Коньков Михаил, 7-Б класс, школа № 184. Рук.: Шепотайлова И.А.

 

Сердечность – кратчайший путь к человечности

Они говорят, что я не могу бегать,
но я могу смотреть.
Они говорят, что я не умею разговаривать,
но я могу слушать.
Они говорят, что я не могу строить,
но я могу задействовать воображение.
Они говорят, что я не могу читать,
но я могу слушать рассказы.
Они говорят, что я не могу многого,
но я могу подняться в горы…
Если ты поможешь мне.
Тара Никольсон


Когда я ходил в детский сад, на прогулках с папой и мамой я замечал взрослых людей и детей, которым трудно ходить, что-то делать руками, слышать, видеть, говорить. Эти люди передвигались с помощью кресел-колясок, костылей, на глазах у них я видел очки, в ушах – специальные устройства, некоторые шли с белой тростью или в сопровождении собаки. Таковы были мои первые наблюдения за этими необычными людьми. Потом, видимо, родители заметили непонимание, удивление на моем лице и объяснили мне, что это – люди с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья. Я задавал родителям много вопросов: «Почему люди становятся инвалидами?», «Как можно им помочь?», «Почему дети такие маленькие и уже инвалиды?», «Что за устройства в ушах у людей, которые плохо слышат?», «Где учат собак помогать людям с плохим зрением?». Мама и папа отвечали на мои вопросы, объясняли то, что вызывало у меня непонимание.

Беседуя на эту тему с родителями, я вспомнил рассказ «Цветик-семицветик» Валентина Петровича Катаева, где девочка Женя отрывает последний лепесток цветика-семицветика для того, чтобы помочь больному мальчику Вите, который передвигается на костылях и не может бегать, играть с Женей в догонялки. Я очень хорошо запомнил этот рассказ и то сильное впечатление, которое он на меня произвел. Я помню ощущение «мурашек», бегущих по телу, когда представил, сколько лепестков цветика-семицветика Женя потратила практически впустую, только для своего удовольствия. Но, хорошо, что хоть один, последний лепесток цветика-семицветика, она применила с пользой, сделав больного мальчика Витю здоровым человеком. Хорошо, что Женя сама это поняла и приняла правильное, доброе, благородное решение!

Вспоминая рассказ В.П. Катаева «Цветик-семицветик», я впервые задумался о том, какое горе и несчастье быть инвалидом и какое счастье – быть здоровым, ведь здоровье – огромная ценность, дар, который надо стараться сохранить. И нужно оберегать не только собственное здоровье, но и здоровье своих родных и близких – не причинять боль, не огорчать, заботиться, помогать. Рассказ В.П. Катаева дал мне возможность понять, запомнить также то, что главное – не количество игрушек, сладостей, разнообразие развлечений и исполнение любых твоих желаний. Важно – уметь беречь, ценить свое здоровье и здоровье близких, стараться, по мере своих возможностей, поделиться теплом души с людьми, которые в этом нуждаются, быть чутким и внимательным, неравнодушным и человечным, понимать, что никто не застрахован в нашем мире от боли, бед и несчастий.

Не могу сказать, что в своих размышлениях я часто обращался к этой теме.

Но, смотря разные программы по телевизору, читая информацию в интернете, разговаривая с родителями и друзьями, совершая поездки по нашему городу, я в некоторых случаях сталкивался с людьми, имеющими какие-то недуги. Я вспоминал свой прошлый опыт, беседы с родителями на эту тему, со сверстниками. Новые наблюдения рождали во мне новые вопросы: «Почему инвалидов на креслах-колясках не видно в метро?», «Почему здоровый человек, заходя в метро, не придерживает дверь для позади идущего человека на костылях?», «Как проехать инвалиду в кресле-коляске в магазин, если там при входе «вертушка»?», «Почему у детей-инвалидов практически нет друзей?», «Как инвалидам на костылях или в кресле-коляске подняться по лестнице в автобус, троллейбус, трамвай?».

Я смотрел телевизор и видел, что в других странах к инвалидам относятся по-другому, условий доступной среды для них создано намного больше. Я не понимал, что мешает нам также доброжелательно относиться к инвалидам, создать для них условия удобного и комфортного проживания.

Я думал о том, что мало просто сделать доступным выход инвалиду из своего дома, обеспечить возможность его физического передвижения по городу, посещения им поликлиники, сберкассы, магазина, почты и других зданий, важно добиться того, чтобы этот «выход на улицу» инвалида был нормой для других людей. Человек с инвалидностью не должен быть диковинкой в магазине, кинотеатре, учебном заведении и других местах. Его присутствие должно восприниматься другими людьми как абсолютно нормальное, не вызывая жалости, удивления или испуга.

Вместе с тем, я говорил с родителями о том, что инвалиды, несмотря на их недуги, также как и обычные, здоровые люди, бывают разные – добрые и жестокие, честные и лживые, трудолюбивые и ленивые. Инвалидность, конечно, влияет на характер, привычки человека, но по своим человеческим качествам инвалиды все равно разные.

Одно я понимал очень хорошо и об этом говорили мне мои родители, что инвалиды – это особые люди, которые нуждаются в поддержке и помощи здоровых людей, не говоря уже о простом, доброжелательном, человеческом отношении к ним. Придержать дверь, перевести за руку через дорогу, поиграть не только со здоровыми детьми, но и с детьми-инвалидами, уступить место в транспорте, не нагрубить, предложить свою посильную помощь – вот нехитрые правила нормального, человеческого поведения, проявления неравнодушия и доброжелательности по отношению к инвалидам.

К сожалению, не всегда такое поведение и отношение происходит в повседневной жизни. Грустно видеть ситуации, в которых проявляются грубость, равнодушие и даже жестокость по отношению к инвалидам. В голове мысленно возникают вопросы: «Почему люди так поступают, что заставляет их так поступать?», «Почему грубых и жестоких людей называют бездушными?», «Душа, что это?».

Вот, пример из жизни. С моей мамой на работе трудится молодой человек, он инвалид первой группы, медицинский диагноз – детский церебральный паралич. Он  – целеустремленный, образованный мужчина, окончил Санкт-Петербургский государственный университет с отличием. Мы с ним разговаривали, он рассказывал мне об эпизодах из своего детства, юношества. Говорил, что его маме врачи сказали в родильном доме, что «от ребенка надо отказаться, а вы родите еще…». Невропатолог в поликлинике при прохождении диспансеризации спросил: «У вас только ноги слабое место, и как у вас с шаткостью?». А еще этот молодой человек с инвалидностью рассказал мне один случай, который произвел на меня сильное впечатление. Однажды, будучи дошкольником, он вместе со своей мамой гулял на детской площадке, сидел в песочнице и играл с песком. К нему подошли здоровые ребята, его сверстники. Мой знакомый насторожился, он подумал, что сейчас, в очередной раз, дети будут рассматривать его, как диковинку, обсуждать физический недуг, не захотят играть. Но произошло другое. Один мальчик спросил: «Лопатка есть?». Этот парень с инвалидностью сначала не понял, что происходит, но потом в его душе как будто что-то просияло, он догадался, что ребята хотят с ним поиграть, не боятся, не чувствуют отчуждения. Малыши сидели вмести в песочнице и играли, не делили друг друга на больных и здоровых, не отнимали игрушки. Молодой человек с инвалидностью рассказывал мне, что в тот приятный момент его жизни он подумал: «Вот бы так было всегда, только бы люди не замечали мою болезнь!» Я слушал рассказ этого парня и холодок бежал по моему телу. Возникли почему-то воспоминания сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок», только там молодой, красивый лебедь, бывший ранее «гадким утенком», и «старые лебеди», которые «склонили перед ним головы».

Тогда я подумал, как все-таки важно не ранить человека, не обидеть его просто так ни словом, ни поступком, а особенно человека с инвалидностью! Как необходимо задумываться над тем, что, кому и как ты говоришь, а если и случилось сказать что-то не подумав, то найти в себе силы осознать произошедшее и попросить у человека прощения. Одним словом, как важно всегда стараться оставаться человеком, проявлять отзывчивость, доброту, милосердие, не быть черствым, бездушным, бессердечным. Не наблюдать со стороны, как другой человек мучается, поднимаясь по лестнице, испытывает трудности из-за плохого зрения при выборе лекарства, беспокоится, что руки трясутся и ему не положить из продуктовой корзины покупки в сумку, а, по мере своих возможностей и при необходимости проявить внимание, предложить помощь, оказать содействие.

Сейчас я уже давно не хожу в детский сад, учусь в школе. Разные были ситуации, когда я сам, или с друзьями, с родителями оказывал посильную помощь инвалидам, заступался, когда видел несправедливость, проявления бессердечности и равнодушия к ним. Я рад, что со временем нашел ответы на свои вопросы, что мои детские мысли «переросли» в осознанное понимание того, что доброжелательное, неравнодушное отношение к инвалидам, а не отчуждение от них – это норма культурного поведения и вежливого общения обычного воспитанного человека. Этому пониманию научили меня мои родители, воспитатели в детском саду, учителя в школе, такие рассказы, как «Цветик-семицветик»

В.П. Катаева. Думаю, что о доброжелательном, неравнодушном отношении к инвалидам я смогу в будущем поговорить и со своими детьми, рассказать им о своих детских мыслях, поделиться опытом. Прекрасно, когда человек здоров, но здоровье – это не только здоровое тело, но и здоровая душа. Поэтому очень важны здоровые, человеческие отношения между людьми, а, особенно, между здоровыми людьми и инвалидами. Если каждый будет помнить об этом, то мир станет улыбчивее и добрее.

​