Поэтическое слово на уроке истории.

Н.М. Новичкова

канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики

Ульяновского гос. пед. университета,

учитель истории

 

Как щедра матушка История на великие нравственные образцы! Живут в ней красивые человеческие мысли, поступки, отношения.

Богата поэтическая кладовая своим ярким словом об исторических временах. И “оживает” историческое знание на уроке, когда звучит о нем поэтическое слово.

Изучение исторического знания, как знания жизни, прожитой кем-то и когда-то, невозможно без его очеловечивания. На уроке истории идет постижение культуры человеческих взаимоотношений, величия человеческого духа, обращение к человеческому поступку, восхищение исторической личностью. Раскрывать красоту Человека, красоту Жизни на уроке следует соответствующими средствами. Одним из них выступает п о э т и ч е с к о е с л о в о.

 

Как с большей любовью отнестись к древней Земле Русской? Как нежнее и горделивее выразить свое чувство к Руси? Эти строки из “Слова о погибели Земли Русской” создают целостный яркий природный образ Киевской Руси на уроке истории.

Какая малость – 4-8 поэтических строк в потоке исторических знаний на уроке? Какое богатство – поэтическое слово, произнесенное учителем искренне и проникновенно на уроке истории! Оно как солнечный луч высвечивает особо т о , что хочется передать детям. Оно созвучно душевному порыву учителя, стремящегося поделиться с детьми радостью познания, понимания, видения прекрасного в историческом знании. Оно ярко и образно для ребенка, усваивающего знание.

Мастерство, мудрость, творчество, поэтичность учителя подскажут меру использования поэтического слова. В одном случае это может быть тема урока: “И помнит вся Россия про день Бородино!...”; “Свет Отечества…”; “Поле Родины”. В другом случае поэтическое слово поможет выразить экзистенциональный смысл в проблемном задании:

“На часах замирает маятник,

Стрелки рвутся бежать обратно…” (А. Галич)

"Почему время сер. 60-х – 80-х гг. XX в. в нашей стране образно называют застойным?" Поэтическое слово незаменимо в обращении к эмоциям и чувствам ребенка при изучении конкретного исторического события.

“Память моя - пытка моя, Болью моею жгучею.

Туго в узлы скручена Память моя – пытка моя…”

“Всего полчаса отводил Гитлер на захват советских приграничных западных округов,…” – начинается урок по теме “Начало Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 гг.”. Так учитель личностным отношением к теме, ценностным отношением к человеческой памяти, предваряет устное изложение учебного материала. А при изучении блокады Ленинграда звучат строки поэта Е. Исаева из поэмы “25-й час”:

“Есть, есть он 25-й час,

Не в круглых сутках есть, а в нас,

Есть в нашей памяти о тех,

Кто под траву ушел, под снег.

Ушел за свой последний след,

Туда, где даже тени нет...

Если бы сегодня по радио в мартирологе называли имена всех погибших в блокадном Ленинграде, понадобилось бы 208 дней…”

Поэтическое слово нередко выражает личностную позицию учителя по поводу исторического события или событий, придает эмоциональную окраску историческому знанию, как это есть на вводном уроке к истории XX века.

“Наш век пройдет. Откроются архивы.

И все, что было скрыто до сих пор,

Все тайные истории извивы

Покажут миру славу и позор.

Богов иных тогда померкнут лики,

И обнажится всякая беда,

Но то, что было истинно великим,

Останется великим навсегда”

(Н. Тихонов).

Использование поэтического слова истории многоаспектно по своим педагогическим возможностям. Прежде всего поэтическое слово на уроке особым образом влияет на коммуникативную сторону урока. В коммуникативном смысле поэтическое слово нередко может исполнять роль своеобразной “коммуникативной атаки”, посредством чего внимание детей в начавшемся общении и их эмоциональный настрой мгновенно фокусируются на изучаемой проблеме. Однако наиболее ценными аспектами поэтического слова на уроке как приема обучения выступают следующие.

С общекультурной точки зрения поэтическое слово, используемое на уроке истории, есть синтез некоторого исторического знания и Прекрасного. С дидактической и методической точки зрения обращение к нему есть прием формирования эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Как методический прием поэтическое слово способствует очеловечиванию исторического знания, что согласуется с задачей гуманитаризации содержания исторического образования. В сочетании с историческим знанием поэтическое слово придает эмоциональную окраску историческому событию, человеческому поступку, произведению культуры, делает их ценностную сущность зримее.

С психологической точки зрения поэтическое слово вызывает яркие эмоциональные переживания у ребенка по поводу исторического знания (удивление, восхищение, восторг, любование, гордость). Оно способствует развитию восприимчивости к эстетическим проявлениям, становлению эмоциональной культуры. А добрые чувства, эмоциональная культура, по мысли В.А. Сухомлинского, - это средоточие человечности.

Поэтическое слово на уроке позволяет ребенку проживать эмоционально некоторые человеческие отношения из исторического события, что опосредовано приобщает учащегося к жизненному опыту других людей, развивает личный эмоционально-ценностный опыт самого ребенка. В этом смысле поэтическое слово выступает средством педагогизации исторического знания на уроке истории.

С точки зрения личностного развития ребенка, поэтическое слово способствует формированию новообразований в его эмоционально-ценностной сфере (восприимчивость к прекрасному; критическое мышление в эстетическом видении: удивление и восхищение прекрасным, неприятие безобразного, уродливого; элементы ценностного сознания; эстетические эмоции и чувства; элементы эмоциональной культуры). В немалой степени поэтическое слово влияет на формирование духовных сил ребенка, способствуя, прежде всего формированию человечных отношений ребенка к изучаемым историческим знаниям (через “чувствование”).

Определенные трудности в подборе поэтической зарисовки к конкретному историческому знанию существуют. Но богатая отечественная и мировая поэзия щедро раскрывают для учителя свои страницы. У большинства поэтов, являющихся современниками какой-либо исторической эпохи, мы находим поэтические осмысления различных исторических событий, деятельности исторических личностей и т.д. Так, к примеру, в стихотворении А. Блока “XIX век”, достаточно точно подмечены социально-экономические черты XIX века в жизни общества. Стихотворение В. Высоцкого “Третье отделение” рисует социально-политическую обстановку в России при Николае I, и т.д. и т.п. Незаменима поэзия великого А.С. Пушкина, который в широком диапазоне представляет исторические события нашего Отечества.

Итак, поэтическое слово при изучении исторического знания в школе обеспечивает единство познавательного и эмоционального освоения мира ребенка, способствует развитию духовных сил ребенка.