Н.К. Рерих о Дне Культуры

«Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ»
«Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества».

День Культуры 15 апреля 2024 года

в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга

«Дума о Культуре есть врата в будущее»

К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха

NKR Zemlya Slavyanskaya

Пока Культура лишь роскошь, лишь пирог праздничный, она еще не перестроит жизнь. Может ли сознание среди каждодневности обойтись без книг, без творений красоты, без всего многообразного Музейона – Дома Муз?

Н.К. Рерих. ТВЕРДЫНЯ ПЛАМЕННАЯ

Большая радость видеть, что сердца ваши горят при мысли о Культуре, и действительно, мы должны собрать всю нашу твердость духа, чтобы защитить нахождения Культуры, так сейчас пренебрегаемые среди водоворота механической жизни. Мы должны найти лучшие формы взаимных дружеских сношений и обмена творческими достижениями.

Н.К. Рерих. ВЕХИ КУЛЬТУРЫ

Агрессия антикультуры и формирование ноосферного мировоззрения личности в системе образования XXI века

Иванов Сергей Анатольевич
канд. педагогических наук, доцент,
институт регионального развития образования, г. Екатеринбург

 

Что такое детство? Наверное, каждый из нас связывает этот волшебный период жизни со сказкой, с беззаботностью, с играми. Мы, педагоги, также понимаем, что детство – это и доброта, и непосредственность, искренность ребенка. Детство – это период больших возможностей для растущей личности. Действительно, каждый ребенок приходит в этот мир нравственно чистым, невинным, и в этом состоит один из феноменов детства. Сегодня большая проблема (а скорее – беда) заключается в том, что под воздействием медленно, но верно действующего яда деструктивной информации, содержащейся в рекламе, компьютерных играх, подростковых журналах, «музыке», кинофильмах, дети часто теряют свою святость, приобретая взамен совершенно другие качества.

Это можно назвать преступлением против детства, поскольку происходит оно при непосредственном участии, попустительстве или равнодушии взрослых. Взрослые часто не осознают, не понимают феномена детства и смысла воспитания, относятся к детям неадекватно, применяя в своем «воспитании» оскорбления, унижения, физические наказания. Но это полбеды.

В современном мире по отношению к детям определенными структурами вырабатываются целые стратегии воздействия на их психику с целью морального разложения растущего человека и превращения его в раба своих желаний. Таким человеком-потребителем, во-первых, легче управлять, а во-вторых, продавать ему больше товаров и оказывать больше услуг (часто на самом деле ненужных), зарабатывая на этом большие деньги.

Ежедневно, ежечасно многие взрослые добровольно отдают своих детей в лапы монстров агрессии, удовольствия, ненависти и жестокости, покупая им видеоигры и фильмы со сценариями насилия, агрессивную музыку, причем это носит повальный характер.

Кто сегодня может и должен противостоять педагогической безграмотности родителей, агрессии антикультуры на внутренний мир ребенка? Думаю, что только Школа, поскольку в ней может быть создана особая духовно-нравственная (сакральная) среда, поскольку в Школе работают специалисты по искусству воспитания – педагоги, и потому что в Школе есть коллектив, в котором дети учатся общаться, жить вместе, сотрудничать, делать общее дело.

Однако реформа образования лишь обострила некоторые проблемы. Так из Школы все эти годы медленно, но верно выветривалась духовность, разрушалась сакральная среда, основанная на триединстве Истины, Добра и Красоты. Школа перестает быть Храмом – храмом Знаний и Духовности.

Сегодня учителя занимаются, главным образом, преподаванием своих предметов и выполнением учебных программ, директора и завучи часто озабочены отчетностью перед начальством и раскручиванием «бренда школы».

Современная школа оказалась на рынке образовательных услуг и уже вряд ли выполняет просветительскую функцию, неся растущей личности свет знаний, тепло души, единение коллектива.

Учитель в такой школе из работника, транслятора Культуры превращается в работника сферы услуг...

«Рынок образовательных услуг», «конкурентоспособный выпускник», «образовательные потребности», «человеческий капитал» – эти и подобные им формулировки отражают новую роль школы как места оказания услуг. Эти выражения стали нынче модными в разговорах, речах, публичных выступлениях педагогов, в стратегических документах школ (программах развития, образовательных программах).

