Н.К. Рерих о Дне Культуры

«Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ»
«Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества».

День Культуры 15 апреля 2024 года

в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга

«Дума о Культуре есть врата в будущее»

К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха

NKR Zemlya Slavyanskaya

Пока Культура лишь роскошь, лишь пирог праздничный, она еще не перестроит жизнь. Может ли сознание среди каждодневности обойтись без книг, без творений красоты, без всего многообразного Музейона – Дома Муз?

Н.К. Рерих. ТВЕРДЫНЯ ПЛАМЕННАЯ

Большая радость видеть, что сердца ваши горят при мысли о Культуре, и действительно, мы должны собрать всю нашу твердость духа, чтобы защитить нахождения Культуры, так сейчас пренебрегаемые среди водоворота механической жизни. Мы должны найти лучшие формы взаимных дружеских сношений и обмена творческими достижениями.

Н.К. Рерих. ВЕХИ КУЛЬТУРЫ

Народная мудрость как инструмент процесса воспитания. Притчи.

Шкарупа Лариса Николаевна

Учить – значит показывать: «Это возможно».
Учиться – значит сделать это возможным для себя.
Пауло Коэльо «Дневник мага»

 

Многие опытные классные руководители и воспитатели считают, что главное в воспитании «не потерять высший смысл мелочей, проживаемых ежедневно».

Я полностью поддерживаю эту мысль и считаю, что ни грандиозные проекты, ни планы, составляемые нами сразу на учебный год, ни задачи, заявляемые в начале года, не являются основой воспитания. Воспитывают так называемые «мелочи жизни», изо дня в день, из четверти в четверть, из года год. И человек, находящийся рядом с ребенком, хочет он этого или нет, являет собой и орудие воспитания, и пример воспитания. Дети на уровне интуиции чувствуют, как к ним относишься, их не обманешь. Для них очень страшно равнодушие старших. Контакт начнется или не начнется с того момента, как мы (взрослые) поздороваемся. И как только «есть контакт», автоматически включается процесс воспитания. Конечно, мы работаем на результат, цель которого - самореализация, самоопределение ребенка.

И я уверена, он будет положителен, если ребенок будет понимать и чувствовать, что к его деятельности и состоянию души неравнодушны окружающие.

Итак, контакт найден. Что дальше?

Существует широкий выбор методов, средств и форм воспитания. Но жизнь неподвластна методикам. Тогда только один выход – «жить с ребятами одной жизнью, в которой есть творчество, успехи, удачи и неудачи, праздники и будни, радости и огорчения, а порой – боль и одиночество. Значит, главное – быть рядом и оказаться рядом». Тогда и средства найдутся, и методики сработают.

Народная мудрость как инструмент процесса воспитания. Притчи.

В этих лаконичных историях заключены и малые, и большие законы человеческого мира. Суть притч заключается в том, что « в них резюмируется мораль либо прямым текстом, либо очевидным намеком».

Для младших школьников притча связана со сказкой; подросткам помогает перешагнуть грань детства, а старшеклассникам – «облегчает пересечение границы со взрослой жизнью».

Я приведу несколько примеров притч, а вы без труда поймете, в каких ситуациях они могут вам пригодиться.

 

Притчевая сказка «Коряга»

Коряга, неуклюжая бедняжка, лежала на опушке леса поблизости от гладких, хорошо обтесанных и дружных между собой бревен, вызывала у них насмешки и страдала от одиночества и собственного уродства. Но однажды пришел человек, уложил бревна в ряд, скрепил их корягой, у которой было немало кривых цепких сучьев, – получился плот, на котором он отправился в путешествие по реке.

Вопросы:

1. Как ты думаешь, о чем эта притча?
2. Смог бы человек выполнить задуманное без коряги?
3. Нужны ли ему бревна для плота, если нечем их скрепить?
4. Как ты думаешь, в твоем окружении есть «бревна» и «коряги»?
 

Притча «Совет Сократа»

Один человек спросил у Сократа:

– Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?

– Подожди, – остановил его Сократ, – просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.

– Три сита?

– Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?

– Нет, я просто слышал это.

– Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?

– Нет, напротив.

– Значит, – продолжал Сократ, – ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?

– Нет, в этом нет необходимости.

– Итак, – заключил Сократ, – в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?

Прежде, чем сказать, подумай:

1. То, что ты собираешься сказать, несет в себе добро или зло?
2. Ты уверен в правдивости своих слов?
3. Какая польза может быть от твоих слов?
 

Ведро с яблоками

Купил человек себе новый дом, большой, красивый, и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то еще какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошел к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал:

«Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:

– Кто чем богат, тот тем и делится!

Темы для обсуждения:

1. Великодушие и зависть.
2. Добро и зло.
3. Любовь и ненависть.
4. Война и мир.
 

Опасное искусство

В одной монгольской деревне от укусов змеи умерло так много людей, что мало кто осмеливался выходить в поле. Говорят, один змеелов укротил змею и убедил ее сделаться миролюбивой.

Жители деревни скоро увидели, что змея стала безвредной. Они начали забрасывать ее камнями и таскать за хвост. Как-то ночью, избитая, чуть живая, змея приползла к змеелову в дом.

Змеелов выслушал ее жалобы и сказал:

– Госпожа Змея, люди перестали бояться тебя – и это плохо.

– Но ведь ты сам учил меня не проявлять насилие!

– Я хотел, чтобы ты прекратила кусаться, но не шипеть!

Вопросы:

1. Считаешь ли ты нормой бояться тех, кто сильнее тебя?
2. Считаешь ли ты нормой обижать тех, кто не такой сильный, как ты?
3. Если сильный не любит драться, считаешь ли ты его «слабаком»?
4. Если ты сильный, умеешь ли ты постоять за себя не кулаками?
5. Можно ли слова «…люди перестали бояться тебя» заменить словами «…люди перестали уважать тебя»?
6. Закончи фразу: « Я хочу, чтобы меня …(уважали, боялись)»
7. Где граница между страхом и уважением?
 

Нет работы, нет еды

Китайский Мастер дзэн Хякудзе даже в восемьдесят лет работал вместе с учениками, ухаживая за садом. Он расчищал дорожки, подрезал деревья и вскапывал землю.

Ученикам было жалко видеть своего старого учителя за тяжелой работой. Зная, что он не послушает их совета оставить ее, они решили спрятать его инструменты.

В этот день учитель не стал есть. На другой день он снова не ел. И на третий день он продолжал голодать.

«Он, верно, рассердился на то, что мы спрятали инструменты», – догадались ученики. – Положим-ка мы их лучше обратно».

В тот день Мастер работал и ел, как и прежде. Вечером, наставляя учеников, он сказал:

– Нет работы – нет еды!

Задание:

Подбери пословицы и поговорки к названию притчи (ее главной мысли).
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Руки не протянешь, так и полки не достанешь.
Не потрудиться, так и хлеба не родится.
В поле с серпом да вилой, так дома с ножом да вилкой.
На полатях лежать - ломтя не видать.
 
Помоги себе сам

Однажды к Учителю пришел некий богатый вельможа.

– Учитель! – сказал он. – Мне скучно жить!

– Мне сплясать тебе? – ехидно поинтересовался Учитель.

– Ну что вы, Учитель, – смутился вельможа.

– Тогда сам спляши, – хладнокровно предложил Учитель.

Вельможа только поморщился.

– Значит, тебе просто хочется жить скучно, – заключил Учитель.

Вопросы:

1. Скучно, это как?
2. Какое у тебя настроение, когда тебе скучно?
3. Вспомни, от чего, от каких дел, занятий у тебя поднимается настроение?
4. Что тебе хотелось бы изменить в твоем свободном времени?
 

