ПРИОБЩЕНИЕ К МУЗЫКЕ КАК ТВОРЧЕСТВО

 

М.Ш. Бонфельд

член Союза композиторов России,

доктор искусствоведения, профессор,

зав. кафедрой теории и истории музыки

Вологодского гос. пед. университета

г. Вологда.

 

Понимание музыки - сложный процесс. Ее восприятие - лишь предпосылка этого процесса.  Но только предпосылкой процесс понимания музыки никак не может быть ограничен.

В качестве предварительной аксиомы можно полагать, что понимание музыки присуще и композитору, и исполнителю, и слушателю, и музыковеду-критику, преподавателю, лектору. Бесспорным представляется, однако, и тот факт, что каждый раз речь идет о разных уровнях понимания музыки, причем, разных не только глубиной постижения, но и самим характером проникновения в ее глубины.

Смысл художественного текста, по определению, неисчерпаем (1), и потому понимание его тоже никогда не становится исчерпывающе полным - даже композитор, создавший данное сочинение, бывает изумлен и восхищен тем неожиданным его прочтением, которое предлагает выдающийся исполнитель.

Таким образом, глубина постижения музыкального (как и всякого художественного) текста не имеет предела. Есть ли, однако, предел тому минимуму глубины, за которым вообще нельзя говорить о понимании. Разговор о таком минимуме потребует перехода с “количественного” на “качественный” уровень - ибо этот минимум прежде всего зависит от характера и интенсивности впечатления от музыкального произведения.

В частности, можно допустить, что если такое впечатление может быть охарактеризовано как наслаждение, т.е. как мощная положительная эмоция, имеющая много общего с ощущением радости, связанная с эффектом катарсиса (по Л.С. Выготскому - непременного компонента восприятия художественного текста), то независимо от наличия других факторов - можно говорить и об определенном уровне понимания.

Приняв за основу наличие наслаждения в качестве обязательного фактора понимания музыки, попробуем наметить стадии, по которым развивается этот процесс. Изначально необходимо отграничить те уровни понимания, которые исключаются для тех слушателей, которые, не владея нотной грамотой, в состоянии воспринимать музыку только на слух и в процессе ее реального звучания. В этом случае процесс восприятия и постижения музыкального произведения будет протекать преимущественно на правополушарной основе, т.е. на основе комплексного, симультанного, образно–эмо­ционального слышания, в котором элементы дифференцирования будут нарастать лишь по мере включения левополушарного интеллекта.

Наименее дифференцированным будет этот процесс, если он может быть описан как пребывание. Слушатель “пребывает” в звучащей ткани, погружается в нее, само это звучание пробуждает его собственное континуальное мышление (2), и, минуя стадию осознанности, дает возможность приобщения к континуальной мысли, заключенной в художественном творении.

Следующую стадию можно охарактеризовать как созерцание. Восприятие не ограничивается неосознаваемым “пребыванием” в звучащей атмосфере, но в состоянии, пусть и в самом общем виде, проникнуть в музыкальный текст, усмотреть в нем некие компоненты структуры, фактуры, выделить семантически и континуально “сгущенные” области, отделить их от “разреженных”.

Еще более осознанный тип слияния с континуальной мыслью, заложенной в музыкальном произведении, представляет собой переживание. Такой тип понимания характеризует слушателей с опытом посещения концертов, имеющих какие-то сведения из сферы музыкального искусства, представление об авторе, о его эпохе, о неких импульсах, связанных с созданием данного конкретного сочинения, и т.п.

Постижение музыкального смысла музыкантами - профессионалами или любителями - характеризуют иные этапы, которые связаны с речевым, логическим левополушарным мышлением. Здесь также выделяются три стадии приобщения.

Первая стадия - слежение: слушатель/исполнитель (реальный или воображаемый) не просто воспринимает звучащую ткань, но получает возможность визуального (мысленно-визуального) с ней контакта, чтобы осознать основные свойства произведения, его “сю­же­та” и “фабулы”.

Следующая стадия - вслушивание, когда происходит углубленное постижение музыкальной ткани - не только по горизонтали, но и по вертикали, сквозь всю толщу музыкальных пластов.

Высшая стадия - анализ - осуществляется только при мысленном или реальном собственном озвучивании музыкального текста. В этом случае широко используется привлечение иных текстов, т.е. сочинение погружается в более широкий контекст.

Если правополушарное постижение в целом характеризуется как наслаждение, то такое - левополушарное -определяется как познание.

Вся сфера понимания схематически может быть представлена так:

                                               

Всякая последующая стадия неизбежно должна включать в себя предыдущую как бы в “свернутом” виде. Разрыв между областями наслаждения и познания чреват потерей понимания художественной - самой важной составляющей музыкального текста. Понимание музыки непременно сочетается с ощущением непосредственного, целостного приобщения к музыке.

В то же время, все, что связано с правополушарной сферой понимания - с наслаждением - напрямую зависит от вовлеченности в творческий процесс. А потому - понимание, на любой его стадии, это не только восприятие, но и творчество.

 

Литература

1. См.: Бонфельд М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. М., 1991. С. 39-40.

2. О континуальном мышлении как непременном свойстве всякого художественного мышления см.: Бонфельд М.Ш. Цит. изд., с.55-66.