Н.К. Рерих о Дне Культуры

«Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ»
«Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества».

День Культуры 15 апреля 2024 года

в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга

«Дума о Культуре есть врата в будущее»

К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха

NKR Zemlya Slavyanskaya

Пока Культура лишь роскошь, лишь пирог праздничный, она еще не перестроит жизнь. Может ли сознание среди каждодневности обойтись без книг, без творений красоты, без всего многообразного Музейона – Дома Муз?

Н.К. Рерих. ТВЕРДЫНЯ ПЛАМЕННАЯ

Большая радость видеть, что сердца ваши горят при мысли о Культуре, и действительно, мы должны собрать всю нашу твердость духа, чтобы защитить нахождения Культуры, так сейчас пренебрегаемые среди водоворота механической жизни. Мы должны найти лучшие формы взаимных дружеских сношений и обмена творческими достижениями.

Н.К. Рерих. ВЕХИ КУЛЬТУРЫ

Космическое мышление в последней четверти ХХ – начале XXI века

Соколов В.Г. 
кандидат философских наук, г. Харьков, Украина

 

Актуальность исследования и развития такого всеохватного явления, как космическое мышление, или космизм ныне все более возрастает, свидетельством чему является неуклонное усиление внимания к нему предсиавителей самых различных направлений в науке. Мы живем в удивительное время активного процесса формирования новой научной картины мира, что выражается в целом спектре новых разработок, существенно изменяющих прежние мировоззренческие установки, во все большем сближении позиций науки и философии, в усилившемся внимании науки к вненаучному, или метанаучному способу познания. Можно констатировать, что утверждающееся в наше время космическое мировоззрение затронуло все основные формы познания (см.: [2]). Космическое мышление, которое начало формироваться в результате Духовной революции, произошедшей в России в конце XIX - начале XX в., становится основой новых научных открытий, основой нового мировоззрения ХХI века. Несмотря на тернистый путь в прошедшем веке, данная Духовная революция продолжается в наши дни, так как сложение нового космического мировоззрения – процесс довольно длительный во времени. Доказательством этого продолжающегося процесса сейчас могут служить:

- широкое внимание ученых из разных стран, представителей различных направлений в науке, как к научно-философской мысли космистов конца XIX- первой половины ХХ вв., так и к проблеме формирования нового мышления и новой системы познания;

- внушительный ряд новых научных открытий и теоретических разработок, которые выходят за рамки прежних научных представлений и в ряде случаев подтверждают некоторые метанаучные данные;

- космичность творчества как целое направление в искусстве, затронувшее многих современных художников, скульпторов, музыкантов;

- бурный рост астрономических знаний и открытий, который наблюдается с конца ХХ века и который не может не влиять на мировоззренческие позиции современного человека. (Например, в 1998 году в Национальном музее естествознания Института Смитсона в Вашингтоне состоялась научная дискуссия астрономов, которая положила начало формированию новых концепций в космологии. В частности, речь шла о природе Вселенной. Проблема состояла в том, что «постоянно совершенствуя технологии, увеличивая чувствительность приборов, ученые получали все более детальные сведения о структуре Вселенной и пространства, при этом все больше убеждаясь, что наблюдаемые явления не вписываются в рамки общепринятых теорий» [1, с. 7]).

К одним из относительно ранних публикаций, где затрагивается тема космизма, можно отнести работу В.П.Филатова «Об идее альтернативной науки» (1990 г.) [6], в которой автор рассматривает явление русского космизма, выдвинувшего принципиально иную по сравнению с «картезианским идеалом знания» (где утвердился разрыв между Космосом и человеком) картину мира. В то же время В.П.Филатов отмечает важный факт лишь частичного восприятия по своей сути неделимых идей космистов. Например, из разработок К.Э.Циолковского была взята только техническая сторона, между тем как главным в его нахождениях были идеи о взаимодействии человека с Мирозданием. Нечто похожее произошло и с другими мыслителями.

Вообще, как отмечает в своем исследовании В.В.Макогонова, «изучение космизма становится в современной отечественной науке тенденцией приблизительно с 1988 года (I Всесоюзные Федоровские чтения в г. Боровске)» [3, с. 1]. Надо сказать, что независимо от этих Чтений, в следующем, 1989 году, в Москве был основан Советский Фонд Рерихов (с 1991 года – Международный Центр Рерихов), который в последующем стал крупным научным центром по изучению космизма. Так, в 2004 году на базе Международного Центра Рерихов был создан Объединенный Научный Центр проблем космического мышления (ОНЦ КМ). Сам же термин «русский космизм» появился ранее, в 1972 году, в сборнике научных трудов, посвященном изучению творческого наследия К.Э.Циолковского. Таким образом, можно отметить, что уже в начале последней трети прошедшего века началась подготовка к более широкому изучению явления космизма и всего широкого спектра вопросов, которые с ним связаны. Учитывая особенности предшествующего периода, заметим, что этот процесс не мог быть простым, что нашло свое отражение и в специальной литературе.

Так, не каждый философский или культурологический словарь, выпущенный за период с конца 80-х годов по настоящее время, содержит определение космизма. В целом же, сравнительный анализ относительно наличия и трактовки понятия «космизм» в научной справочной литературе свидетельствует о том, что данное понятие вызывает к себе разное отношение: ему либо вообще не уделяется должного внимания, либо мы встречаем качественно различные подходы к его определению. И все же из определений понятия «космизм», представленных в научной справочной литературе 1997-2003 гг. мы можем вывести ряд важных признаков: особое мироощущение, мировоззрение, тесно связанное с наукой; предполагает формирование новой научной картины мира; Мироздание рассматривается как целостная система, частью которой выступает сам человек, влияющий на эту систему; предполагается единство и взаимодействие всех составляющих; Мироздание одухотворено; имеет изначальное отношение к глубинной сути человека; предполагает переосмысление богатейшего опыта человечества относительно связей человека и Вселенной; подводит к новому переосмыслению древних космогонических мифов, религиозных доктрин происхождения мира, философских систем; предполагает устремление мысли за пределы планеты; подводит к развитию фундаментальных областей науки и появлению новых научных дисциплин; выявляет синтез естественных, технических и гуманитарных наук; предполагает активное изучение видимого Космоса и связанных с этим проблем, затрагивающих самые разные научные дисциплины; проявился в таком явлении, как русский космизм, широко захватившем научно-философскую мысль, художественное и литературное творчество, религию. Его представители несли новые идеи о человеке и его богатейших связях с Мирозданием, обогащали науку доказательствами связи всех процессов, происходящих на Земле с ритмами космических глубин, несли в своем творчестве отзвук миров иного, более высокого, состояния материи, открывали иной, одухотворенный Космос, ставили вопрос о необходимости новой науки.

Конечно же, вышеперечисленные моменты – это далеко не все из того, что можно сказать о космизме, или космическом мышлении. Значительно расширяют рамки его понимания и, в целом, направляют к постижению его глубокой сути труды таких выдающихся русских ученых и мыслителей, как Е.И.Рерих и Н.К.Рерих, а также – работы академика Л.В. Шапошниковой, крупнейшего специалиста в области изучения космического мировоззрения, которая в одной из своих трудов обозначила основные идеи, сформировавшиеся в начале ХХ века в сфере космического мышления [8, с. 68-69]. Учитывая то, что человечество прошло через три культурно-исторических вида мышления (мифологический, религиозный и научный), Л.В. Шапошникова ставит проблему, связанную с формированием нового космического мышления. Необходимо сказать, что ключевое место в процессе зарождения и развития нового космического мышления (что происходило в пространстве научного миропонимания) занимает философская система Живой Этики, которая содержит основы новой теории познания и его методологию. Причем надо отметить, что факт созвучия идей таких выдающихся носителей нового космического мышления, как В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский и П.А.Флоренский с Живой Этикой подробно рассмотрен в научном исследовании Л.В.Шапошниковой [7]. Это созвучие является важнейшим моментом в деле изучения космизма, ибо, как отмечает ученый, «Живая Этика как философия космической реальности заключает в себе систему познания нового космического мышления» [8, с. 80]. Кроме того (и это самое важное, на что долгие годы совершенно не обращалось внимание), Л.В.Шапошникова обосновывает то, что «впервые в пространстве традиционной науки ими [В.И.Вернадским, К.Э.Циолковским, А.Л.Чижевским, П.А.Флоренскиим. – В.С.] была поставлена проблема синтеза науки и метанауки в рамках новой системы познания» [7, с. 917]. Л.В. Шапошникова отмечает, что одной из важнейших особенностей Духовной революции в России было, помимо формирования в ее пространстве нового космического мышления, то, что эта Духовная революция была теснейшим образом связана с эволюционно важным процессом синтеза научного и вненаучного (метанаучного)способов познания. Русские ученые и философы-космисты в начале ХХ века, подвергая старое социологическое мироощущение пересмотру, формировали основы нового космического мышления, дополняя традиционные методы экспериментального способа познания таким методом, как умозрительное действие, которое опиралось на интуицию.