Но может ли Культура (знания, традиции, искусство) выполнять обслуживающую функцию? Можно ли| обслужить Культурой? Выполняет ли учитель свое призвание или оказывает услугу, воспитывая детей? Представьте себе ситуацию, когда повзрослевший ребенок говорит своим родителям, воспитывавшим его, переживавшим за него, любящим его: «Спасибо за все эти годы внимания! Вы оказали мне большую услугу!» А родители отвечают: «Да, теперь мы выполнили свой долг, вот тебе отдельная квартира, машина, живи сам по себе, как тебе вздумается». Звучит абсурдно, даже оскорбительно, но ведь именно подобную роль сегодня пытаются присвоить каждому учителю.

Педагоги – это тоже своего рода родители, а в чем-то и больше, чем родители. Многие из них воспринимают детей как своих родных, действительно переживают различные чувства, эмоции в процессе обучения и воспитания. Иначе это не воспитание, а бездушная передача знаний, чем в принципе и является оказание услуг.

Истинное воспитание, образование никак не могут быть связаны с какими-то корыстными мотивами, функциями обслуживания, поскольку первично здесь желание учителя (как наставника, сотрудника, носителя культуры, светодателя) в развитии ребенка как Личности, а вовсе не получение каких-то вознаграждений. Иначе – это не Педагог, а «холодный» передатчик знаний.

Сегодня взамен классическим и вечным формулируются новые цели и задачи образования. Например, такая – сформировать успешного и конкурентоспособного ученика. А для этого вооружить его, главным образом, предметными (а не этическими) знаниями, подготовить к поступлению в ВУЗ и последующему карьерному росту.

В качестве иллюстрации представляю выдержки из образовательных программ некоторых школ и газетных статей, которые можно озаглавить – "Современная школа – школа успеха».

«Здравствуйте, дети, здравствуйте, родители!»

«Генеральная цель деятельности нашей гимназии... ориентирована на создание условий, способствующих формированию всесторонне развитой конкурентоспособной личности».

«Школа участвовала в городской выставке "Образование. Карьера. Бизнес" и является победителем конкурса ''Лучшие школы России"в номинации "Школа успеха"».

«Большая часть родителей... удовлетворены качеством образовательных услуг, 90 % учащихся 5-11 классов удовлетворены своими учебными достижениями, 88% учащихся считают себя успешными в гимназии».

«Миссия гимназии – принятие факта ценности каждого ученика и поиск тех возможностей, в которых он наиболее успешен».

Цель ученического самоуправления – «адаптация молодого человека к жизни в изменяющихся условиях, воспитание успешной личности».

«Наша сверхзадача – помочь каждому жителю школьной планеты стать успешным».

«Впереди новый учебный год. Школьники познают много нового, а главное, получат первичные навыки менеджмента. Ребята получили возможность создания своих фирм, кампаний, АО, ООО, стать юными экономистами. Они попробуют силы в маркетинговой деятельности, обменяются своими успехами...»

Справедливости ради (и к счастью для себя) отметим, что пока еще встречается и совершенно иное целеполагание, например:

«Осознание цели и планирование своей деятельности, настойчивость в достижении цели, самостоятельность, сотрудничество, ответственность».

«Облагораживание души и сердца (творение добрых дел, творчество), общественная деятельность, долг, ответственность, этическая культура, дисциплина труда».

Однако таких задач образования встречается вес меньше. Как говорит в связи с этим Ш.А. Амонашвили: «Реформация шкалы переходит в деформацию. Модернизация переходит в модничанье».

Успешность... Конкурентоспособность... А куда же делись вечные ценности, на которых должно строиться образование, – Истина, Добро, Красота, Справедливость. Толерантность? I

Куда исчезают из стратегических программ образования наши главные маяки – классики педагогики К.Д Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко. Л.Н. Толстой и др.? Неужели и они говорили об успешности и конкурентоспособности как основных целях образования? И здесь я привожу совершенно другие по смыслу высказывания.

«Нельзя отложить заботу о вечном и великом на то время, когда будет достигнута для всех возможность удовлетворения своих элементарных нужд. Иначе будет поздно. Мы дадим материальные блага в руки людей идеалом которых будет – "хлеба и зрелищ". Есть, пить ничего не делать, наслаждаться любовью. Неужели учитель может удовлетвориться, когда он будет воспитывать Скалозубов, Молчалиных, жадных до денег банкиров, обжор, эгоистов» (В.И. Вернадский).

