Н.К. Рерих о Дне Культуры

«Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ»
«Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества».

День Культуры 15 апреля 2024 года

в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга

«Дума о Культуре есть врата в будущее»

К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха

NKR Zemlya Slavyanskaya

Пока Культура лишь роскошь, лишь пирог праздничный, она еще не перестроит жизнь. Может ли сознание среди каждодневности обойтись без книг, без творений красоты, без всего многообразного Музейона – Дома Муз?

Н.К. Рерих. ТВЕРДЫНЯ ПЛАМЕННАЯ

Большая радость видеть, что сердца ваши горят при мысли о Культуре, и действительно, мы должны собрать всю нашу твердость духа, чтобы защитить нахождения Культуры, так сейчас пренебрегаемые среди водоворота механической жизни. Мы должны найти лучшие формы взаимных дружеских сношений и обмена творческими достижениями.

Н.К. Рерих. ВЕХИ КУЛЬТУРЫ

Конкурсная работа победителя

Смотр-конкурс оформления тематических выставок

«Герой как создатель и защитник культуры»

в библиотеках общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга

к Дню Культуры 15 апреля 2018 года

Пестова Ольга Владимировна
зав. библиотекой ГБОУ лицей № 179 Санкт-Петербурга

Презентации:

«Святой благоверный князь Александр Невский»;

«Полководец, генералиссимус Александр Васильевич Суворов»;

«Художник, писатель, ученый, путешественник, общественный деятель Николай Константинович Рерих».

Пояснительная записка

Дата проведения: март – апрель 2018 г.

Возрастная группа учащихся: 7- 11 лет.

Цель:

– воспитать у ребят уважение к героическим личностям, выполняющим творчески-созидательную и защитную функцию культуры;

– заинтересовать ребят в использовании информационных и печатных ресурсов для самосовершенствования;

– способствовать утверждению общечеловеческих культурных ценностей.

Задачи:

– Рассказать ребятам о героях – защитниках культуры;

– Постараться привить детям чувство патриотизма, любви к Родине, людям;

– Вызвать у ребят уважение к историческому прошлому нашей Родины;

– Поговорить с ребятами о качествах героя и качествах «не героя»;

– Объяснить, что такое культура и к чему нужно стремиться, чтобы стать культурным человеком.

Проведенные культурно-массовые мероприятия:

Мероприятия проводятся в преддверии праздника «День Культуры» 15 апреля. В этом году он проходил под девизом "Пылайте сердцами, творите любовью", и для библиотекарей образовательных учреждений был объявлен конкурс на тему: «Герой как создатель и защитник культуры».

Нравственно-патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека. Поэтому базой формирования основ нравственности и патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

Очень важно, чтобы ребенок с детства приобщался к культуре своего народа, чтобы у него возникало чувство любви, уважения и гордости к земле, на которой он живет.

В наш жестокий век особенно важно рассказывать ребятам о героях нашего отечества, которые готовы были пожертвовать своей жизнью, защищая землю, народ и культуру. Которые обладали качествами героя: добротой, состраданием, смелостью, отвагой.

В двух 4-х классах проведены уроки-беседы с представлением презентаций по темам:

– «Святой благоверный князь Александр Невский»;

– «Полководец, генералиссимус Александр Васильевич Суворов»;

– «Художник, писатель, ученый, путешественник, общественный деятель Николай Константинович Рерих».

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Поделюсь немного подробнее опытом.

К Дню культуры 2018 года я решила подготовить для ребят презентации и провести библиотечные уроки на тему «Герой как создатель и защитник культуры».

Выбрала трех представителей героев-защитников: А.В. Суворов – военная наука; А. Невский – военный, святой; Н.К. Рерих – художник, мыслитель, общественный деятель. Получилось, что представлены все три составляющие Культуры: искусство, наука(военная) и религия. Триединство. Достижения этих героев в области культуры бесспорны.

На уроке о А.В. Суворове я сначала рассказала ребятам об этом выдающемся человеке. Потом вместе мы обсудили качества Суворова как героя. В конце урока ребята посмотрели притчу-мультфильм «Все в твоих руках».

Урок о Александре Невском. Рассказ о А. Невском. Разобрали качества героя Александра Невского. Составили и записали на доске «Словарь добра» и «Словарь качеств, которые мешают стать героем». Вспомнили А.В. Суворова. Сравнили качества этих двух героев.

"Там, где понятие героя является чем-то смешным и даже неприличным – там разложение", – утверждала Е.И. Рерих

Что значит быть культурным? Образ человека культуры.

В конце урока ребята посмотрели притчу-мультфильм «Все оставляет свой след».

Урок о Н.К. Рерихе. Рассказ о Рерихе. Ребята сами рассказали о качествах героя. Нашли общее между А.В. Суворовым, А. Невским и Н.К. Рерихом. Они все были защитниками культуры, защитниками русского народа, защитниками Земли Русской.

