Взаимодействие эстетического и познавательного аспектов

в процессе приобщения к основам космического образования

школьников младшего и среднего возраста.

А.Н. Константинова

ст. научный сотрудник,

методист по работе с детьми

Гос. музея истории космонавтики имени К.Э.Циолковского

 

Одним из кардинальных направлений в деятельности нашего музея является музейная педагогика, предполагающая комплекс мероприятий по приобщению детей разновозрастных групп к тому кругу знаний, который может им предоставить первый в мире музей истории космонавтики. Разумеется, калужский музей создается для взрослых экскурсантов, но полноценно воспринять весь комплекс музейных ценностей может только подготовленный человек, способный подняться над чисто визуальным потребительским отношением к этим ценностям. Таким он становится только тогда, когда его готовят с детства, причем чем раньше, тем лучше. Поэтому мы начинаем работать в залах и аудиториях музея с дошкольниками, продолжая потом уже со школьниками разного возраста. Эта работа ведется более тринадцати лет.

Накопленный опыт позволяет сформулировать следующие принципы нашей работы с детской аудиторией.

1. Принцип посильности, который предполагает отбор материала в соответствии с психофизическими возможностями детей каждой возрастной группы.

2. Принцип научности, который учитывает интеллектуальные возможности к усвоению детьми определенного объема материала, строго соответствующего современному состоянию научно-технических знаний.

3. В качестве одного из основных принципов мы выделяем учет эстетического фактора, т.е. эстетизацию в процессе получения научных знаний. Это связано с конкретно-образным мышлением детей младшего и среднего школьного возраста с нерасчлененностью в их сознании рационального и эмоционального начал.

Формы работы с детьми, в которых реализуется этот принцип:

цикл тематических экскурсий “Путешествие в космонавтику”;

комплекс развлекательно-познавательных программ типа КВН на космическую тематику;

научно-практические конференции с акцентацией эстетического компонента.

Все эти формы опираются на богатейшие возможности, сложившиеся и накопленные музеем за 33 года его существования. Это не только научные ценности, но и арсенал ценностей художественных. Широко используя экспозицию, мы выстраиваем на ней комплексы тематических экскурсий, уникальную аппаратуру планетария с его неисчерпаемыми возможностями воспроизведения музыки, живописи, кинематографии и т.д. Огромными возможностями располагают фонды музея, собравшие коллекции большой эстетической значимости.

Не следует забывать, что давший нашему музею имя Константин Эдуардович Циолковский не только один из крупнейших ученых мирового значения, но и феноменальный писатель-фантаст и философ, чьи труды легли в основу русского космизма, его гармонического начала и эстетически нового – космического – плана.