Какие направления формирования мировоззренческой культуры растущей личности можно очертить, учитывая вышеперечисленные негативные тенденции, связанные с пропагандой антикультуры, потребительства и ложных смыслов образования?

Прежде всего, отметим два созвучных направления Образовании – гуманную и ноосферную педагогику.

Ноосферное образование как особое направление в педагогике является инновационным, его теоретические и практические основы в настоящее время активно разрабатываются педагогами. Ноосферная школа ставит приоритетными вопросы становления личности, ее мировоззрения, внутреннего мира, духовно-нравственных ориентиров. В процессе самопознания растущий человек может определить свои достоинства, недостатки, способности. Все это может служить основой самосовершенствования, духовного и физического здоровья, самоактуализации человека.

По определению Г.П. Сикорской, ноосферное образование (как целостная педагогическая система) – это «опережающее образование, создающее условия для развития Человека с коэволюционным мировоззрением, чувствующего и осознающего себя частью Космоса, несущего ответственность за жизнь в любом ее проявлении».

Ноосферное образование характеризуется следующими тенденциями (выделено З.И. Колычевой):

– формирование у обучающихся представления о мире как о едином целом;

– формирование представления о человеке как о неотъемлемой части мира, находящейся с ним в неразрывном единстве;

– формирование ценностно-нравственных основ взаимоотношений и взаимодействий с окружающим миром, ответственность за их последствия;

– формирование у обучающихся представлений о глобальных проблемах современности, о взаимосвязи глобальных и региональных проблем, роли и ответственности человека в их возникновении и разрешении;

– изменение содержания образования, разработка специальных курсов, способствующих формированию комплексных знаний, цельного образа современного мира;

– включение обучающихся в такие формы учебной деятельности, в которых активизируется их творческий потенциал, формируется личностный опыт, единство знания, эмоционального восприятия и волевого усилия.

В ноосферном образовании при традиционном предметном образовании существенно возрастает роль интегрированных курсов и организации образовательного процесса не по предметам, а по проблемам, что позволяет вовлекать в образовательный процесс различные области знания, включая этическое и философское. Все это способствует развитию целостного мировоззрения, основу которого составляют эпистемные (сущностные) знания о мире, обществе и человеке. Все участники образовательного процесса – педагоги, учащиеся, родители, их педагогическая деятельность согласована и подчинена единым целям и задачам. Поэтому ноосферное образование является целостной педагогической системой. Действительно, достижение такой цели ноосферного образования, как воспитание благородного человека в современном деструктивном по отношению к растущей личности мире, возможно лишь при объединении действий администрации школы, ученых, практиков, родителей и учителей.

Ноосферному образованию абсолютно созвучна гуманная педагогика Ш.А. Амонашвили, которую можно кратко охарактеризовать как педагогику счастья, синтеза, творчества, духа и духовности. Поскольку ноосферное образование вышло из экологического, в нем отчетливее ощущается акцент на взаимоотношения «человек – природа», роль природной среды в духовно-нравственном совершенствовании человека.

При всем благородстве целей и задач ноосферного образования, гуманной педагогики у многих родителей и Даже педагогов возникает сомнение в целесообразности и своевременности такой педагогики – не выглядит ли она в жестоком, несправедливом и нестабильном мире Утопией? Сможет ли благородный и нравственный человек выжить в условиях жесткой конкуренции, где борьба ведется с помощью «зубов и когтей»?

Ответы на эти вопросы лежат в отечественной культуре, философии, педагогике.

Во-первых, все великие отечественные мыслители, педагоги, деятели культуры и искусства видели смысл жизни человека в приоритете именно духовных ценностей над материальными и достижении посредством этого личного и коллективного счастья.

Во-вторых, вряд ли можно упрекнуть образование, которое научило человека быть счастливым и жить в гармонии с природой, окружающими людьми.

В-третьих, развивать у растущего человека только физические и интеллектуальные аспекты, побуждать только стремление к успеху – значит целенаправленно формировать несчастного морального урода (пусть и материально обеспеченного в будущем). Могут ли школа, педагоги согласиться (смириться) с такой преступной по отношению к детству, Человеку миссией?

В-четвертых, в каждом ребенке изначально заложено стремление к добру, красоте, благородству, сотрудничеству. Что это за педагогика, которая не питает эти стремления и убивает их?

В-пятых, развитие духовно-нравственных качеств не противоречит развитию физических, в том числе развитию умений самозащиты. В традициях многих народов (особенно Востока, России) сила применялась только в случае вынужденной необходимости.

Остановимся на некоторых методах, принципах, приемах педагогической деятельности, созвучных гуманной педагогике и ноосферному образованию.

Каждый учитель-предметник может на каждом уроке оторвать 5 минут для общения с детьми на тему Разумного, Доброго, Вечного, Истинного, Прекрасного, Мудрого. Это может быть обсуждение или анализ конкретных ситуаций, информация к размышлению или чтение стихотворений или отрывков из художественной литературы. На одном из уроков дети (пятиклассники) сказали мне про эти пять минут – «Это самое главное...».