В конце урока ребята посмотрели 10-минутный фрагмент из фильма «Пакт Рериха. Мир через Культуру», в котором очень хорошо показано разрушительное действие войн.

В конце каждого урока я обращала внимание ребят на то, что не все люди рождаются с качествами героя - можно всего добиться, если стремиться к хорошему, доброму. Всю жизнь нужно работать над собой. Ставить цели, добиваться их осуществления. Стремиться делать добро.

Нашли в словаре по Этике и прочитали, что означают слова "подвиг" и "героизм".

П о д в и г – поступок, требующий от человека предельного напряжения воли и сил, связанный с преодолением необычных трудностей, общественно-полезный результат которого превосходит по своим масштабам результаты обычных действий.

Г е р о и з м – особая форма человеческого поведения, которая в нравственном отношении представляет собой подвиг.

Дети -  наше будущее. Нужно стремиться к миру. Хватит для Земли войн и разрушений. Не надо воевать, надо жить в мире, развивать культуру. Нужно быть культурными людьми. Надеюсь, что в недалеком будущем Знамя Мира будет развеваться над каждым учреждением нашей страны.

Рассказав ребятам о трех героях-защитниках, подчеркнула, что на самом деле их множество. Например, ученый Николай Иванович Вавилов, о котором подготовила краткий рассказ с целью заинтересовать ребят прочитать о нем подробнее. Также рассказала о биографии педагога Януша Корчака.

Кроме библиотечных уроков, провела беседы в  библиотеке с учащимися с 1 по 11 класс о Культуре, о защитниках Культуры. Приятно удивило, что многие старшеклассники знакомы с творчеством и общественной деятельностью Николая Константиновича Рериха.

В результате можно сделать вывод, что наши дети добрые отзывчивые, увлеченные и, главное, понимающие, что нужно стремиться к жизни без войн и насилия. Очень надеюсь, что моя работа не была напрасна.

Татьяна Чечина

Кто же такой Герой?
Может, туземец чужой,
Может пришелец какой
С дальней звезды золотой?
Образы детской мечты,
Чары старинных легенд –
Нынче они не нужны
В мире смятений и бед.
Память стирает слова –
С ними теряется то,
Чем сама жизнь и жива!
Но не заменит ничто
Смелость, надежность и честь,
Волю и доблести свет.
В ком это рыцарство есть,
Тот не служитель монет,
Не покровитель сует,
И не лелеет покой,
Мести и лести нет
Места в душе такой!..
Кто-то, улыбку сдержав,
Скажет: “Наивный чудак!”
Кто-то, легко узнав,
С ним поравняет шаг.
Может быть, и не чужой,
Вовсе не с дальней звезды,
Может быть этот Герой –
Ты,
или я,
или мы..?
 
 

Перечень печатных материалов, использованных для оформления выставки:

1. Беликов П. Рерих. М.: Молодая гвардия, 1973.
2. Пакт Рериха. Знамя Мира. М., 2004.
3. Алмазов Б. Святой Благоверный князь Александр Невский. СПб.: Лицей, 1994.
4. Петрова Н.Г. Защитники земли русской. М.: Русское слово, 2008.
5. Ткаченко А. Житие святого благоверного князя Александра Невского. М.: Никея, 2017.
6. Ян В. Юность полководца. М.: Детская литература, 2017.
7. Раковский Л. Генералиссимус Суворов. Л.: Лениздат, 1975.
8. Раковский Л. Генералиссимус Суворов. Адмирал Ушаков. Л.: Лениздат, 1987.
9. Суворов А.В. Наука побеждать. М.: Абрис, 2017.
10. Алексеев С. Рассказы о русском подвиге. М.: Советская Россия, 1979.
11. Князева В.П. Н.К. Рерих. М.: Искусство, 1963.
12. Рерих С.Н. Молодому другу. М.: Международный Центр Рерихов, 1993.
13. Рудзитис Р. Николай Рерих – водитель культуры. Рига, Латвийское общество Рериха, 1990.
14. Лихачев Д.С. Письма о добром. СПб.: Логос, 2007.
15. Лихачев Д. Декларация прав культуры: эскизы. СПб.: Олимп, 2006.
16. Лихачев Д. Избранные труды по русской мировой культуре. СПб.: СПбГУП, 2006.
17. Черненко Г.Т. Творцы наук российских. Л.: Художник РСФСР, 1989.
18. Дмитриев Л.А. За землю русскую. М.: Детская литература, 2013.
19. Михайлов Г. Архистратиг русской мысли [О М.В.Ломоносове]. СПб.: Общество Памяти игуменьи Таисии, 2010.
20. «Культура и время». Общественно-научный и художественный журнал. – № 1/2 (60). – 2017. М.: Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха.