Культура есть примат духа

 

Рерих Н.К. Настасья Микулична. 1938Именно сейчас множество понятий глубоко извращено
в непонимании или в личном желании придать им
какое-то случайное значение. От самых высших...
так часто все злоумышленно перетолковано, искажено.
Что же должно делать человечество
в этих случаях явной порчи основных понятий?
Не должно ли оно немедленно очищать их и возвращать
их к естественному первоначальному значению? [1]

Давно установившееся положение о том, что Культура есть примат духа – иными словами: главенствующее, первичное и преобладающее значение в Культуре есть ее духовное содержание – в наши дни для многих, похоже, эта истина становится спорной. В учебниках, например, по науке управления можно встретить определения Культуры, в которых духовное ее содержание вовсе не учитывается, и культурой называют просто «результаты человеческой деятельности».

Такое «вымывание» этического, нравственного начала из определения Культуры приводит к тому, что некоторые авторы статей в изданиях по культурологии относят преступность и наркоманию к явлениям культуры [2].

Это говорит о необходимости срочно внести ясность в сознание, особенно, подрастающего поколения, о том, что же является именно Культурой, и чем она отличается от цивилизации, с которой ее часто ошибочно отождествляют, а также – почему «массовую культуру» нельзя отнести к явлениям Культуры.

Срочность и важность этого выяснения вызвана более всего тем обстоятельством, что в последнее время заметно усиливается тенденция общего падения нравов, уровня образованности с точки зрения духовного ее содержания, что сказывается на поведении людей, на замедлении роста общественного прогресса. Этот рост определяется отнюдь не количеством и даже не качеством технических и экономических цивилизационных достижений, но уровнем сознания людей. Научные же исследования и жизненные наблюдения показывают, что культурные достижения прошлого в области этических отношений, сфере духовности, являющейся основой жизни, нашими современниками не востребованы и зачастую игнорируются, что ставит под вопрос возможность дальнейшего общественного прогресса и построение в будущем прогрессивной цивилизации, поскольку, как известно, общество может продвигаться вперед, лишь опираясь на прежние духовные достижения.

Отдавая себе отчет в том, что в рамках данного пособия невозможно сколько-нибудь подробно осветить такой глобальный вопрос, как Культура, коснемся лишь некоторых аспектов определения и формирования Культуры.

ОРИЕНТИР ВЫСОТЫ ЗАДАЕТСЯ КУЛЬТУРОЙ

Сколько бы ни существовало определений Культуры, но в одном ученые и исследователи, как правило, сходятся: Культура есть совокупность достижений в определенной сфере человеческой деятельности, и она характеризует высокий (и никакой иной) уровень развития человека, общества или явления. Последнее обстоятельство вытекает из первого, поскольку под достижениями и подразумевается некий высокий, положительный результат. Однако, именно это положение чаще всего подменяется в литературе, вконец запутывая смысл, и это требует более тщательного рассмотрения, т.к. содержит краеугольный вопрос в определении смыслового содержания Культуры.

Ключ к понятию и смысловому определению Культуры содержится в самих корнях этого слова («почитание» и «свет»), имеющих глубокое духовное значение, указывающее на возвышенность этого понятия, а также в определении слова «достижение», что означает – достичь высокого результата, взять некую высоту.

Культура имеет ту отличительную особенность, что задает уровень, на который равняются. Иначе говоря: ориентир высоты задается, именно, Культурой. Но поскольку далеко не все высоты и достижения желанны для Культуры, но лишь те, которые имеют духовную основу, то и не всякое достижение человеческой деятельности можно отнести к завоеваниям Культуры.

«История в своих безличных справедливых оценках делит человечество по черте Культуры» [3] – более точную формулу для выражения вышесказанного трудно найти.

Примечание. Разъясняя учащимся данное положение, будет уместным привести примеры таких достижений из многообразных сфер человеческой деятельности различных эпох и народов.

Ориентиром Высоты и Культуры являются: этические и религиозные Учения мира, основные положения которых запечатлены в литературных и исторических памятниках, отражающих глубину человеческой мысли и высокую духовность; выдающиеся образцы творений архитектуры и искусства, а также важнейшие достижения научной мысли.

СИНТЕЗ ДУХОВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Как формируется Культура общества, культура человека? Только ли о качестве (работы, труда) идет речь, когда говорят о культуре, хотя, в первую очередь, и о нем.

Как сказано выше, наличие духовности необходимо – но что понимают под этим?

Явление духовности многомерно. Под духовностью понимают «преобладание нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» [4]. Несомненно, духовность формируют такие качества, как  образованность, интеллигентность, утонченность, сердечность – именно они ведут к Культуре. Но и одной лишь утонченностью или интеллигентностью высот Культуры не достичь, так же, как сердечностью или образованностью, – только синтез открывает Врата высокой Культуры, утверждает в своих трудах Н.К. Рерих, подчеркивая решающее значение синтеза [5].

