Значение изучения музейной педагогики

в педагогическом колледже

(Из опыта работы преподавателя)

И.В. Дубровская

препод. музейной педагогики

СПб Высшего пед. училища ? 1 (колледж)

им. Н.А. Некрасова.

 

Введение изучения музейной педагогики в нашем колледже связано с такими направлениями в современном образовании, как гуманизация и личностно ориентированное обучение. Формирование разносторонней, творческой личности будущего педагога, воспитание его личной культуры, гуманистического мировоззрения - задача, по-видимому, самая главная в современном педагогическом образовании. От наших сегодняшних успехов в ее решении зависит степень позитивных сдвигов в реформировании образования, в его истинной гуманизации и демократизация.

Наверное, нет ни одного предмета гуманитарного цикла, в рамках которого, в той или иной степени, не решались бы эти задачи. Что же побудило нас ввести в нашем колледже изучение еще и музейной педагогики?

В данном предмете мы увидели неисчерпаемые возможности для воспитания личности будущего педагога, повышения его культурного и интеллектуального уровня.

В наши дни нужны специалисты, способные помочь зрителю вступить в безмолвный диалог с произведением искусства, умеющий дать детям ощущение их причастности к национальной и мировой культуре и при этом не навязывать свое мнение, не перегружать искусствоведческими знаниями , а способствовать развитию личностного восприятия детьми произведений искусства.

Сегодня нужен специалист, знающий множество фактов и умеющий живо оперировать ими и в классе, и в музейной среде , понимающий, сколь близки и сколь различны эти две учебные аудитории, обладающий педагогическим мастерством и глубоко осведомленный в психологии художественного творчества и психологии активного сотворческого восприятия искусства.

Музейная педагогика - это интегративный курс, который органично соединяет знания, получаемые студентами из курсов "Мировой художественной культуры", "Основ изобразительного искусства", "Педагогики", "Психологии", "Философии", "Эстетики". В то же время это отдельная область педагогики, требующая специального изучения.

На этом пути мы делаем только первые шаги. "Музейная педагогика" была введена у нас в колледже только в прошлом 1998-1999 уч. году, и еще рано подводить какие-либо итоги. Но мы можем уже сейчас видеть положительные результаты изучения данного предмета. Студенты проявляют интерес к нему, выбирают темы курсовых и квалификационных работ, связанные с музейной педагогикой, используют полученные знания на своей педагогической практике. Особенно повысилась мотивация к изучению музейной педагогики после прохождения студентами практики в гимназии ?191 при Государственном Русском музее.

Студенты посещали уроки в начальной школе по программе "Мир музея". В своих отчетах о практике они отмечали, что данные уроки помогают решить множество познавательных и учебных проблем, имеют огромный потенциал для развития учащихся, интеграционные возможности и способствует формированию визуального мышления и коммуникативных навыков у детей. Все студенты отмечали свободную, творческую атмосферу на уроках , уважительное, дружелюбное общение детей и учителя, интересные и разнообразные формы работы учителей на этих уроках.

При обсуждении практики можно было заметить, как повысилась мотивация у студентов к их будущей педагогической деятельности.

Эти наблюдения позволяют нам сделать вывод о целесообразности изучения музейной педагогики в педагогическом колледже, так как положительное воздействие на развитие личности студентов и формирования у них гуманистического мировоззрения мы наблюдаем уже после первого года изучения данного предмета.