Взаимодействие театра и школы

(разработка и реализация программы)

О.А. Лапина

ген. директор СПб Центра “Театр и школа”,

канд. пед. наук, преп. кафедры этики и эстетики

Рос. Гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена

Театр. Театр – вечно юный и добрый, загадочный и неповторимый.

Театр в состоянии выявить и подчеркнуть индивидуальность, неповторимость, единственность человеческой личности, независимо от того, где эта личность находится – на сцене или в зале.

Осмыслить мир, увязывая прошлое, настоящее и будущее в целостный опыт человечества и каждого человека, установить закономерности бытия и предвидеть грядущее, ответить на вечные вопросы: “Кто мы?”, “Зачем и для чего живем на Земле?” – всегда пытался театр.

Драматург, режиссер, актер говорят зрителю со сцены: “Вот как мы это ощущаем, как чувствуем, как мыслим. Объединись с нами, воспринимай, думай, сопереживай – и ты поймешь, что такое на самом деле жизнь, которая окружает тебя, что ты есть на самом деле и каким ты можешь и должен стать”.

В современной педагогике возможности школьного театра трудно переоценить. Этот вид учебной деятельности широко и плодотворно использовался в школьной практике прошлых эпох, известен как жанр от Средневековья до Нового времени. Театр может быть и уроком, и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и “другим”, перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Иными словами, театральная деятельность – путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа.

Школьный театр способствовал решению целого ряда учебных задач: обучение живой разговорной речи; приобретение известной свободы в обращении; “приучение выступать перед обществом в качестве ораторов, проповедников”. Школьный театр был “театром пользы и дела и только попутно с этим - театром удовольствия и развлечения”.

В 20-х годах XVIII века возник школьный театр в Петербурге, в школе Феофана Прокоповича, который пишет о значении театра в школе с ее строгими правилами поведения и суровым режимом интерната: “Комедии услаждают молодых человек житие стужительное и заключению пленническому подобное”.

Таким образом, школьный театр как особая проблема имеет свою собственную историю в отечественной и зарубежной педагогической мысли и практике.

Творческая группа, включающая в себя преподавателей вузов (РГПУ им. Герцена, факультет философии человека; Санкт-Петербургская Государственная Академия театрального искусства; Российский институт истории искусств), руководителей школьных театров, профессиональных актеров и режиссеров, разработала проект Санкт-Петербургского Центра “Театр и школа”, целью создания которого является:

взаимодействие театра и школы, реализуемое путем органичного включения театральной деятельности в учебный процесс школ города;

включение в творческий процесс детей и учителей, формирование школьных театральных коллективов и их репертуара с учетом возрастных особенностей участников, а также содержания учебного процесса;

взаимодействие профессиональных театров со школами, разработка театральных абонементов, ориентированных на учебный процесс.

Уникальность нашего проекта заключается в том, что впервые предпринята попытка объединить усилия всех творческих организаций и частных лиц, занимающихся школьным театральным творчеством.

Деятельность нашего Центра развивается по нескольким направлениям:

1. Школьное театральное творчество.

На сегодняшний день собрана информация о 97 школьных театрах нашего города, в том числе говорящих на немецком, английском, французском, испанском языках. Собранная информация позволяет говорить о том, что школьные театры условно можно разделить на три группы.

Первая, самая многочисленная из них, это школьные театральные кружки, как правило, руководимые преподавателями литературы, истории, математики и пр.

Такие коллективы могут существовать достаточно долго, объединенные любовью к театру и верой в своего лидера. Кроме того, в школьном театре ученики получают то общение, которого им так не хватает в обыденной жизни.

Когда в школе появляется профессиональный актер или режиссер, возникает направление, которое можно обозначить термином “предпрофессиональная подготовка”, ибо основной акцент делается на то, чтобы создать коллектив по законам “взрослого” театрального искусства. В данном случае, опасность заключается в том, что порой специалисты начинают самоутверждаться и самореализовываться, не всегда учитывая возрастные психологические особенности детей.

И, наконец, очень небольшая группа педагогов-режиссеров понимают, что такое театр в школе. Это руководители, сочетающие в себе режиссерский дар, любовь к детям и организаторский талант. Именно у них родилась идея – подарить театр каждому ребенку, включив урок театра как дисциплину в учебный процесс школы.

Наряду с изучением опыта действующих школьных театров разрабатываются новые авторские программы уроков по театру.

Одна из них – экспериментальная программа “Театральная педагогика в школе”, автором которой является профессиональный режиссер, член Правления нашего Центра Евгений Георгиевич Сердаков.

2. Взаимодействие с профессиональными театрами

Наш Центр провел акцию “Актерская Кампания”, театральные абонементы, музыкальные и художественные программы которой связаны напрямую с содержанием учебного процесса. Например, литературный абонемент “Петербургские строфы”, моно-спектакли по произведениям А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, В.В. Набокова; музыкально-поэтические программы, посвященные творчеству поэтов Серебряного века, цикл “Литературные дороги старой Европы” для старшеклассников, изучающих курс мировой художественной культуры.

3. Международные проекты

В 1999 году наш Центр становится действительным членом “Юнитарт” - “Искусство и дети” – это сеть учреждений Европы, работающих для детей и с детьми, ее главный офис расположен в Амстердаме (Нидерланды).

Наш Центр разработал образовательно-просветительский долгосрочный проект “Европейское школьное театральное творчество”, основными идеями которого являются:

взаимодействие европейских культур на грани тысячелетий через школьное театральное творчество;

изучение языка, литературы, культуры других народов средствами театра в рамках школьной программы.

Проект был поддержан Генеральной Ассамблеей “Юнитарт” в Амстердаме (27-31 октября 1999 года).

Мы получили предложения о партнерстве от коллег из Бельгии, Франции, Италии, Финляндии, Испании и Англии. 16-23 мая 2000 года состоится Международный Конгресс “Юнитарт” в Болонье (Италия). Мы приглашены в рабочие группы по бельгийскому и французскому проектам. Особенно европейских коллег заинтересовали образовательные программы и спектакли школьных театров нашего города на английском, немецком, французском, испанском языках.

Мы убеждены в том, что в большом европейском Доме нам будет интересно и уютно.