Игра – дискуссия «Что значит быть культурным?»

Качество культурности многосложно и формируется из многих составляющих,
из которых мог бы получиться своеобразный словарь добра.
Предложим детям поразмышлять над этим через игру.
Подобная игра может проводиться и в составлении характеристик,
определяющих качества хорошего семьянина, качества брата, сестры,
качества сотрудника, друга, лидера и т.д.

Задание 1. Подбор качеств.

В начале занятия ведущий предлагает участникам игры составить список качеств личности, необходимых, на их взгляд, для формирования культурного человека. В итоге дискуссии может получиться список примерно следующего содержания:

  • доброжелательность;
  • цивилизованность;
  • образованность;
  • интеллигентность;
  • ответственность;
  • правдивость, честность;
  • любовь к Природе и Родине;
  • утонченность вкуса;
  • творческий труд;
  • утонченность и культура сердца;
  • внимательность;
  • уважительное отношение к окружающим;
  • чуткость;
  • сдержанность;
  • доверительность;
  • терпимость;
  • отзывчивость;
  • дружелюбие;
  • признательность(благодарность);
  • миролюбие;
  • добросовестность;
  • и т.д.

Задание 2. Составление «Матрицы предпочтения».

Всех участников делят на подгруппы по 4-6 человек (если группа участников игры многочисленна) или по 2-3 человека (если группа небольшая). Каждая подгруппа получает «матрицу предпочтения» (см. табл. 1) и вносит в заглавные клетки строк и столбцов 10 наиболее важных качеств, определенных в результате общей дискуссии - одинаковый перечень для всех подгрупп.

Далее всем подгруппам ставится общая задача: провести сравнительную оценку этих качеств между собой по трехбалльной шкале (2, 1 и 0).

Например. Выбирается первое качество в горизонтальной строке и сравнивается по очереди с каждым из качеств, расположенных в вертикальных столбцах. В клетках, соответствующих пересечениям горизонтали и вертикали выбранных качеств, ставятся цифры (баллы) по следующему правилу:

«2» – рассматриваемое качество в горизонтальном ряду считается важнее того, с которым оно сравнивается в вертикальном столбце;

«1» – рассматриваемое качество в горизонтальном ряду считается такой же важности, как и то, с которым его сравнивают в вертикальном столбце;

«0» – рассматриваемое качество в горизонтальном ряду менее важное по сравнению с другим в вертикальном столбце.

Пример (табл. 2):

1) Сравнивая качество «Доброжелательность» в 1-ой строке с качеством «Чуткость» в 3-м столбце, подгруппа решила, в результате дискуссии, что качество доброжелательности является более важным для культурного человека, чем чуткость. Следовательно, в клеточке пересечения 1-й строки и 3-го столбца ставим цифру «2». Одновременно, следуя этому выводу, в клетке пересечения 3-й строки (качества «Чуткость») и 1-го столбца (качества «Доброжелательность») ставим «0», тем самым подтверждая предпочтение качества доброжелательности относительно чуткости, но уже с точки зрения оценки качества «Чуткость» с качеством «Доброжелательность».

2) Сравнивая качество «Терпимость» в 5-й строке с качеством «Добросовестность» в 4-м столбце, подгруппа пришла к выводу, что эти качества имеют одинаковую важность для культурного человека. Исходя из этого, в клеточку пересечения 5-й строки и 4-го столбца ставим цифру «1». Одновременно, в клеточку пересечения 4-й строки и 5-го столбца также ставим цифру «1», чем отражаем оценку предпочтения как со стороны качества «Терпимость», так и со стороны качества «Добросовестность».

Таким способом заполняется вся матрица предпочтений каждой подгруппой самостоятельно.

После этого каждая подгруппа подводит итог своей работы:

– подсчитывается количество баллов, которое набрало каждое качество в горизонтальной строке и сумма заносится в колонку «Сумма баллов»;

– рядом в колонке «Место» проводится ранжирование отдельных качеств.

В итоге на первое место выходит определенное качество, которому подгруппа отдала предпочтение. Во всех подгруппах результаты, как правило, разные.

Чтобы подвести общий результат, составляется сводная таблица (см. табл. 3), в которую заносятся в баллах оценки качеств личности каждой подгруппой, а затем определяется среднее арифметическое значение каждого качества, и выявляется его место среди остальных качеств.

В итоге совместной, интересной и увлекательной работы одно из качеств выходит окончательно на первое место.

Всем играющим предлагается обсудить, почему именно это качество получило более высокую оценку.

Предлагаемая игра, кроме высокого эмоционального заряда, который она дает участникам (что немаловажно для закрепления в памяти качеств, над которыми надо работать каждому), в некоторой степени способствует и развитию личности, актуализации духовной активности.

* * *

КАК ВАРИАНТ – набор качеств для воспитания терпимости:

великодушие: готовность бескорыстно действовать ради интересов других, отказ от требования наказать совершившего проступок (что не есть попустительство  - снисходительное отношение к чему-либо недопустимому).

  • спокойствие, уравновешенность;
  • умение владеть собой;
  • милосердие;
  • сочувствие, сострадание;
  • готовность делать добро;
  • сердечность и т.д.

Мешают проявиться этим лучшим качествам (отрицательные качества также можно включить в матрицу сравнения):

  • раздражительность;
  • бестактность;
  • грубость;
  • высокомерие;
  • несдержанность;
  • осуждение;
  • зависть;
  • легкомыслие;
  • самомнение;
  • обидчивость;
  • опрометчивость, горячность, запальчивость;
  • требовательность к другим

но прежде всего, мешают проявиться добрым качествам

  • невежество;
  • ложь (и все ее варианты – обман, лукавство, лицемерие и т.п.);
  • страх.

​