Нахождения и открытия выдающихся умов прошедшего столетия, стоявшие на пересечении целого ряда наук, таких, как философия, астрономия, история, физика, биология, обращают наше внимание на неотложность осознания глубокого взаимопроникновения микрокосма – человека и Макрокосма – Вселенной. «Существует глубокая связь между частями мира и органами тела, сторонами телесной жизни и космическими энергиями, – пишет Н.М.Северикова в своем исследовании единства мира и человека в творчестве П.А.Флоренского, завершая свое замечание словами самого ученого, – “в теле своем мы воспринимаем весь космос”» [5, с. 79]. В 1940-х годах Е.И.Рерих, которую в наши дни по праву называют основателем нового космического мышления, писала о новых науках – астрохимии, астрофизике, астрофизиологии. Последняя, например, как отмечает Елена Рерих, установит «воздействие пространственных тел на внутренние секреции желез в человеческом организме» [4, с. 245]. Знакомясь с творческим наследием этого уникального мыслителя, мы можем отметить, что речь идет не о фрагментарных, частичных влияниях Космоса на человека, а о постоянстве этих влияний, о глубочайшем взаимопроникновении, о единосущности и аналогиях микрокосмоса и Макрокосмоса, их существовании по единым законам. С позиции нового космического мышления, человек, будучи частью космической духо-материи и заключая в себе подобные космическим энергетические структуры, способен оказывать влияние на общий ход эволюции.

Прошедший ХХ век и начало нового тысячелетия ярко свидетельствуют, как научными открытиями и выдвинутыми идеями и концепциями, так и многочисленными следствиями сложившегося противоречия в стратегии развития человечества и Природы, об актуальности широкого осмысления принципов и механизмов единства человека и Мироздания. Проф. В.Н.Шейко и проф. Ю.П.Богуцкий в своей монографии отмечают: «В системе человек U общество U природа U космос человек должен иметь космическое сознание, это задание уже сегодня стало одной из важнейших проблем человечества, в ее решении люди видят путь к своему спасению от надвигающейся катастрофы, которая может быть вызвана всемирным отчуждением человека от природы, от общества и самого себя» [9, с. 104].

Оригинальный и очень интересный подход к раскрытию одной из граней природы микрокосмоса мы находим в работе К.С.Хроутского «Epistemology of civilised man diseases» [10], где автор представляет эпистемологию «болезней цивилизованного человека» (CMD), основываясь на попытке базировать современную биомедицину на философских принципах космизма. Главное предположение автора состоит в том, что CMD появляются в результате избытка креативной психофизиологической энергии, которая не используется на протяжении жизнедеятельности человека. Немаловажно то, что среди CMD особое место занимают болезни сердца. В этом исследовании поднимается актуальный вопрос о том, что биомедицине крайне необходимы новые философские основы, ибо данная научная область находится в кризисе, преодоление которого, по мнению К.С.Хроутского, состоит во внедрении новых систем философских и теоретических предположений. Необходимо сказать, что стремясь создать философскую базу, К.С.Хроутский прежде всего представляет начальный принцип своей философской космологии. В ней он предлагает ключевой термин и понятие «Процесса» как универсального «Космического эволюционного процесса жизни на Земле (CEPLE, Absolute)» [10, с. 5]. В философском и научном отношении значение концепции «Процесса», по мнению ученого, является равным ньютоновской гравитации или максвелловскому электромагнитному полю. Одним из наиболее субстанциональных свойств «Процесса» является его космическое происхождение.

