Негативная социализация и роль библиотек

Н.В. Дедали

социолог, Санкт-Петербург

 

Существует мнение, что социализация - процесс передачи культуры от поколения к поколению и, обычно, рассматривается как процесс позитивный. Чаше всего пишут о пробуждающихся в это время духовных и творческих началах во взрослеющем человеке.

Значительно реже, говорят о противоположном аспекте социализации. В данном тексте не представляется возможным рассмотреть детально ее этапы, а также и те социальные институты, в которых социализация проходит: семья, школа, библиотека и т. д. Попытаемся затронуть характерные черты, так называемой негативной социализации.

Процесс социализации - непростой путь вхождения в жизнь. Ребенок, а затем подросток, являясь субъектом собственного развития, выбирает из окружающего его мира те нормы и ценности, те образцы поведения, которые дают ему уверенность, устойчивость и возможность существовать в этом мире, реализовывая себя. Таким образом, можно сказать, что социализация - это модификация поведения личности в направлении соответствия требованиям социальной жизни.

В условиях новых, так называемых рыночных отношений, с множеством весьма спорных суждений о системе сегодняшних ценностей, требования к человеку стали более жесткими, а источников негативного невероятно много. Достаточно назвать несколько фактов. Россия входит в первую десятку стран по распространению и потреблению наркотиков, нарастает эпидемия СПИДа и не снижается уровень преступности. В таких условиях основными источниками негативной социализации могут быть:

В процессе социализации на всех ее этапах у ребенка возникают и меняются определенные референтные группы -группы тех, особо для них значимых людей, чьи нормы и ценности безусловны. Ими могут быть как литературные герои, исторические личности или государственные деятели, так и приятели, родители и учителя. Референтная группа - один из способов социализации. И становится понятно, что когда в нее входят главари банд, убийцы и проститутки, которым создается положительный имидж через средства массовой информации и т.п., то это соответствующим образом влияет на восприятие действительности и затем поведение ребенка.

В процессе негативной социализации ребенок быстрее взрослеет, но не достигает истинной зрелости, когда вырабатывается высокий уровень избирательности и ответственности за себя и собственный выбор. Он просто приобретает богатый и часто негативный жизненный опыт.

Что же можно противопоставить всему этому, чтобы хоть сколько-нибудь защитить важный процесс становления личности ?

Один из немногих на сегодня социальных институтов, которые не несут разрушающей агрессии и негативного опыта является библиотека. Здесь присутствует атмосфера доброжелательности и внимания и тех ценностей, которые ребенок затем пронесет через всю жизнь.

Принципиально у библиотекаря есть возможность войти в референтную группу читателя, достичь такого уровня доверительных отношений, что его рекомендации, позитивные и негативные оценки тех или иных книг и литературных героев будут приняты ребенком. Помимо этого, сама библиотека для очень многих является проводником новых технологий, которые позволяют идти в ногу со временем, и порой это - единственный путь для подростка войти в мировое информационное пространство.