Изобразительная деятельность

и развитие творческих способностей личности

 

А.А. Максимова

методист по изобразительной деятельности

РМК УО Ломоносовского района

Ленинградской области

“Воспитание способности вносить во всякий труд творческое начало останется одним из краеугольных камней педагогики. Если потребность в творческом труде не станет неотъемлемым свойством личности, то в условиях общего достатка и прогрессирующего сокращения рабочего дня человеку будет грозить пресыщение, опустошение, паралич духа”.

Даниил Андреев “Роза мира”

Изобразительная деятельность человека формирует способности к творчеству, проявление инициативы, самодеятельности, эмоциональной отзывчивости, а такие качества нужны каждому человеку, чем бы он не занимался, какую бы профессию в жизни он ни выбрал.

Современная человеческая история, по образному выражению Герберта Уэллса, все более становится соревнованием между воспитанием и катастрофой. Глубинную суть этого высказывания в полной мере ощущаем в настоящее время. В системе образования и воспитания каждого человека в нашей стране есть предмет – изобразительное искусство. Это один из самых необходимых предметов для развития качественных сторон личности.

Чем характеризуется эстетический облик личности, воспитанной, в том числе, и средствами изобразительного искусства ?

Высоко развитый вкус.

Развитие потребности художественных впечатлений.

Знание и понимание искусств прошлого и их памятников.

Органическая потребность художественного творчества.

Счастливое чувство восхищения перед явлениями прекрасного.

Чем характеризуется нравственный облик человека, воспитанного, в том числе, и средствами изобразительного искусства?

Деятельная доброта к окружающим.

Способность к состраданию, сочувствию, сотворчеству, взаимопомощи.

Чувство единства всего общечеловеческого.

Чем характеризуется умственный облик человека, развивающегося, в том числе, и средствами изобразительного искусства?

Растущая жажда знаний.

Эрудиция.

Самостоятельное мышление.

Интеллектуальная независимость.

Жажда творчества во всей жизни.

Все это приобретает человек, если рядом с ним от первых до последних его дней присутствует в разных его проявлениях изобразительное искусство. Сама изобразительная деятельность в воспитании, развитии ребенка как личности имеет огромнейшее значение. Творческие способности заложены в человеке от природы.

Главная суть в том, чтобы условия жизни, наличие воли дали возможность развиваться тем способностям, которые заложены природой в данном человеке.

Успешная изобразительная деятельность осуществляется в нашей системе образования при наличии квалифицированных педагогических кадров и материальной базы для творческой работы.

К ведущим свойствам художественных способностей, необходимых для развития творческой личности относятся:

Художественное воображение и мышление, обеспечивающее отбор главного, конкретного для создания образа и оригинальной композиции.

Зрительная память, способствующая созданию ярких образов, помогающая успешной трансформации их в художественный образ.

Эмоциональное отношение (особенно развитые эстетические чувства к воспринимаемому и изображаемому явлению).

Волевые свойства личности художника, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов.

Продуктивная работа воображения, мышления, зрительной памяти, эмоционального и волевого настроя имеют первостепенное значение на всех этапах развития творческих способностей личности.

Далее, на примерах истории и личного сорокалетнего педагогического опыта работы в области изобразительной деятельности с учащимися от 6 лет и до пенсионного возраста разберем развитие творческих способностей личности. Воспитание и образование осуществлялось и осуществляется путем интеграции всех видов изобразительной деятельности с литературой, музыкой, театром, краеведением, историей, природоведением, экологией. Разработана авторская программа, которая предусматривает развитие, и образование в области изобразительной деятельности с 6 лети до 15 (подготовительная группа ДОУ, 1-8 классы).

Дошкольный период

Историей педагогики доказано, что чем раньше начинается развитие творческих способностей, тем быстрее развиваются природные задатки и более легким становится выбор профессии в жизни.

В начальной стадии развития творческих способностей (в детском саду) средствами изобразительного искусства является развитие эмоционально-образного мышления.

Начальная школа

Второй этап развития художественно-творческого воображения, мышления обеспечивает отбор главного, существенного и характерного в явлениях действительности, создание оригинальной композиции, развитие зрительной памяти, развитие волевых свойств личности юного художника.

Неполная средняя школа

Третий этап развития творческих способностей, 5-9 классы.

На данном этапе идет углубленное изучение всего, что заложено природой и предыдущими этапами обучения.

Выше названные свойства художественных способностей успешно совершенствуются при развитии зрительного анализатора, обеспечивающего в процессе работы восприятие пропорций, пространственных отношений, ритма, цвета, гармоничности тона, движения, оригинальности создания образа. Отсутствие необходимых знаний, недостаточно развитое творческое воображение, мышление, зрительная память в этом возрасте, особенно с 6 по 8 класс, и являются главными причинами угасания интереса к изобразительному искусству для людей с небольшими от природы способностями в области искусства. В этом возрасте большинство людей прекращает рисовать. И только те, у кого остается большое желание, продолжают свое художественное развитие.

Развитие творческих способностей в дальнейшем совершенствовании человека после школы зависит от самого человека, от его желания и трудолюбия. В течение 40 лет педагогической работы видела, как молодые люди из-за сложившейся ситуации в жизни не могли получить художественно-творческое развитие и образование, но как только условия складывались благоприятно, творчество активно росло. Становятся прекрасными учителями изобразительного искусства учителя других специальностей, которые занимались на курсах в институте развития образования.

В любом возрасте, если человек проявляет склонность к изобразительной деятельности, это является показателем, пробуждающим его природные способности к художественному мастерству. И совершенно справедливо указывал Б.В. Иогансон, что способности человека ждут только толчка, чтобы человек ясно почувствовал свое призвание.