Ввиду происходящего процесса все большего развития основных положений космического мышления, под понятием «Космос», соответственно, все более активно будут подразумеваться такие подходы, которые расширяют границы его понимания за чисто астрономические пределы. Под понятием «Космос», в его научно-философском осмыслении, можно подразумевать целостную, упорядоченную и одухотворенную систему, все Мироздание, с его многогранными энергетическими связями и взаимодействиями, где человек – планета – Вселенная представляет тесно связанное энергообменом (как движущим фактором эволюции) единство. Космос включает в себя все многообразие миров, измерений (состояний духо-материи, степени проявления которой бесконечны) и жизней, существующих в Беспредельности, пронизанной едиными законами и единым Ритмом, Высшим началом, связь с которым обеспечивает эволюционное развитие.

Если говорить об отношении космизма к Космосу, то космизм (космическое мировоззрение) в этой связи выступает как процесс непрекращающегося многогранного творческого постижения великого Единства в его бесконечно разнообразных выявлениях, как особая внутренняя настроенность и ощущение сопричастности по отношению к космической реальности и ее эволюционным механизмам, к ритмам жизни той всевмещающей Беспредельности, которую мы определили как Космос. Все это есть грани основного принципа космического мироощущения – связи с Высшим, или Абсолютом. Проникнуться космизмом – значит ощутить великое эволюционное Единство Мироздания во всех многообразных выявлениях духо-материи. Поэтому мы можем сказать, что космизм относится к Космосу, как постигающий к постигаемому, причем первый находится внутри последнего, при этом сам будучи пронизан (несет его в себе) этим постигаемым.

В целом необходимо отметить, что в поле нового космического мышления и формирующейся новой научной картины мира постепенно преодолеваются устаревшие ориентиры и идеологические установки, а мысль самого человека-микрокосма устремляется к постижению его единства с беспредельным Макрокосмом, его законами и эволюционными механизмами. Наука стоит на пороге грандиозных открытий и, в связи с этим, необходимо активное развитие в ее поле этических основ, тесная кооперация новых ее нахождений с новейшими достижениями философской мысли, ее открытость к различным способам познания мира, к сокровищам прошлого познавательного опыта, содержащего в себе жизнеспособные культурно-духовные накопления для будущего.

Библиографический список:

1. Гордиенко С. “Темная” Вселенная / С.Гордиенко, А.Головин // Вселенная, пространство, время. – 2004. – № 5. – С. 6-11.

2. Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века: Материалы междунар. науч.-обществ. конф. (2003). В 3-х т. / Под ред. В.В. Фролова, Е.Н.Черноземовой, Т.П. Григорьевой и др. – М.: Международный Центр Рерихов, 2004. – Т. 1. – 352 с. Т. 2 – 464 с. Т. 3. – 504 с.

3. Макогонова В.В. Антропологічні проблеми російського космізму: Автореф. дис. …канд. філос. наук: (0900.05) / Дніпропетр. держ. ун-т. – Дніпроперовськ, 1996. – 17 с.

4. Рерих Е.И. У порога Нового Мира / Сост.: Н.Г. Михайлова. – М.: Международный Центр Рерихов, 2000. – 464 с.

5. Северикова Н.М. П.А. Флоренский о единстве мира и человека / Н.М. Северикова // Философские науки. – 2005. – № 1. – С. 74-92.

6. Филатов В.П. Об идее альтернативной науки / В.П. Филатов // Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания / Отв. ред. и сост. И.Т.Карсавин. – М.: Политиздат, 1990. – С.152-174.

7. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3-х кн. Кн. 3. Вселенная Мастера / Л.В. Шапошникова. – М.: Международный Центр Рерихов, 2005. – 1088 с.

8. Шапошникова Л.В. Космическое мышление и новая система познания / Л.В. Шапошникова // Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века. Материалы междунар. науч.-обществ. конф. (2003). В 3-х т. Т. 1 / Под. ред. В.В. Фролова, Е.Н. Черноземовой, Т.П. Григорьевой и др. – М.: Международный Центр Рерихов, 2004. – С. 52-81.

9. Шейко В.М. Формування основ культурології в добу цивілізаційної глобалізації (друга половина XIX–початок XXI ст.):Моногр. / В.М.Шейко, Ю.П.Богуцький. – К.: Генеза, 2005. – 592 с.

10. Khroutski K.S. Epistemology of civilised man diseases / K.S. Khroutski // www.nb.vse.cz/kfil/elogos/

 


 

Опубликовано в сборнике: Осознание культуры – залог обновления общества.
Научный поиск в едином культурном пространстве.
Материалы междунар. науч.-практич. конф. (2007). – Севастополь, 2007. – С. 224-228.