«Надо научить ребенка сначала чувствовал, себя частью маленького, доступного ему для охвата сознанием, уголка природы, частью поля, леса, луга, постепенно расширяя тот клочок земли, на котором он воспринимает себя как одно целое с природой, до размеров Земли как планеты, а отсюда уже переход к Солнечной системе, к звездной системе, составляющей нашу Вселенную, и к безбрежной системе вселенных, охватывающей весь безграничный Космос» (К.Н. Вентцель).

«...Всякая школа, позабывшая изречение Спасителя "Не о хлебе едином жив будеши", и приготовляющая человека только к материальной жизни, как бы утонченна эта жизнь ни была и сколько бы ни требовалось для нее познаний, не выполняет своего начертания; она не приготавливает человека к жизни, но на первых же шагах сбивает его с настоящей дороги. Всякая школа, прежде всего, должна показать человеку то, что в нем есть самого драгоценного, заставив его познать себя частицей бессмертного и живым органом мирового, духовного развития человечества. Без этого все практические познания – иди они даже до глубочайших математических и микроскопических исследований – не только не принесут пользы, но нанесут положительный вред самому человеку, хотя, может быть, и сделают его полезной, а иногда и очень вредной машиной в общественном устройстве» (К.Д. Ушинский).

«Наша... обязанность – всесторонне развивать личность каждого школьника, выявлять его дарования и Формировать способности к художественному творчеству для многогранной полноценной духовной жизни» «...Этот мир чрезвычайно многогранен, и его интеллектуальная основа не исчерпывается учебой, оценками. В чем же это богатство заключается? Прежде всего в общении детей и учителя с природой. Мир природы – богатейший источник эмоций, и именно благодаря непосредственному воздействию на чувства природа воздействует и на разум, она делает широким, ясным, светлым то оконце, сквозь которое ребенок глядит на мир. Познание красоты облагораживает сердце, ребенок становится красивым, как будто впервые видите перед собой детей, которых привыкли видеть в других условиях» (В.А. Сухомлинский).

«Единственная форма радостного детства – посильная трудовая нагрузка. Какое право мы имеем выделять для детей противоположные принципы счастья – безделье, потребление, беззаботность?» (А.С. Макаренко).

Образование как услуга, формирование успешного человека – эти новые приоритеты в образовании противоречат природе человека, в котором изначально заложена возможность духовно-нравственного совершенствования и самореализации, они не соединяются с истинными целями образования, обозначенными великими педагогами и заключающимися, прежде всего, в духовном развитии человека, раскрытии его личностного потенциала.

Можно ли ставить знак равенства между успешностью и духовностью, успехом и счастьем?

Думаю, уместно в этой связи привести здесь слова одного выдающегося человека – детского доктора Леонида Рошаля.

«Я не понимаю, что такое успешный человек. Да, я чего-то добился в жизни. Но ведь каждый чего-то добивается. Вот, скажем, сапожник хорошо пришивает подошвы, к нему даже очередь. Это успешный человек? ...Быть успешным – вовсе не значит быть у всех на виду. ...Успешный человек – это кто? Бизнесмен, зарабатывающий много денег, – успешный человек? В своем деле, наверное, да. Счастлив ли он? Не знаю. Между успехам и счастьем большая разница. Среди окружающих меня богатых людей очень мало счастливых».

Реформаторы образования сегодня много говорят о приоритетах его развития, связанных с развитием личностного потенциала ребенка. В Законе РФ «Об образовании» провозглашены такие принципы государственной политики, как «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности». А также –«воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» (ст. 2). Однако:

  • вместо общечеловеческих ценностей в школах процветают насилие, жестокость и сквернословие;
  • развитие патриотизма тормозится чуждой западноамериканской культурой (или антикультурой), обильно транслируемой СМИ при равнодушии (или поддержке?) властей; так мы воспитываем патриотов другой страны;
  • вместо свободного развития личности формируется человек, зависимый от своих страстей и материальных благ, сидящий «на игле» удовольствий;
  • вместо самоактуализации происходит обезличивание растущих людей, превращение их в аморфную серую массу, которой легко управлять;
  • сделано все, чтобы вместо ответственного человека формировался крайне безответственный, не способный думать о благе другого человека, коллектива и за что-либо отвечать.Для эффективной педагогики учителям, руководителям школ и родителям нужно понять, какой враг сегодня противостоит воспитанию детей, их полноценному. целостному, духовно-нравственному развитию.

