Человек, будь человечнее!

Душа педагога-художника

Я, ученица 11 класса Узденской средней школы № 1 имени А.С. Пушкина, горжусь, что учусь именно здесь. Из стен этой школы выпустилось большое количество достойных людей, которыми гордится не только наш район, но и страна. Мы, молодежь, стремимся так же делать что-то полезное для Родины. В первую очередь помогают учителя. Они учат нас гуманности, человечности на примерах. Больше всего мне запомнилась личность бывшего директора школы Бересневича Виктора Викентьевича.

На входе нашей школы висит портрет великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Остановимся здесь. Подумать только, что автором его является человек, который, не имея образования художника, владел кистью лучше всякого наученного. Можно только восхищаться!

Виктор Викентьевич вглядывался в прелесть стройной березки, в ясные глаза цветов, в кружева покрытых инеем веточек на фоне неяркого зимнего неба, в легкие наряды черемухи и вербы – и все это запечатлел на своих картинах. В них так много солнца, света, живых красок! Виктор Викентьевич рассказал нам, как длится день, вернее миг, помог поверить в бесценность и неповторимость мгновений.

Живопись позволяет увидеть вещи такими, какими они были однажды, когда на них художник глядел с любовью.

Когда-то один старый философ заметил: «Зритель должен почтительно ждать, чтобы сама картина удостоила его внимания и заговорила с ним». Так нужно набраться терпения и вглядываться, вслушиваться… И увидим, и услышим…

beresnevichНеугомонным, талантливым, трудолюбивым был человек Бересневич Виктор Викентьевич. Искал, придумывал, находил. Конечно, проще всего сказать о чувстве долга. Сам он говорил, что ему везло на хороших и добрых людей, учителей. Когда брался за дело, не отступал, доводил до конца. Об этом говорит всё, что осталось после него, даже в нашей школе.

Из воспоминаний Людмилы Ивановны Бирило, работавшей с Виктором Викентьевичем в школе: «Виктор Викентьевич был педагогом и директором строгим и требовательным. Помню, у нас в учительской висел составленный им лозунг: «Кто не умеет работать, тот ищет причины». Он сам умел и много работал. Кроме уроков обществоведения преподавал черчение и трудовое обучение…

Задор, трудолюбие, оптимизм, требовательность к себе и другим – неотъемлемые качества учителя по призванию. Может быть, потому и был он таким, что многое пережил в своей жизни. 1930-е годы… Раскулачивание семьи, арест отца. Голод… Жизнь в бараках, а затем все тяготы войны (бомбежки, горящие дома, гибель людей, холод и снова голод, страшный, испепеляющий). Далее – радость Победы и страстное желание жить достойно. Потом была учеба в школе, взросление, педвуз и мечта – в душе он всегда оставался художником».

Городская школа № 1 носит имя А.С. Пушкина с 1949 года. В связи со 150-летием поэта «Учительской газетой» был объявлен конкурс на лучшее учреждение образования. Победителям конкурса было присвоено имя великого поэта. Музей имени А.С. Пушкина был создан только в 1982 году. Сам Виктор Викентьевич об этом всегда вспоминал с юмором: «Была проверка из облоно. Всыпали по первое число и мне, как директору, – за то, что школа который год носит имя Пушкина, а музея нет. Я сказал: «Будет музей, нам по плечу это, нашему учительскому и ученическому коллективу». Музей был задуман с перспективой. Как такое место, где должно было продолжаться творчество». Наверное, так есть и в настоящее время. Мысль о создании музея была подсказана работниками музея Я.Купалы, которые приезжали в школу с экспозицией “Пушкин и Беларусь”. Вот они-то и посоветовали, чтоб музей был назван так же, как и их экспозиция, подсказали, где и какие материалы искать. Главным оформителем музея стал учитель рисования Владимир Анатольевич Будник, а вдохновителем и организатором – Виктор Викентьевич Бересневич…

Про таких людей можно писать бесконечно. Это герои. Пройти через нелегкие трудности войны и не очерстветь душой сможет не каждый… Не каждый найдет в себе силы работать над собой, да еще и помогать остальным… Из воспоминаний тех, кто работал вместе с Виктором Викентьевичем, можно понять только одно: это был человек, настоящий человек. Он не унывал и не давал унывать другим. Был требовательным начальником, но никогда не ставил себя выше других.

Я рада, что именно у меня, на родной Узденщине, родился и жил такой человек. Ведь мы можем на живом примере рассказывать, каким должен быть человек. В наше время молодежь становится более агрессивной. Почему так случается? Однозначного ответа нет, ведь все индивидуальны, каждый воспринимает и отвечает по-разному. Может, от хорошей жизни, может, от недостатка внимания. Мы загоняем себя в непонятные рамки, которых на самом деле и нет. Мы не пережили того, что люди воевавшие или участники, свидетели страшного времени. Они-то знают цену мирного существования…

Почему в нашем мире есть ложь, лицемерие, грубость? Люди не ценят друг друга, не уважают, не слушают. А это так важно!

Несмотря ни на что, в любых ситуациях нужно оставаться человеком. Без этого жить будет намного труднее… На историях таких людей мы должны в первую очередь учиться. Сравните ситуации в жизни этих личностей и свои. Есть разница? Конечно. Мы грустим, срываемся на друзей, родителей из-за мелочей, которые можно решить или обойти стороной. Вспыльчивость – «друг» молодежи. Чего-то не поняв, не разобравшись в деле, мы начинаем конфликтовать. Посидеть подумать, поразмышлять – это не для нас. Мы действуем сразу, незамедлительно! Это говорит о том, что необходимо развивать в себе культуру общения, культуру чувств.

Учителя на своем примере показывают, как можно быть и терпеливым, и доброжелательным, и человечным в одно время. Нам, молодежи, остается только впитать в себя всю ту информацию, которую нам хотят донести взрослые. Мы должны понять для себя, что не все делаем правильно, нужно что-то менять в себе. Как мы будем относиться к обществу, так и оно станет зеркально отражать наши действия.

Надо работать над собой! Только через нелегкий труд достигается совершенство человека, его поведения.