Поэзия и музыка

в системе обучения в Средневековой Руси

 

З.М. Гусейнова

доктор искусствоведения,

профессор Государственной. СПб Консерватории

им. Римского-Корсакова

 

Традиционное профессиональное искусство Средневековой Руси XI - XVII веков существовало исключительно как вокальное (унисонное или октавное, предназначенное для мужского хора), соединявшее в себе два важнейших вида искусства – поэтическое и музыкальное. Русские певческие рукописи этого периода сохранили до нашего времени тысячи песнопений, различающихся по содержанию, тексту, мелодическому звучанию, открывающие богатство художественного мышления средневековых мастеров. Созданные по законам искусства канонического типа, то есть строго регламентированного в приемах и художественных средствах, музыкальные произведения, тем не менее, позволяют нам говорить о способах проявления авторского творчества в течение всего времени существования традиционного певческого искусства - как в поэзии, так и мелодии.

Большинство текстов, лежащих в основе средневековых русских песнопений, было привнесено после принятия христианства в X веке и очень быстро переведено на русский язык. Но они не оставались неизменными на протяжении столетий, а подвергались редактированию, методы которого проявлялись в замене фрагментов текста (от отдельных слов до целых фраз) и целью которого было желание добиться максимальной выразительности раскрываемого смысла. Наряду с редактированием, значительное место в деятельности мастеропевцев было создание произведений для служб канонизированным русским святым; в разное время это коснулось служб Феодосию Печерскому, Ефросинье Полоцкой, князьям Борису и Глебу и др. Драматические эпизоды их жизни, записанные в Житиях святых, становились благодатной почвой для создания поэтических текстов песнопений. Обучение, базирующееся на принципах канонического искусства, предполагало создание текстов не произвольно, а по определенным моделям, когда новый текст в той или иной мере следовал утвердившемуся образцу. Сравним, например, начала стихир (1) русским святым - князьям Борису и Глебу (ум. в 1015) и Петру, митрополиту московскому (1308-1326) (2):

 

Стихира Борису и Глебу

 

Кыми похвальными веньцы

Венчаем певаемая,

Разделеная телесьма

И совокупленая душею.(3)

 

Стихира Петру митрополиту

 

Кыми похвальными веньцы

Увязем святителя.

Иже плотию в Руси суща

И духовно всем достизающа. (4)

 

 

  Обе стихиры не только начинаются одинаково, но и далее следуют определенной поэтической модели, то есть повторяют устойчивые поэтические обороты, сохраняют структуру, выдерживают систему акцентов.

Своеобразной системой перифраз традиционных христианских сюжетов становятся тексты создаваемых стихов покаянных. Они воспроизводят событийный ряд в достаточно свободной поэтической форме, соединяющей черты христианской и фольклорной поэзии, как, например, в стихе “Плакася Адам”:

Плакася Адам,

пред раем седя:

“Раю мой, раю,

Прекрасный мой раю”.

 

Два принципа создания поэтических текстов – по образцу и как самостоятельное произведение - нашли продолжение в создании мелодических распевов. Часть музыкальных произведений создавалась посредством небольшого изменения стабильного, постоянного напева, заученного певчими с самого начала именно как “мелодической модели”. Исполнение по такому образцу называлось “пением на подобен” и касалось оно, как правило, произведений несложных, будничных. Произведения же торжественные, праздничные, отличающиеся особой мелодической пышностью, обладали самостоятельными напевами, создававшимися специально для данных поэтических текстов. Но и в этих случаях новые распевы использовали устойчивые, привычные средства музыкальной выразительности, дополняемые в целом ряде случаев интонациями народных песен (так же, как поэтические средства в стихах покаянных соединяли в свободном сплетении устойчивые церковные и фольклорные мотивы). Таким образом, целью обучения певчих было не только преподать им умение правильно петь по нотам (крюкам), но и научить творить – в рамках устоявшихся принципов и по строгим правилам.

 

 

1.     Стихира – в русском церковном искусстве небольшое, самостоятельное, законченное по форме песнопение, посвященное какому-либо лицу или событию христианской истории.

2.     Тексты приводятся по изданию: Серегина Н.С. Песнопения русским святым. - СПб., 1994, с. 310-311 и 388-389.

3. “Какими похвальными венцами

Венчаем воспеваемых!

Розно страдания принявшие,

Но соединенные душею”.

 

4. “Какими похвальными венцами

Венчаем святителя!

Он плотью в Руси существует

И духовно всех достигает”.