Прежде всего, отметим трансляцию антикультуры – пошлость, потребительство, насилие, жестокость. уродство, невежество, беззаботность и т.п. Как в этих условиях, когда учителя влияют на сознание, а антикультура и реклама на подсознание, – уберечь ребенка и воспитывать в нем духовно-нравственные качества?

Исследования, проведенные Сьюзен Линн, американским психологом, одной из основателей организации «Остановим коммерческую эксплуатацию детей», опубликованные в книге «Проданное детство», позволяют сделать выводы о коммерческой эксплуатации детей. В частности, она отмечает следующее.

«Когда речь идет о вредном влиянии рекламы, простейшее решение – обвинять во всем родителей (а в нашей стране – Школу. – С.И.). Это то, что очень любят делать создатели рекламы. Однако как может семья в одиночку защитить своих детей от отрасли, которая ежегодно тратит 15 млрд. долларов, чтобы ими манипулировать? Эта борьба становится еще более трудной, потому что один из излюбленных приемов современных рекламистов – это унижение взрослых и подрыв авторитета родителей».

Сегодня известно, что международным корпорациям, влияющим на сознание детей, служат профессиональные психологи, связывающие в единое целое развитие потребительства, пропаганду антикультуры и использование сферы бессознательного.

Особо показательны здесь следующие цитаты.

«...Если вы завладеваете данным ребенком в юном возрасте, вы сможете владеть им долгие годы... Компании говорят: "Мы хотим овладевать умами детей со все более раннего возраста"» (Майк Серле, президент компании Kids «R» Us).

«Дети – это самые неопытные из всех потребителей: у них почти ничего нет, но они хотят получить все. Следовательно, они – легкая добыча для продавца» (Джеймс Макнил, психолог и профессор маркетинга).

«Маркетинговые агентства так же непреклонно стремятся получить знания о детях, как и любая академическая исследовательская организация, но они, без сомнений, финансируются лучше, чем большинство университетов» (Сьюзен Линн).

«Мы разделили, или сегментировали, молодежную целевую группу... на основе многочисленных научных исследований Пиаже, Эриксона, Колберга... Именно глубокое понимание психологии ребенка-потребителя дает реальные возможности найти "формулу победы" для разработки продуктов и программ, которые приносят успех в работе с детьми» (Дэн Акаф, президент компании «Молодежные маркетинговые системы»).

«Специалисты по маркетингу поняли, что все дороги в конечном счете ведут в школу» (Эд Уинтер, энтузиаст маркетинга в школах США).

Тяга к взрослению – естественное желание ребенка. Но корпорации с помощью СМИ играют на этом желании, усиливая его, ведь чувствующему себя более зрелым, чем есть в реальности, ребенку легче продать сигареты, пиво, наркотики, косметику, сексапильное белье, презервативы...

Вполне вероятно, что одной из центральных задач глав корпораций (так называемого «теневого правительства») является сокращение численности населения планеты с целью сохранения только одного – «золотого» миллиарда жителей планеты, поскольку Земля не сможет долго выдержать существующую нагрузку человечества на природу (так называемая «концепция золотого миллиарда»), В реализации этой концепции антикультура призвана сыграть важнейшую роль.

Во-первых, вызвать деградацию человека, его отупение, превращение в раба желаний и удовольствий. Сидящим на такой «игле» человеком легко манипулировать, его легко обмануть, подать как единственно верную на самом деле ложную информацию.

Во-вторых, антикультура разрушает семейные ценности, опошляет понятие «любовь», взращивает отношения между мужчиной и женщиной только как удовольствие, а не как ответственность, тем самым сокращая рождаемость.

Если раньше людей можно было контролировать с помощью боли и страха, то сегодня – с помощью удовольствий. Удовольствие можно использовать как оружие, которое позволяет подчинять людей и лишать их индивидуальности. Если раньше непременным спутником авторитарных режимов была сильная власть, основанная на силе и принуждении, то сегодня точно такой же режим может основываться на безликой, отупевшей массе людей, сидящей «на игле» удовольствий и дозированной информации, повернутой властью в нужную сторону.

Тенденции, происходящие в сфере культуры и образования в нашей стране в последние десятилетия, очень созвучны «концепции золотого миллиарда» и доктрине Алена Даллеса – руководителя ЦРУ США в 40-е гг. XX в. Здесь уместно привести текст этого документа.

«Окончится вторая мировая война. Как-то все утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем, все золото, всю материальную мощь на оболванивание русских людей. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников и помощников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своим масштабам трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания.

Из литературы и искусства мы постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением, исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и прославлять так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, предательства – словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху.

Мы будем незаметно, но активно и постепенно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возведены в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не будут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего к русскому народу, – все это мы будем незаметно и ловко культивировать, все это расцветет махровым цветом.

И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим их в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку будем делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов».

Между тем сегодня в самих США проявляются следующие тенденции (интересные нам с точки зрения того что нечто подобное уже происходит и в нашей стране):

– угрожающий рост детского и подросткового насилия. Массовые убийства в школах и вузах;

– дети тратят на различные средства массовой коммуникации – радио, телевидение, кино, журналы, интернет – почти сорок часов в неделю, воспринимая информацию, большая часть которой носит коммерческий характер;

– обычный ребенок только по телевизору видит за год около 40 000 рекламных клипов;

– 63 % родителей считают, что самооценка их детей определяется вещами, которыми они владеют; 78 % думают, что маркетинг оказывает на их детей слишком сильное давление, побуждая их делать неоправданно дорогие, вредные для здоровья или ненужные покупки; 70 % считают, что коммерциализация негативно влияет на ценностные ориентации и мировоззрение их детей;

– детей с утра до вечера бомбардируют сообщениями, которые задуманы не для того, чтобы сделать их жизнь лучше, а для того, чтобы им что-то продать. Так, 46 % детских товаров покупается потому, что дети упрашивают родителей что-то им купить;

– 33 % детей десяти-одиниадцати лет считают, что им следует приобрести сексуальный опыт и что это для них серьезная проблема;

– федеральное правительство выделяет только около 6 % средств финансирования для школ. В результате администрации школ открывают двери спонсорам-коммерсантам, которые помимо спонсорской помощи вмешиваются в образовательный процесс, увешивают стены своими логотипами и рекламируют образцы своей проекции. Так, вместо некоторых уроков в школах (например, физкультуры) проводятся организованные поездки детей в магазины.

Приоритетная ценность, которая пропагандируется в любой рекламе, – это приверженность материальным благам и обещание того, что, купив рекламируемый товар, мы станем счастливее (или «круче», или «состоимся», или станем «сексапильнее», или «популярнее», или «привлекательнее», или приобретем любые другие качества, которые пожелаем).

«Секс и насилие обрушиваются на детей с кино- и телеэкранов... потому что секс и насилие, как это было неоднократно доказано, привлекают внимание и приносят прибыль». Таким образом, «мы все в большей степени лишаем детей очень ценной возможности населять миры, созданные их собственной фантазией, персонажами, которых они сами придумали», – пишет Сьюзен Линн.

Американская педиатрическая академия в 1995 г. сообщила, что обычный подросток в течение года слышит почти 14 000 упоминаний о сексе, сексуальных намеков и шуток, когда смотрит телевизор.

Дети очень важны для алкогольной и табачной отрасли. По данным Национального института проблем, связанных со злоупотреблением алкоголем (США), у детей, попробовавших алкоголь в возрасте до 15 лет, вероятность развития алкогольной зависимости в четыре раза выше, чем у тех, кто начинает употреблять алкоголь с 21 года. Опасность хронического алкоголизма выше всего у детей, употреблявших алкоголь в возрасте от одиннадцати до четырнадцати лет (или младше).

Табачным компаниям нужны новые курильщики, чтобы заменить 440 млн. потребителей, которые выбывают каждый год, поэтому для этого бизнеса очень важно заставить курить детей. Чем моложе дети, когда они начинают курить, тем более вероятно, что они станут со временем заядлыми курильщиками, и менее вероятно, что они когда-нибудь смогут бросить курить. Если человеку исполнилось 20 лет и он еще не начал курить, то вероятность того, что это все же случится, очень мала. 90 % курильщиков начали курить еще до того, как им исполнилось 18 лет.

