть много и вкусно, а не то, что положено по режиму? Я же вижу вас насквозь, знаю ваши желания.

Спортсмен. Не буду отрицать, возникает. Но, поверьте, у меня хватает силы воли, чтобы отказать себе в такого рода удовольствиях. Ведь я понимаю, что результат многолетних тренировок может пойти насмарку. Конечно, приходится отказывать себе в некоторых удовольствиях, но такова цена успеха.

Адвокат дьявола. Я вас и пытаюсь убедить, что не стоит отказывать себе. Нужно жить и получать от этого удовольствие.

Скептик. О да! Всякое желание, которое мы стараемся подавить, бродит в нашей душе и отравляет нас. Единственный способ отделаться от искушения - уступить ему. Но ведь один Бог ведает, куда Вас могут привести Ваши желания.

Священник. Да простит меня Господь, но грех всё время угождать себе и поддаваться искушениям. Чем же тогда человек отличается от животных?

Скептик. Говорят, в совершенствовании человека - смысл жизни. А я думаю, что когда хотят сделать людей добрыми, мудрыми, свободными, воздержанными, великодушными, то неизбежно приходят к желанию перебить их всех. Человек слаб... А если он не может достичь идеала, так стоит ли к нему стремиться?

Адвокат дьявола. А я думаю, что надо просто всегда оставаться самим собой.

Скептик. Хочется быть самим собой, да совесть не позволяет. Чтобы быть собой, надо хоть кем-то быть.

Из-за соседнего столика встала средних лет женщина, заказала чашечку чая и подсела к спорящим.

Женщина. Добрый вечер, господа. Я тут нечаянно подслушала ваш спор и решила высказать свою позицию, на мой взгляд, самую объективную. Я слышала, что кто-то из вас уже затронул тему будущих поколений. Так вот, я считаю, что главное в жизни - воспитание наших детей. А под словом "совершенствование" я подразумеваю и их обучение, и нравственное и физическое развитие, и воспитание в них доброты и любви к труду на благо людей. Кроме того, необходимо, чтобы наши дети умели правильно строить свой мир, не принося вреда природе, и разумно пользоваться благами жизни. Именно дети - наше самое большое сокровище, надежда и опора, наша жизнь после смерти. Каждое следующее поколение людей должно быть совершеннее предыдущего, в этом и заключается смысл жизни.

Женщина закончила говорить, допила свой, уже остывший, чай, простилась и ушла.

Некоторое время все спорщики сидели в глубоком раздумье. Каждый из них вдруг понял, что понятие "совершенствование" действительно нельзя трактовать узко. Оно охватывает все стороны нашей многогранной жизни. Их раздумья прервал голос диктора, сообщивший, что самолёт, наконец, прилетел и что начинается посадка на рейс. Спорщики попрощались и разошлись.

Один только скептик остался. Он ещё долго сидел и думал. Он понял, что его мировоззрение - мировоззрение человека, всё отрицающего и не имеющего собственной конкретной цели в жизни, губительно для него как для личности и вредно для общества. С тех пор скептик перестал быть скептиком. У него появилась мечта. Какая? Ну, это уже совсем другая история!

 

Р. S. Скептик использовал афоризмы Элиаса Канетти, Станислава Ежи Леца, Джорджа Герберта, Генри Луиса Менкена, Иоганна Вольфганга Гёте, Пьера Сильвена Марешаля, Станислава Лема, Джонатана Свифта, Сенеки, Ромена Роллана, Дениса Ивановича Фонвизина, Оскара Уайльда, Максима Горького, Анатоля Франса, Бориса Крутиера.