Именно, единство высоких чувств и интеллекта, сердца и ума, и бескорыстных, чистых устремлений дает синтез Красоты вдохновляющей и истинных, одухотворенных Знаний – то, что определяет Культуру.

Есть еще один важнейший момент, без которого явление духовности не постигнуть – это развитие чувствознания. В процессе совершенствования, ежедневной работы над собой, которым сопутствует устремление к доброму, светлому началу, у человека естественным путем происходит утончение чувственных восприятий, которое и приводит к развитию данного качества. Чувствознание есть познание духа, сердечное постижение мира, так называемое прямое познание действительности – не умом, но сердцем – условно говоря, интуиция, или шестое чувство. Это состояние помогает преодолевать возникающее противоречие между эмоциональным и рациональным путем познания и представляет собой более высокую ступень эволюции человека. Оно связано с непосредственным познаванием явлений тонкоматериального мира - мира мыслей и чувств.

Чувствознание, дополнительно к общей эрудиции человека и развитию интеллекта, помогает различать в окружающей жизни явления Красоты и Культуры, и в связи с этим, именно развитие чувствознания, формирование культуры мыслей и чувств, является определяющим моментом в воспитании и образовании.

Такую задачу можно успешно реализовать через организацию школьного Дня Культуры, и в этом открывается широкое поле для творчества педагогов. Опираться на знания этико-эстетического содержания можно не только во внеклассных мероприятиях, но во всем учебно-воспитательном процессе – в каждом школьном предмете есть возможность раскрыть и показать учащимся красоту и нравственное начало изучаемой науки.

Так, малыми средствами, можно достичь больших педагогических результатов.

Но возможно это при одном условии: если увлечение цивилизационными достижениями и технологиями не будет вымывать из образовательного процесса его духовный аспект, что подчас наблюдается в иных учебных программах и на практике.

Увлечение технологиями есть «вырывание корней» светоносного древа Культуры, которое процветает лишь на почве творчества, есть подмена самой гуманной сущности педагогики как части культурной сокровищницы человечества, поскольку сосредоточение сугубо на методических аспектах образовательного процесса лишает его одухотворенности, уводит далеко в сторону от целей и ценностей не только образования, но и общества в целом. Но именно цели и ценности должны быть ясны каждому учителю, каждому педагогу.

ДУХОВНОЕ – В ТЕМЕ КУЛЬТУРЫ МИРА

Отмечая гуманистическую природу образования и Культуры в целом, необходимо выявить один немаловажный момент, который касается решения проблем Культуры мира, в части самой постановки данного вопроса. Эта важнейшая задача воспитания культурных, мирных отношений поставлена перед мировым сообществом Международной организацией ЮНЕСКО, которая провозгласила период 2001-2010 годов Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты. Если Культура есть почитание всего светлого, возвышенного и созидательного, то чем тогда является война, олицетворяя мрак и разрушения, как не антиподом Культуры? Поэтому правомерно ли ставить рядом взаимоисключающие понятия, употребляя термин «культура войны», как это встречается в разработках по данной теме (даже если бы речь шла о неком сражении, где уместно говорить об искусстве боя)? – Как не может быть культуры тьмы, так и культуры войны не бывает.

Духовный аспект, содержащийся в понятии Культура, необходимо учитывать всегда, в том числе, разрабатывая темы Культуры мира.

* * *

«Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть спасение. Культура есть сердце... Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты» [6].

 

___________________________

[1] Н.К. Рерих . Твердыня Пламенная. – Рига: Виеда, 1991, с. 27-28. «Было бы целым огромным научным трудом исследование о всех злоупотребленных и извращенных выражениях. Надо думать, что кто-то найдет возможность выполнить и это задание, так необходимое человечеству. Теперь же хотелось бы уточнить определение двух понятий, с которыми ежедневно приходится сталкиваться в обиходе нашем. Многозначительно приходится повторять понятие о Культуре и цивилизации».

[2] Энциклопедический словарь по культурологии. – М.: Центр, 1997, с. 211. Утверждение о том, что «любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума», представляется нам бессмысленным, так же как и такое : «культура конкретно-исторического общества является даже в преступности, наркомании и прочих процессах»,– в рамках такого воззрения на культуру не объяснить сути гуманистического характера образования, заключающегося в единстве культурного и образовательного пространства, как это записано в Российском Законе об образовании и Федеральном Законе о высшем и послевузовском профессиональном образовании.

[3] Знамя Мира. –М.: МЦР, 1995, с. 100.

[4] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка./ Росс. Акад. Наук. Ин-т русск. языка. 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1997, с.183.

[5] Знамя Мира. – М.: МЦР, 1995, с. 72.

[6] Н.К. Рерих. Твердыня Пламенная. – Рига: Виеда, 1991, с. 63.

Уварова Лариса Ивановна,
ответственный редактор журнала «Педагогика Культуры»,
специалист Санкт-Петербургской Академии постдипломного
педагогического образования