26 июля 2000 г. Американская академия педиатров. Американская психологическая ассоциация, Американская академия детской и подростковой психиатрии, Американская медицинская ассоциация, Американская ассоциация семейных врачей и Американская психиатрическая ассоциация опубликовали совместное заявление о насилии в СМИ. Проанализировав более тысячи исследований, проведенных за последние тридцать лет они сообщили, что специалисты, работающие в сфере здравоохранения, пришли к общему мнению: «просмотр телепередач и фильмов со сценами насилия может привести к усилению агрессивных настроений и поведения, особенно у детей».

Признавая, что влияние сцен насилия в СМИ – это сложный феномен и что это влияние может быть неодинаковым на разных детей, это совместное заявление указывает ряд эффектов, подтвержденных научными исследованиями.

– Дети, которые часто смотрят сцены насилия в СМИ, с большей вероятностью воспринимают насилие как эффективный способ разрешения конфликтов. Дети, видящие много сцен насилия в СМИ, чаще, чем их сверстники, полагают, что акты насилия – это приемлемое поведение.

– Восприятие телевизионного и кинонасилия может снижать эмоциональную чувствительность к насилию в реальной жизни и снижать вероятность того, что человек попытается помочь жертве реального насилия.

– Телевизионное и кинонасилие способствуют восприятию мира как такого места, где царят насилие и жестокость. Просмотр сцен насилия увеличивает страх того, что человек сам может оказаться жертвой насилия, что приводит к «защитному поведению» и недоверию к людям. I

– Просмотр сцен насилия в СМИ может приводить к применению насилия в реальной жизни. Дети, которые с юного возраста смотрят телепрограммы со сценами насилия, взрослея, чаще ведут себя агрессивно и прибегают к насилию, чем их сверстники, которые в детстве не смотрели такие телепрограммы.

Какие направления формирования мировоззренческой культуры растущей личности можно очертить, учитывая вышеперечисленные негативные тенденции, связанные с пропагандой антикультуры, потребительства и ложных смыслов образования?

Прежде всего, отметим два созвучных направления Образовании – гуманную и ноосферную педагогику.

Ноосферное образование как особое направление в педагогике является инновационным, его теоретические и практические основы в настоящее время активно разрабатываются педагогами. Ноосферная школа ставит приоритетными вопросы становления личности, ее мировоззрения, внутреннего мира, духовно-нравственных ориентиров. В процессе самопознания растущий человек может определить свои достоинства, недостатки, способности. Все это может служить основой самосовершенствования, духовного и физического здоровья, самоактуализации человека.

По определению Г.П. Сикорской, ноосферное образование (как целостная педагогическая система) – это «опережающее образование, создающее условия для развития Человека с коэволюционным мировоззрением, чувствующего и осознающего себя частью Космоса, несущего ответственность за жизнь в любом ее проявлении».

Ноосферное образование характеризуется следующими тенденциями (выделено З.И. Колычевой):

– формирование у обучающихся представления о мире как о едином целом;

– формирование представления о человеке как о неотъемлемой части мира, находящейся с ним в неразрывном единстве;

– формирование ценностно-нравственных основ взаимоотношений и взаимодействий с окружающим миром, ответственность за их последствия;

– формирование у обучающихся представлений о глобальных проблемах современности, о взаимосвязи глобальных и региональных проблем, роли и ответственности человека в их возникновении и разрешении;

– изменение содержания образования, разработка специальных курсов, способствующих формированию комплексных знаний, цельного образа современного мира;

– включение обучающихся в такие формы учебной деятельности, в которых активизируется их творческий потенциал, формируется личностный опыт, единство знания, эмоционального восприятия и волевого усилия.

В ноосферном образовании при традиционном предметном образовании существенно возрастает роль интегрированных курсов и организации образовательного процесса не по предметам, а по проблемам, что позволяет вовлекать в образовательный процесс различные области знания, включая этическое и философское. Все это способствует развитию целостного мировоззрения, основу которого составляют эпистемные (сущностные) знания о мире, обществе и человеке. Все участники образовательного процесса – педагоги, учащиеся, родители, их педагогическая деятельность согласована и подчинена единым целям и задачам. Поэтому ноосферное образование является целостной педагогической системой. Действительно, достижение такой цели ноосферного образования, как воспитание благородного человека в современном деструктивном по отношению к растущей личности мире, возможно лишь при объединении действий администрации школы, ученых, практиков, родителей и учителей.

