Н.К. Рерих о Дне Культуры

«Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ»
«Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества».

День Культуры 15 апреля 2024 года

в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга

«Дума о Культуре есть врата в будущее»

К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха

NKR Zemlya Slavyanskaya

Пока Культура лишь роскошь, лишь пирог праздничный, она еще не перестроит жизнь. Может ли сознание среди каждодневности обойтись без книг, без творений красоты, без всего многообразного Музейона – Дома Муз?

Н.К. Рерих. ТВЕРДЫНЯ ПЛАМЕННАЯ

Большая радость видеть, что сердца ваши горят при мысли о Культуре, и действительно, мы должны собрать всю нашу твердость духа, чтобы защитить нахождения Культуры, так сейчас пренебрегаемые среди водоворота механической жизни. Мы должны найти лучшие формы взаимных дружеских сношений и обмена творческими достижениями.

Н.К. Рерих. ВЕХИ КУЛЬТУРЫ

Амонашвили Ш.А.

Уроки постижения красоты

В Школе Жизни это есть интегральный образовательный курс, цель которого – выявить и развить в Ребёнке глобальную способность постижения и переживания красоты в разных её проявлениях и формах. В процессе развития этой способности раздвигаются грани духовной и нравственной жизни Ребёнка, грани его познаний, деятельности и творчества.

В то же время находящаяся в развитии способность направляет Ребёнка на самосовершенствование и утверждение прекрасного в себе и вокруг себя. Формула «Сознание красоты спасёт мир» обретёт для Ребёнка конкретный смысл и станет мотивацией многих его благих побуждений.

Важно проследить самое главное – качество интегральности уроков постижения красоты. Виды искусства рассматриваются как своеобразные науки, которые тоже исследуют действительность, постигают мир. Каждый вид искусства делает это своими средствами и описывает реальность языком красок, звуков, движений. Что является предметом исследования для каждого вида искусств? Таким предметом является сам человек, его мир чувств, его духовный мир, его судьба и жизнь в целом.

 Если художник рисует одинокое дерево, это не означает, что ему жаль конкретное дерево, а означает, что в этом образе выражает он свою жизнь, свои познания и отношения, жизнь людей. С помощью своих творений: художественных полотен, симфоний, балетных и драматических спектаклей, романсов и песен их создатели (художники, композиторы, артисты, балетмейстеры, режиссёры и др.) несут людям яркие образы жизни для облагораживания чувств, мыслей, взаимоотношений, жизни; доставляют им радость, волнение, вызывают сострадание, возмущение. Образы искусств украшают жизнь и быт людей.

 

Такая интегральность образовательного курса «Уроки постижения красоты» обеспечивается тем, что, кроме многих других сфер действительности, он вбирает и синтезирует в себе обычные для начальных школ предметы – музыку и изобразительное искусство, а также балет и театр.

На уроках постижения красоты дети слушают эмоциональные рассказы учителя из жизни выдающихся художников, композиторов и музыкальных исполнителей, режиссёров и артистов театра и кино, танцоров и т.д., рассказы о значении цвета и звуков в жизни, в духовном мире. Детям даётся возможность долго рассматривать качественные репродукции картин, долго слушать музыку, искать чувства, отражённые в музыке, в рисунках, в танце.

В Школе Жизни содержание образовательного курса “Уроки постижения красоты” строится примерно по следующей схеме:

Красота во всём; движение к порядку и красоте в проявленной Вселенной.

Красота как высшее состояние, высший закон гармонии, порядка, целесообразности. Космос – значит «Порядок», «Устройство», «Красота». Движение Вселенной к преобразованию хаоса и безобразия в гармонию в облике красоты.

Красота в Природе: формы, цвета, убранство, целостность, взаимообусловленность, перемещения, движения, голоса, образ жизни, горы, равнины, реки, водопады, моря, растения, их плоды, семена, леса, животные, насекомые, птицы, смена времён года, погода, облака, ветры, стихии, огонь... Принцип стремления к целесообразности и гармонии в творческом восхождении Природы. Способность видеть красоту во всех проявлениях Природы (красоту внешних форм и сочетания цветов, красоту движений, красоту закономерностей и целесообразности) и восхищаться ею, беречь всю нерукотворную красоту Природы.

Красота Космоса: Солнечная система, восход и заход Солнца, день и ночь, Луна, звёздное небо, расположение звёзд, закон целостности и притяжения, свет, тьма, движение Земли вокруг своей оси, вокруг Солнца, порядок движения, стремление к совершенствованию. Способность видеть и чувствовать явную и скрытую красоту Космоса.

Красота жизни людей – устремлённость к совершенствованию, восхождению.

Человек – микрокосмос, носитель всей гармонии и красоты Мироздания. Красота и совершенство тела человека, красота речи, человеческого общения, красота труда; рукотворная красота, плоды человеческого труда, творчества, гения – красота архитектуры, живописи, музыки, танца, обрядов; красота созидания, преобразования; красота научных теорий и открытий.

Способность восхищаться и наслаждаться высшими образцами рукотворной красоты, высшими духовными ценностями.

Красота духовной жизни, красота и возвышенность мысли;

красота чувств;

высшая красота и гармония – любовь;

красота истины;

красивая душа;

красота сердца;

внутреннее обаяние человека;

красота человеческих взаимоотношений;

стремление к самосовершенствованию и гармонии;

умение создавать красивые мысленные образы, радоваться воображаемой красоте;

способность чувствовать и воспринимать незримую красоту, радоваться красоте во всех человеческих проявлениях и возмущаться из-за бездуховности, пошлости и безвкусицы, бессердечности и жестокости.

Преобразующая, возвышающая сила сознания красоты, способности построения и переживания красоты умом и сердцем.

Стремление к упорядочению жизни по принципам красоты, к утверждению гармонии и порядка.

В образовательный курс «Уроки постижения красоты» включаются такие формы деятельности детей, которые помогут им накапливать в себе опыт понимания красоты:

обсуждения, сравнения и оценки;

слушание высших образцов классической и современной музыки,

сочинение музыки и песен,

пение,

посещение выставок картин, оценка образцов живописи,

рисование с заданием изображать чувства, стремления, настроения;

посещение спектаклей;

постановка спектаклей и т.д.

 

Амонашвили Ш.А.,
почетный академик Российской Академии Образования,
доктор психологических наук, профессор

 

Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. –
М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998.

​