Семена и ростки

Однажды ученики пришли к старцу и спросили его: почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые – трудно и непрочны в нем.

– Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? – спросил старец.

– Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, – ответили ученики.

– Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи люди прячут глубоко в душе, чтобы их не увидели другие. Там они растут и губят человека в самом его сердце.

Вопросы:

1. Плохие наклонности - это …
2. А добрые - …
3. Ты можешь сознаться в каком-то проступке, за который обычно наказывают?
4. А попросить прощение?
 

Попутчики

Пересохло озеро от долгой засухи, совсем стало невмоготу Черепахе, и пустилась она в долгий путь к большому озеру в низине.

Змея тоже хотела ползти туда, но сил у нее не осталось. Тогда залезла она на Черепаху и поехала на ней. Черепахе стало прохладнее, но тяжелее.

Змея была недовольна медлительностью Черепахи. Хотела укусить ее, но боялась: «Укушу – сбросит». А Черепаха была недовольна тяжестью на спине, но боялась: «Сброшу – укусит».

Так с этими мыслями они и доползли до воды.

Вопросы:

1. Ты думаешь, такая ситуация возможна только в дороге?
2. Как ты понимаешь содержание притчи?
3. В чем ее истинный смысл?
4. «Тише едешь – дальше будешь», можно ли дать такое название этой притче?
5. Ты согласен, что поучительным выводом здесь может служить следующая народная мудрость: «Терпение и труд все перетрут»?
 

Как важно слушать

Отправил как-то один царь гонца к царю соседних земель. Гонец запоздал и, поспешно вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды, начал излагать поручение своего владыки:

– Мой господин... повелел вам сказать, чтобы вы дали ему... белую лошадь с черным хвостом... а если вы не дадите такой лошади, то...

– Не желаю больше слушать! – перебил царь запыхавшегося гонца. –Доложи своему царю, что нет у меня такой лошади, а если бы была, то...

Тут он запнулся, а гонец, услышав такие слова, испугался и выбежал из дворца. Он вскочил на коня и помчался назад докладывать своему царю о дерзком ответе. Выслушав донесение, повелитель страшно рассердился и объявил соседскому царю войну.

Долго длилась эта война, много крови было пролито и земель опустошено. Наконец оба царя, истощив казну и изнурив войска, согласились на перемирие, чтобы обсудить свои претензии друг к другу. Когда они приступили к переговорам, второй царь спросил первого:

– Что ты хотел сказать своей фразой: «Дай мне белую лошадь с черным хвостом, а если не дашь, то...»?

– «...пошли лошадь другой масти», – продолжил царь. – Вот и все, что я имел в виду. А ты что хотел сказать своим дерзким ответом: «Нет у меня такой лошади, а если бы была, то...»?

– «...непременно послал бы ее в подарок моему доброму соседу», – ответил второй правитель.

Вопросы:

1. «Долго длилась эта война, много крови было пролито и земель опустошено», - назови, пожалуйста, причину изнурительной войны между царями.
2. Какая связь между названием притчи и ее содержанием?
3. Важно ли в жизни уметь выслушать говорящего?
4. Какой жизненный урок дает нам эта притча?
 

Привычка к сражениям

Шел рыцарь по пустыне. Долгим был его путь. По пути он потерял коня, шлем и доспехи. Остался только меч. Рыцарь был голоден, и его мучила жажда. Вдруг вдалеке он увидел озеро.

Собрал рыцарь все свои оставшиеся силы и пошел к воде. Но у самого озера сидел трехглавый дракон. Рыцарь выхватил меч и из последних сил начал сражаться с чудовищем. Сутки бился, вторые бился. Две головы дракона отрубил. На третьи сутки дракон упал без сил. Рядом упал обессиленный рыцарь, не в силах уже более стоять на ногах и держать меч.

И тогда из последних сил дракон спросил:

– Рыцарь, а ты чего хотел-то?

– Воды попить.

– Ну, так и пил бы...

Вопросы:

1. Из-за чего произошло сражение между рыцарем и драконом?
2. Как бы ты поступил, будь на месте рыцаря?
3. «Рубить с плеча», как ты понимаешь эти слова?
 

«Условный рефлекс» (для родителей и педагогов)

(Автор – Ирина Семина, дано в сокращении)

Жил-был на свете Ежик. Однажды он увидел маленькое существо, которое с любопытством рассматривало лужайку перед входом в его жилище, и пригласил его к себе. Так Ежик и Черепашка стали жить вместе.

Но друзья оказались очень разными. Ежик бегал быстро – Черепашка передвигалась медленно. Ежик любил действовать – Черепашка любила мечтать. Ежик вставал ни свет ни заря – Черепашка предпочитала поспать подольше. Ежик очень любил порядок, а медлительная Черепашка все время забывала, в чем этот порядок заключается. То забудет на ночь светлячков со стен собрать, то листья по полу разбросает, то лапы вытереть не спешит. Ежик терпел-терпел, пыхтел-пыхтел, напоминалнапоминал и однажды не выдержал.

– Давай так, – решительно сказал Ежик. – Нужно, чтобы любовь к порядку стала у тебя условным рефлексом. Каждый раз, когда ты чтонибудь забудешь, я тебя уколю иголкой. Вот так!

Однако Черепашка, как ни старалась, все равно время от времени чтото забывала или не успевала. Только теперь она очень боялась, что ее опять будут колоть, а от этого думала не о том, что надо делать, а о том, что будет больно. У нее уже вся спинка была исколота!

Через какое-то время Черепашка с удивлением заметила, что спинка стала вовсе не такой чувствительной. Она еще не знала, что существо становится бесчувственным, если постоянно делать ему больно…

В целях защиты! Защита от боли – это тоже условный рефлекс. Кроме того, Черепашка почему-то стала много спать, и это Ежика тоже раздражало. Ведь когда кто-то спит, очень трудно вырабатывать у него условные рефлексы!

А потом наступила осень. И Черепашка совсем замерла. Она не шевелилась день, потом другой, потом третий. Ежик запаниковал. Он выскочил из норки и побежал к лесному доктору – старой Сове.

– Ничего непоправимого, – сообщила Сова, осмотрев пациента на месте. – Просто впала в спячку. Защитная реакция такая.

– А от кого ей защищаться? – недоуменно спросил Ежик. – Здесь, кроме меня, никого нет, я ее воспитываю и никому в обиду не даю.

– Так от тебя, воспитатель, она и защищается, – покачала головой Сова. – Ты ж ей личного пространства совсем не оставил. Вот и пришлось панцирь нарастить, чтобы хоть как-то от тебя отгородиться. Может, если уйдет от тебя – оживится, повеселеет. Поймет, что, кроме условных рефлексов, есть еще и безусловные.

– Это какие такие безусловные? – не понял Ежик.

– Это когда условий не ставишь, а принимаешь другого таким, какой он есть, – объяснила Сова. – Любовь – это и есть самый безусловный рефлекс.

И Сова полетела по своим делам. А Ежик устроился рядом с Черепашкой.

– Слышишь, Черепашка! – тихонько сказал он. – Ты спи, сколько захочешь. А я подожду. И больше никогда, никогда не буду пытаться тебя изменить. Я лучше сам изменюсь! Я сделаю свои колючки мягкими.

И ему уже казалось, что его колючки, правда, становятся мягкими и шелковистыми, потому что все мы – и Ежики, и Черепашки, и другие существа – по сути своей одинаковые: с любопытными носиками и мягкой, розовой, беззащитной кожицей, очень нуждающейся в Любви.

 

В поисках истины (для взрослых слушателей)

Попал один мудрец на небеса.