Ноосферному образованию абсолютно созвучна гуманная педагогика Ш.А. Амонашвили, которую можно кратко охарактеризовать как педагогику счастья, синтеза, творчества, духа и духовности. Поскольку ноосферное образование вышло из экологического, в нем отчетливее ощущается акцент на взаимоотношения «человек – природа», роль природной среды в духовно-нравственном совершенствовании человека.

При всем благородстве целей и задач ноосферного образования, гуманной педагогики у многих родителей и Даже педагогов возникает сомнение в целесообразности и своевременности такой педагогики – не выглядит ли она в жестоком, несправедливом и нестабильном мире Утопией? Сможет ли благородный и нравственный человек выжить в условиях жесткой конкуренции, где борьба ведется с помощью «зубов и когтей»?

Ответы на эти вопросы лежат в отечественной культуре, философии, педагогике.

Во-первых, все великие отечественные мыслители, педагоги, деятели культуры и искусства видели смысл жизни человека в приоритете именно духовных ценностей над материальными и достижении посредством этого личного и коллективного счастья.

Во-вторых, вряд ли можно упрекнуть образование, которое научило человека быть счастливым и жить в гармонии с природой, окружающими людьми.

В-третьих, развивать у растущего человека только физические и интеллектуальные аспекты, побуждать только стремление к успеху – значит целенаправленно формировать несчастного морального урода (пусть и материально обеспеченного в будущем). Могут ли школа, педагоги согласиться (смириться) с такой преступной по отношению к детству, Человеку миссией?

В-четвертых, в каждом ребенке изначально заложено стремление к добру, красоте, благородству, сотрудничеству. Что это за педагогика, которая не питает эти стремления и убивает их?

В-пятых, развитие духовно-нравственных качеств не противоречит развитию физических, в том числе развитию умений самозащиты. В традициях многих народов (особенно Востока, России) сила применялась только в случае вынужденной необходимости.

Остановимся на некоторых методах, принципах, приемах педагогической деятельности, созвучных гуманной педагогике и ноосферному образованию.

Каждый учитель-предметник может на каждом уроке оторвать 5 минут для общения с детьми на тему Разумного, Доброго, Вечного, Истинного, Прекрасного, Мудрого. Это может быть обсуждение или анализ конкретных ситуаций, информация к размышлению или чтение стихотворений или отрывков из художественной литературы. На одном из уроков дети (пятиклассники) сказали мне про эти пять минут – «Это самое главное...».

Каждый классный руководитель может создать систему классных часов этико-правовой направленности (с дискуссиями, круглыми столами, экскурсиями, творчеством). Темы занятий должны охватывать разные направления – этическое, правовое, экологическое, валеологическое, культурологическое и др., например:

  • Будем знакомы, будем друзьями (день рождения коллектива).
  • Путешествие в страну любимых занятий.
  • Азбука вежливости, или Этикет на каждый день.
  • Как зависть душу разъедает.
  • Информация: полезная и вредная.
  • Правила нашей безопасности.
  • Твои права и обязанности.
  • Знаю ли я себя?
  • Как развивать свои способности?
  • Для чего живет человек?
  • Наши общие дела.
  • Наш коллектив.
  • Поговорим о дежурстве.
  • Как предотвращать и разрешать конфликты?
  • «Умой свою планету» (А. де Сент-Экзюпери).
  • Я – гражданин России.
  • Путешествие в страну Законию.
  • Хорошо, что мы такие разные.
  • Суд над сигаретой.
  • Делать добро спешите.
  • Сквернословие в нашей жизни

Как видно, эта тематика позволяет развивать такие качества человека, как рефлексивность, толерантность, трудолюбие, заботливость, творчество, миролюбие. Кроме того, очень важно научить ребенка как можно раньше «сортировать» информацию, отделять полезную от наносящей вред духовному и физическому здоровью.

Очень перспективна, на наш взгляд, «находка» А.В. Марковой из г. Пензы – Родительский университет «Мудрое сопровождение ребенка». Это единство школы и семьи в воспитании детей. Задачи такого университета следующие: принятие родителями школы как воспитательной и образовательной среды для ребенка; педагогическое просвещение родителей; помощь родителям в духовно-нравственном и творческом развитии детей, выявление актуальных проблем обучения и воспитания и их совместное скоординированное решение; развитие воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.

