Изобразительное искусство и воспитание творческой личности

Ю.Н. Михайлова

Заместитель директора Первой университетской гимназии

по отделению искусствоведения,

Учитель изобразительного искусства высшей кв. категории

г. Великий Новгород

Формирование художественно развитой личности, восприимчивой к различным областям культуры, в Первой университетской гимназии имени академика В.В.Сороки в Великом Новгороде осуществляется прежде всего в учебно-познавательной деятельности.

Гимназия не ставит перед собой узкоспециализированных задач художественной школы, а значит, и зачисление в гимназисты ведется на конкурсной основе из числа всех желающих учиться. И хотя идея гармонизации, восходящая к педагогической традиции старинных русских гимназий, не дает приоритета ни естественным, ни точным, ни гуманитарным наукам, особое место в нашем учебном заведении отведено предметам, играющим большую роль в развитии когнитивных способностей и мировоззрения (математике, физике, химии и др.). Необходимость всестороннего развития личности гимназиста с учетом высокой познавательной активности повлекла за собой введение предметов, отражающих специфику отделения искусствоведения, а значит и создание образовательной области “искусствоведение” в рамках учебного плана гимназии и создание Творческого союза, объединяющего урочную и внеурочную деятельность гимназистов отделения искусствоведения.

Создание Творческого союза – это комплексный подход к воспитательному процессу на отделении искусствоведения в гимназии – единство программ образовательной области “искусствоведение”, в рамках базового и дополнительного образования (учебные курсы: история искусства, дизайн, рисунок и живопись, анатомия для художников, анималистический рисунок, техника ИЗО, культура страны, зарубежная литература, этика речевого общения и др.), и воспитательного процесса, что дает возможность создать наиболее благоприятные условия для развития творческих способностей учащихся и формирования культуры личности.

Программа Творческого союза основана на идее объединения творческого потенциала учащихся гимназии, студентов НовГУ, выпускников отделения искусствоведения, педагогов гимназии и специалистов НовГУ.

Наша задача в том, чтобы в русле преподавания предметов художественно-эстетического цикла создать атмосферу творчества, организовывать, направлять и корректировать учебно-творческую деятельность гимназистов, при этом быть тактичными, внимательными ко всем самостоятельным мыслям учащихся и, вместе с тем, принципиальными к проявлению безвкусицы и пошлости, бессмысленному подражательству.

Характер учебных заданий и коллективных творческих дел в гимназии способствуют развитию интереса к творчеству, увлеченности и активности, повышают интерес к самостоятельному поиску и самовыражению. Программа деятельности Творческого союза предполагает последовательную деятельность в рамках образовательных блоков (своего рода алгоритм организации учебно-воспитательного процесса):

1. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ (духовно-эстетическое обогащение, нравственное воспитание, повышение исследовательской культуры учащихся):

экскурсии, встречи с преподавателями культуры и творческой интеллигенцией, посещение выставочных залов, научно-исследовательская деятельность.

2. ТВОРЧЕСТВО (непосредственно творческая деятельность, развитие творческих сил и способностей):

деятельность творческих мастерских “Технология масляной живописи”, “Технология работы акварелью”, “Живопись пастелью и мелками”, “Дизайн, как метод проектирования предметной среды человека”; пленэрная деятельность; Летняя экологическая школа; проекты конкурсов.

3. АРТ-ГАЛЕРЕЯ (расширение художественного пространства гимназии, трансляция детского творчества):

организация собственных выставок; участие в выставках и конкурсах различного ранга; создание гимназической галереи искусств; издательская деятельность (иллюстрация сборников стихов, проспекты выставок, коммерческие проекты); ведение летописи учебного заведения (фото и видео).

Деятельность Творческого союза основывается на добровольных демократических отношениях с коллективом управления, осуществляемой через ученический совет и экспертный совет. Экспертный совет состоит из педагогов, специалистов и студентов НовГУ, выполняющих роль консультантов и координаторов творческих процессов. Ученический совет состоит из талантливых гимназистов, действующих в направлениях: компьютерное обеспечение, техническое оснащение и творческая лаборатория. Деятельность советов регламентирована действующими положениями.

Программа Творческого союза строится с учетом следующих принципов:

свободное творческое самоопределение (ориентация не столько на результат творческого поиска, сколько на сам процесс творчества);

интеграция образовательных программ и воспитательного процесса (единство урочной и внеурочной деятельности учащихся);

демократизация и гуманизация жизнедеятельности коллектива (сотрудничество с другими людьми, группами, студиями); личностная ориентация (расширение системы творческих мастерских по потребностям членов Творческого союза с целью дальнейшего творческого самоопределения);

непрерывность образования.

Проблема совмещения учебного рисования с творческим подходом к изобразительной деятельности на всех этапах обучения – одна из важнейших. Выработанные критерии эффективности воспитательной системы и результаты деятельности Творческого союза на протяжении нескольких лет позволяют педагогам создавать такую художественно-эстетическую систему развития личности, которая способна вывести ученика из состояния “автоматического” обучения, выйти за рамки “похоже” или “непохоже”, “правильно” или “неправильно”. Решение основных задач Творческого союза дает возможность учащимся нахождения своего места в культурном пространстве:

Художник-профессионал

Художник-любитель

Грамотный зритель

Ранняя профильная дифференциация дает положительный результат, так как больше 70% выпускников отделения искусствоведения гимназии связали свое будущее с художественным творчеством, а будущие юристы, экономисты, врачи и педагоги приобрели ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, стали глубже понимать и ценить искусство.