Буланова Серафима, 10 кл. школы № 483. Рук. Иванова Е. С.

Человек, будь человечнее!

«Пока ты жив, не умирай, на этот мир взгляни:
У многих здесь душа мертва, они мертвы внутри...
Но ходят и смеются, не зная, что их нет.
Не торопи свой смертный час» – она сказала мне...
(без автора)

Развивается общество, техника, промышленность, меняются убеждения, идеалы для подражания, веяния моды, образ жизни, не меняется лишь одно – проблемы, окружающие человека в обществе, и личные комплексы в душе. Душа никогда не изменится.

Вокруг человека всё беспрестанно движется, возникают новые заботы, ведущие к стрессам.

Сильное давление, "раздражающий фактор", больно затронувший душу, приводит человека на распутье – либо бороться с этим, либо просто смириться, отгородиться от всего вокруг, запершись внутри самого себя. Отсюда и рождается понятие "человечность", подразумевающее под собой все истинно душевные качества – чувствительность, ранимость, заботу, волнение, радость, любовь и ненависть. Да, даже ненависть!..

Человечный человек открыт для мира – до того момента, пока в этом мире не разочаруется.

Детская наивность... Именно маленький человечек открыт для всего, что его окружает. Детская наивность, невинность, простота... Казалось бы, нет ничего более светлого, но не те ли это сравнения, так часто применяемые в речи, всё чаще и чаще саркастичной, речи, которая убивает человечность? "Посмотрите, он наивен, как ребенок! – и логическое завершение, подразумевающееся бесчеловечным собеседником – Глупец!"

Но в мире маленького человека всё меняется. Появляются слова "хочу" и "надо" – выражение желания и принуждения к каким-либо действиям. Появляются обесчеловеченные сверстники из неблагополучных семей, в которых очень трудно живётся, и ребёнок "взрослеет" раньше времени; появляется давление со стороны внешнего мира на мир внутренний. Собственные убеждения разбиваются, заменяясь "более подходящими" к окружению, человек защищается от внешнего мира, загоняя искру человечности всё глубже внутрь, не слушая голос нравственности. Возникает барьер, интуитивно возведенный самим человеком в целях самозащиты.

Яркость эмоции – вот что характеризует настоящего человека.

Современный мир заставляет его бороться за "выживание" среди таких же угнетенных, как и он. Появляются предрассудки и ложные убеждения, "синдром толпы".

Человек отгораживается от внешних факторов, давящих на него и тем самым прячется в себе, теряя свою человечность – эмоции, присущие только ему. Подавляя их, он закрывает глаза на происходящее вокруг, теряет сострадание, жалость, заботу, чистоту мыслей... Любое его действие непременно, пусть и подсознательно, сопровождается мыслью: "А нужно ли мне это? А что мне за это будет?" Развивается чувство эгоизма. Человек замыкается в себе, не находя в окружении того, кому можно довериться, открыться и не бояться быть раненым. Запирая свой внутренний мир, он словно создаёт завесу вокруг себя, позволяющую не увидеть. Не увидеть того, что пробудило бы в нем человечность – те чувства, что делают его слабее, чувствительнее к жестокому и безразличному миру.

Яркий пример, затронувший сердца миллионов людей всех национальностей, всего земного шара – война. Страшное, бесчеловечное действие, где человек "вместе с потерей интереса к другому как к личности, как к цели, а не средству, теряет свою человечность, превращается в машину, единственной целью которой является убить противника"*.

Душа человека не может перенести такой стресс – нести смерть незнакомым тебе людям, таким же пешкам, как и ты, рисковать жизнью ради политической цели и умереть за нее... Она срывается, ослабляя бойца, и тем самым "дарит" смерть, или затихает, и на волю вырывается человек бездушный, убивающий пугающе спокойно, словно машина. Лишь потом, где-нибудь в окопе, или уже умирая, истерзанная душа вырывается на свободу, а сердце разбивается на маленькие кусочки от одного только осознания того, что ты лишил жизни подобного себе, закрытого и такого глубоко несчастного человека.

"Человек, будь человечнее!" – этот призыв, я обращаю не только к людям, имеющим власть и возможность изменить что-либо в жизнях других людей, уменьшить давление, облегчить их существование. Ведь именно человек "как власть" совершает огромную ошибку – обезличивает народ, превращая в однородную массу, лишь разделенную на группы по возрасту, инвалидности и полу, и учитывает (если вообще учитывает) определённые особенности нации. (Например, патриотизм, до сих пор приписывающийся русской нации и медленно увядающий на глазах у старшего поколения, ярых патриотов).

Стоит только подумать о чем-нибудь, совсем не связанном с личной выгодой, направленном туда, где в этом действительно нуждаются (зарплата, льготы, лишний выходной или сокращенный рабочий день в канун праздника...) и воплотить это в жизнь, как что-то в душе работающего на вас человека оживёт, он почувствует вашу поддержку – тёплое чувство, облегчающее жизнь.

Но в мире много разных людей – открытых и замкнутых, жестоких и добрых от природы, завистливых и успешных... У каждого из них свой круг общения, в котором они ощущают себя внутренне комфортно, круг, в котором давление на них не оказывается, и человек становится человечным настолько, насколько он сам того хочет, ведь именно он подсознательно выбирал свой круг.

Но вдруг снова что-то меняется – переезд, переход с одного места работы или учёбы на другое... Одни находят в себе силы заново самоутверждаются, другие – теряются. Прожив всю жизнь в деревне, в заботе и дружбе, они подавляются Городом, и чаще ломаются, чем противостоят агрессивному миру вокруг себя, девиз которого "каждый сам за себя". Но всё же к чему отрицать – люди бывают разные…..

Человек, будь человечнее! Разожги ярким костром свои чувства!

Пробуди в себе то, что дремлет в сердце, от всей души поверь в себя и в окружающих тебя людей...

И благодаря тебе мир станет хоть чуточку лучше, чуточку добрее и человечнее.

_______________________

Использованная литература:

1. "Психология общества" – Интернет-форум, посвященный проблемам современного общества.

2. М. Горький "Старуха Изергиль" "Легенда о Данко" – как основа вдохновения и мудрый наставник (прямых цитат нет).