История музыкального образования

как предмет педагогической рефлексии: антропологический подход

 

Г.А. Праслова

канд. пед. наук, ведущий специалист отдела

образовательных стандартов и программ

учебно-методического управления

Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена

 

История музыкального образования насчитывает многие столетия: представления о его сущности, целях, задачах, принципах организации относятся еще к эпохе античности. Однако центрация внимания в его осмыслении до недавнего времени осуществлялась на аксиологических проблемах. На пороге XXI века в ряду общечеловеческих ценностей выдвигается сам человек, что является основой для привнесения антропологического знания в исследование педагогических событий прошлого, и, в частности, истории музыкального образования, рассмотрения его с точки зрения обеспечения реализации сущностных сил человека.

В рамках антропологического подхода к исследованию истории музыкального образования проблема приращения педагогического знания прежде всего соотносится с познанием самого человека, с открытием закономерностей его развития не только как социально-индивидуального существа, но и как “человека музыкального”.

Смысл музыкального образования как явления в становлении человека, рассмотрение истории музыкального образования в контексте процесса “нарастания” человеческой индивидуальности – в этом видится основной вопрос заявленного подхода к его исследованию.

Представление о музыкальном образовании как особой практике развития человека, не сводимой к обучению, зарождается в условиях романтической философии и эстетики, когда формировалась новая система ценностей, в основе которой лежало признание Искусства как совершенной формы познания мира и человека.

Признание специфики музыкального образования и несоответствия традиционных форм обучения потребностям развития творческой личности в процессе музыкального образования в середине XIX века привело к парадоксальному выводу о “естественном развитии” музыканта, согласно которому “все усилия педагогики или бесполезны, раз в ученике нет таланта, или излишни, если таковой талант существует, ибо талант и без педагогической культуры разовьется до степени, ему доступной” (1).

Такой подход к музыкальному образованию явился своеобразной ответной реакцией на абсолютизацию технологической стороны процесса постижения музыки человеком. И только концептуальная разработка проблем музыкального образования, начавшаяся во второй половине XIX века, у истоков которой стоял видный отечественный педагог-музыкант Владимир Федорович Одоевский (1804-1869), дала возможность выйти на новый уровень педагогической рефлексии музыкального образования и осознать его в единстве и взаимодополнении творческого, исполнительского и музыковедческого аспектов, интегрирующего в себе искусство и науку, прекрасное и познавательное, творчество и ремесло, интеллектуальное и эмоциональное начало.

Рассмотрение истории музыкального образования в контексте антропологического подхода к его осмыслению свидетельствует о том, что духовное развитие человека в процессе его общения с музыкой оказывается связанным со становлением трех сфер человеческой психики - рациональной (интеллектуально-практической), эмоциональной (мотивационно-ценностной) и волевой (нравственно-практической).

Антропологический подход к истории музыкального образования видится важным для музыкального образования на современном этапе, так как включает в актуальное поле смысла образования цели и координаты опыта самосозидания человека, подчас не учитываемые в его содержании.

 

1. Гутор В.П. В ожидании реформы. Мысли о задачах музыкального образования. – С.-Петербург, 1891. – С. 24