Родители на заседаниях университета постигают конкретные способы гуманно-личностного общения с детьми; узнают о природных стремлениях ребенка к развитию, взрослению, свободе; о важности воспитания в ребенке его духовной жизни, о необходимости окружения его чувством любви, доброты, уважения.

Представим некоторые темы заседаний родительского университета:

  • Ребенок пришел в Школу: начало школьного образования.
  • Знаем ли мы наших детей?
  • • СМИ против детей.
  • Истоки родительской авторитарности.
  • В чем проявляется родительская мудрость?
  • Личность воспитывается Личностью.
  • Любовь воспитывается любовью.
  • Поощрения и наказания.
  • Внутренний мир ребенка.
  • Где нашим детям хорошо? Пространство Истины, Добра и Красоты.
  • Ребенок и антикультура.
  • Истинные и ложные смыслы образования.

Необходимо отметить, что подобная организация взаимодействия семьи и школы позволяет представлять родителям информацию о вредном влиянии СМИ, видеоигр, дурной музыки на внутренний мир ребенка, предупреждать это влияние и определять методы и формы духовно-нравственного развития личности.

Еще один важнейший принцип ноосферного образования, гуманной педагогики – культурсообразноапъ образования. Культуру можно сравнить с лучом света, рассеивающим тьму насилия, агрессии, жестокости, зависти и уродства – качеств, занимающих все больше места в мировоззрении современных школьников. В связи с этим вспомним, что в недавнем прошлом к образованию применялся замечательный термин – «просвещение».

Свет культуры может пронизывать все стороны образовательного процесса – школьные предметы, праздники, фестивали и даже стены школы, побуждая детей к размышлению и созерцанию прекрасного. Культура может и должна транслироваться в школьных газетах, радио, телевидении. Например, в одной из школ Свердловской области школьники создали видеоклуб (как организацию) не только с просмотрами фильмов, но и их анализом, обсуждением в форме крутых столов, дискуссий.

Решение задач воспитания немыслимо без создания системы ученического самоуправления в школе, в которую включены все учащиеся образовательного учреждения. В связи с этим А.С. Макаренко писал: «...решающим в деле воспитания является не метод отдельного учителя и даже не метод отдельной школы, а организация школы, коллектива и организация воспитательного процесса».

Задачи формирования мировоззренческой культуры XXI в. могут решаться на специальных курсах мировоззренческого характера – «Окружающий мир» (1-4 кл.), «Философия для детей», «Этика и этикет», «Глобальные проблемы человечества», «Экология», «Природоведение», «Естествознание».

В заключение отметим, что в последнее время в обществе, в системе образования появились некоторые позитивные сдвиги, правда, носящие больше декларативный характер. Например, стали говорить о возрождении патриотизма, в Законе РФ «Об образовании» появилась такая цель образования, как духовно-нравственное развитие личности, в концепцию новых государственных образовательных стандартов внесены компоненты, связанные с развитием системы воспитания образовательных учреждений и ценностных компонентов мировоззрения личности. Последние два года были объявлены Годом русского языка и Годом семьи. I Но при этом нужно понимать, что все эти ценности противоречат современному хищническому капитализму, разлагающему все духовное, разъедающему человеческие отношения, ибо он основан на конкуренции, делающей организации, институты, коллективы, да и просто людей соперниками, а зачастую врагами. Капитализм и конкуренция противоречат идее общего дела и общего блага, поскольку находятся люди, думающие только о себе и желающие оторвать от этого блага непомерно жирный кусок в ущерб другим.

Общечеловеческие ценности, детские общественные объединения и организации, истинный патриотизм получат мощное развитие лишь при наличии большого общего дела, коим могут служить не столько материальные аспекты жизни (материальное обустройство России), сколько духовные коллективное счастье, братство, единение в обустройстве страны как важнейшие задачи общества. Это, в свою очередь, должно быть связано со смыслами жизни каждого человека – самосовершенствоваться, самореализовываться, творить и вносить свой вклад в общее дело.

 

Источник: Идеи космизма – педагогике и образованию: место человека на пути эволюции
/ Материалы науч.-пед. конф. Екатеринбург, 14-15 марта 2008 г. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009. – С. 167-186.

​