– Как прожил ты свою жизнь? – спросил его Ангел.

– Я искал Истину, – ответил мудрец.

– Это хорошо! – похвалил мудреца Ангел. – Расскажи, что ты делал, чтобы найти Истину.

– Я знал, что мудрость, накопленная людьми, записана в книгах, и много читал, – сказал мудрец, и Ангел улыбнулся.

– Я изучал святые книги и ходил в храмы, – сказал мудрец. Улыбка Ангела стала еще светлее.

– Я много путешествовал в поисках Истины, – продолжил мудрец, и Ангел благосклонно кивнул головой.

– Я любил беседовать и спорить с другими мудрецами. В наших спорах рождалась Истина, – добавил мудрец, и Ангел снова кивнул головой.

Мудрец замолчал, и лицо Ангела вдруг омрачилось.

– Разве я что-то делал неправильно? – удивился мудрец.

– Ты все делал правильно, но ты ничего не сказал о Любви, – ответил ангел.

– У меня не было времени на Любовь, я искал Истину! – гордо заявил мудрец.

– Там нет Истины, где нет Любви, – с горечью воскликнул Ангел. – И глубочайшая Истина рождается лишь из глубочайшей Любви.

 

Между жизнью и смертью (для взрослых слушателей)

Однажды Ученик и Учитель переправлялись в лодке через быструю реку.

Ученик сказал:

– Сейчас между нами и смертью только этот кусок дерева!

– На суше нет и его, – ответил Учитель.

 

Притча «Счастье» (для взрослых слушателей)

Замесил Господь глину и силой Вдохновенной Мудрости создал Творение – Человека. И смотрел Бог на Человека, и доволен был, ибо видел, что все у Человека есть: очи – чтобы видеть, уши – чтобы слышать, язык – чтобы говорить, ноги – чтобы стоять и идти, руки – чтобы действовать, грудь – чтобы дышать, сердце – чтобы любить, кожа – чтобы чувствовать, живот – чтобы беречься, спина – чтобы выдерживать нагрузки, плечи – чтобы отвечать за себя.И радовался Всевышний, хоть и остался у него неиспользованный глиняный комочек. И ликовало все вокруг, приветствуя Творение Бога.

– Что еще слепить тебе? – спросил Господь Человека, разминая оставшуюся глину.

– Слепи мне счастье, – попросил тот.

Ничего не ответил Отец Небесный, лишь молча вложил в ладонь Человека оставшийся комочек глины...

Вопросы и упражнения:

1. А в ваших руках может оказаться то, что нужно вам для счастья?
2. А может, оно там уже есть и стоит просто почувствовать?
3. Попробуем это сделать прямо сейчас, не откладывая. Протяните перед собой руки на свободно согнутых локтях, расположите их на уровне груди раскрытыми ладонями вверх (то есть как будто что-то держите в них) и, не напрягаясь, понаблюдайте за ощущениями: есть ли в ладонях что-то? И если есть, то какое это что-то: мягкое или твердое, большое или маленькое, тяжелое или легкое, теплое или холодное, круглое или угловатое, гладкое или шероховатое? На что это похоже?
4. Если вы ощутите невидимый комочек Божественной глины, сотворите свое Счастье!

 

Использованная литература:

1. Людмила Соловьева «Ежедневная Педагогика», ж-л «Классное руководство и воспитание школьников» №1, 2012

2. Валентина Пономарева, « Сказка за сказкой. Синтез-метод профилактики и коррекции», ж-л «Классное руководство и воспитание школьников» №2, 2012

3. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2001.

4. Ж-л «Классное руководство и воспитание школьников», №1-5,2012

5. Комаров А.С. The Concentrated Wisdom of the Raсe.Пословицы русского языка и их русские аналоги: учеб. пособие /А.С.Комаров.- М.: Флинта: Наука,2008.-112с.

 

Источник:

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,81781/Itemid,118/

​