Каждый классный руководитель может создать систему классных часов этико-правовой направленности (с дискуссиями, круглыми столами, экскурсиями, творчеством). Темы занятий должны охватывать разные направления – этическое, правовое, экологическое, валеологическое, культурологическое и др., например:

  • Будем знакомы, будем друзьями (день рождения коллектива).
  • Путешествие в страну любимых занятий.
  • Азбука вежливости, или Этикет на каждый день.
  • Как зависть душу разъедает.
  • Информация: полезная и вредная.
  • Правила нашей безопасности.
  • Твои права и обязанности.
  • Знаю ли я себя?
  • Как развивать свои способности?
  • Для чего живет человек?
  • Наши общие дела.
  • Наш коллектив.
  • Поговорим о дежурстве.
  • Как предотвращать и разрешать конфликты?
  • «Умой свою планету» (А. де Сент-Экзюпери).
  • Я – гражданин России.
  • Путешествие в страну Законию.
  • Хорошо, что мы такие разные.
  • Суд над сигаретой.
  • Делать добро спешите.
  • Сквернословие в нашей жизни

Как видно, эта тематика позволяет развивать такие качества человека, как рефлексивность, толерантность, трудолюбие, заботливость, творчество, миролюбие. Кроме того, очень важно научить ребенка как можно раньше «сортировать» информацию, отделять полезную от наносящей вред духовному и физическому здоровью.

Очень перспективна, на наш взгляд, «находка» А.В. Марковой из г. Пензы – Родительский университет «Мудрое сопровождение ребенка». Это единство школы и семьи в воспитании детей. Задачи такого университета следующие: принятие родителями школы как воспитательной и образовательной среды для ребенка; педагогическое просвещение родителей; помощь родителям в духовно-нравственном и творческом развитии детей, выявление актуальных проблем обучения и воспитания и их совместное скоординированное решение; развитие воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.

Родители на заседаниях университета постигают конкретные способы гуманно-личностного общения с детьми; узнают о природных стремлениях ребенка к развитию, взрослению, свободе; о важности воспитания в ребенке его духовной жизни, о необходимости окружения его чувством любви, доброты, уважения.

Представим некоторые темы заседаний родительского университета:

  • Ребенок пришел в Школу: начало школьного образования.
  • Знаем ли мы наших детей?
  • • СМИ против детей.
  • Истоки родительской авторитарности.
  • В чем проявляется родительская мудрость?
  • Личность воспитывается Личностью.
  • Любовь воспитывается любовью.
  • Поощрения и наказания.
  • Внутренний мир ребенка.
  • Где нашим детям хорошо? Пространство Истины, Добра и Красоты.
  • Ребенок и антикультура.
  • Истинные и ложные смыслы образования.

Необходимо отметить, что подобная организация взаимодействия семьи и школы позволяет представлять родителям информацию о вредном влиянии СМИ, видеоигр, дурной музыки на внутренний мир ребенка, предупреждать это влияние и определять методы и формы духовно-нравственного развития личности.

Еще один важнейший принцип ноосферного образования, гуманной педагогики – культурсообразноапъ образования. Культуру можно сравнить с лучом света, рассеивающим тьму насилия, агрессии, жестокости, зависти и уродства – качеств, занимающих все больше места в мировоззрении современных школьников. В связи с этим вспомним, что в недавнем прошлом к образованию применялся замечательный термин – «просвещение».

Свет культуры может пронизывать все стороны образовательного процесса – школьные предметы, праздники, фестивали и даже стены школы, побуждая детей к размышлению и созерцанию прекрасного. Культура может и должна транслироваться в школьных газетах, радио, телевидении. Например, в одной из школ Свердловской области школьники создали видеоклуб (как организацию) не только с просмотрами фильмов, но и их анализом, обсуждением в форме крутых столов, дискуссий.

Решение задач воспитания немыслимо без создания системы ученического самоуправления в школе, в которую включены все учащиеся образовательного учреждения. В связи с этим А.С. Макаренко писал: «...решающим в деле воспитания является не метод отдельного учителя и даже не метод отдельной школы, а организация школы, коллектива и организация воспитательного процесса».

Задачи формирования мировоззренческой культуры XXI в. могут решаться на специальных курсах мировоззренческого характера – «Окружающий мир» (1-4 кл.), «Философия для детей», «Этика и этикет», «Глобальные проблемы человечества», «Экология», «Природоведение», «Естествознание».

В заключение отметим, что в последнее время в обществе, в системе образования появились некоторые позитивные сдвиги, правда, носящие больше декларативный характер. Например, стали говорить о возрождении патриотизма, в Законе РФ «Об образовании» появилась такая цель образования, как духовно-нравственное развитие личности, в концепцию новых государственных образовательных стандартов внесены компоненты, связанные с развитием системы воспитания образовательных учреждений и ценностных компонентов мировоззрения личности. Последние два года были объявлены Годом русского языка и Годом семьи. I Но при этом нужно понимать, что все эти ценности противоречат современному хищническому капитализму, разлагающему все духовное, разъедающему человеческие отношения, ибо он основан на конкуренции, делающей организации, институты, коллективы, да и просто людей соперниками, а зачастую врагами. Капитализм и конкуренция противоречат идее общего дела и общего блага, поскольку находятся люди, думающие только о себе и желающие оторвать от этого блага непомерно жирный кусок в ущерб другим.

Общечеловеческие ценности, детские общественные объединения и организации, истинный патриотизм получат мощное развитие лишь при наличии большого общего дела, коим могут служить не столько материальные аспекты жизни (материальное обустройство России), сколько духовные коллективное счастье, братство, единение в обустройстве страны как важнейшие задачи общества. Это, в свою очередь, должно быть связано со смыслами жизни каждого человека – самосовершенствоваться, самореализовываться, творить и вносить свой вклад в общее дело.

 

Источник: Идеи космизма – педагогике и образованию: место человека на пути эволюции
/ Материалы науч.-пед. конф. Екатеринбург, 14-15 марта 2008 г. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009. – С. 167-186.

​