Разработка и апробация новых образовательных технологий в авторском курсе

“Духовные основы жизни и изобразительное искусство”

Б.П. Коваленко

канд. техн. наук., доцент

Гос. Морской Академии им. адм. С.О. Макарова

Предс. комиссии Истории цивилизации и ноосферы

Русского Географического общества

Н. А. Фролова

Зав. метод. кабинетом ИВЭСЭП,

действительный член комиссии

Истории цивилизации и ноосферы РГО

 

В XX столетии техника произвела настоящую революцию как в области промышленного производства, так и в быту. Казалось бы, эти перемены должны вывести людей на невиданные духовные высоты. Однако человек в нравственном отношении лучше не стал. Более того, с ростом материально-технического прогресса отмечается явная тенденция духовной деградации. Можно сделать крайне тревожный вывод: техника и технологии прогрессируют, а человечество нравственно деградирует, и чтобы оно могло сохранить себя как вид, надо создать нового человека. Обучать его необходимо не только с прикладной целью – обеспечения материально существования, но и – прежде всего – воспитывать духовно. Последняя задача намного сложнее первой.

Итак, образование человека представляет собой сложный процесс. С одной стороны – обучение профессии: необходимо вложить в голову обучаемого некую сумму знаний, информации, развить интеллектуальные способности, обеспечивающие вмещение, обработку, хранение и использование полученных знаний. С другой стороны – нравственное воспитание, ибо самый чудовищный результат образования – это хороший специалист, не отягощенный совестью. Ничего нет опаснее образованного, но безнравственного человека, будь то юрист, политик или врач.

Таким образом, обучение в новой парадигме образования выдвигает на передний план задачу формирования человека нового типа: с хорошей профессиональной подготовкой и с высокими нравственными принципами.

Обучить нравственности так, как учат физике или математике, нельзя. В процессе обучения в школе, институте духовные ценности напрямую передать невозможно, их надо пережить, прочувствовать, чтобы стали они органичной составляющей души человека.

Существуют два способа воспитания души: религия и искусство. Именно они являются носителями нравственного начала и обращены к человеку в целом. Но в современном обществе, в котором институт веры в большой степени утратил свое значение, главную роль должно сыграть искусство, воплотившее в художественной форме нравственные ценности. Истинное искусство всегда воплощает в себе категории добра и именно поэтому искусство – носитель духовности.

Мировые художественные шедевры, выдающиеся произведения живописи, музыки, художественной литературы являются мощным аккумулятором, кладезем духовности. Этот огромный духовный капитал должен быть выведен из пассивного состояния и переведен в активное, он должен работать на гуманизацию человеческого общества и отдельно взятого человека. Искусство должно “работать” в системе образования. Но для этого необходимо вскрыть его огромный потенциал, как был вскрыт потенциал ядерной энергии. Искусство надо поставить на службу совершенствования души человека, оно должно прийти в детский сад, школу, институт. Как необходимо для физического развития человека предоставлять полноценное питание, так и душе надо помогать формироваться - наполнять ее Красотой и Светом. “Наполнять глаз Красотой, дух – высотой, а ум заставлять трудиться,” - так говорил великий художник и мыслитель Н.К. Рерих.

Суггестивная, внушающая функция искусства позволяет осуществлять воспитательный процесс. Итак, с помощью истинного искусства, которое обладает очень важным свойством – внушением, через чувства происходит влияние на формирование нравственности. Общечеловеческие нравственные ценности, пережитые и прочувствованные человеком, помимо его воли, оставляют след в подсознании. Внушение через искусство происходит как бы незаметно. Воздействие не на уровне сознания, как при овладении точными науками, а воздействие на подсознание и сверхсознание, через эмоциональную сферу человека – таков путь привития нравственных принципов.

Воспитательный, возвышающий потенциал искусства максимально задействован в разработанном Комиссией Истории цивилизаций и ноосферы авторском курсе “Духовные основы жизни и изобразительное искусство”.

Методической основой данного курса является нравственная регуляция средствами искусства, которая положена в основу новой учебной дисциплины с целью усиления воспитательного воздействия искусства на аудиторию. Аудитория в свою очередь эмоционально вовлекается в учебный процесс, а усиление эмоционального воздействия достигается суммарным суггестивным и кумулятивным эффектом, вызванным всем композиционным построением занятия, которое развивается строго в соответствии с методикой. Ведущие – это и авторы, и сценаристы, и исполнители, которые представляют аудитории некое “театрализованное действо” с использованием литературного текста, музыки и изобразительного искусства. Мы называем это действо “литературно-музыкальной композицией.” Влияние на аудиторию происходит именно самим искусством, а не разговором о нем, не абстрактными категориями, которыми пользуются в лекциях литературоведы и искусствоведы.

В наших композициях работает само искусство: звучат живые голоса исполнителей, используется живопись в виде слайдов, и сопровождает этот рассказ прекрасно подобранная музыка, соответствующая содержанию и характеру повествования. Это может быть старинная, классическая, этнографическая, религиозная музыка, в зависимости от характера изложения.

Музыка, текст и слайды (150-200 слайдов) тщательно подобраны и строго синхронизированы, музыка записана на магнитофонную ленту.

В основу авторского курса легли созданные в течение 15 лет литературно-музыкальные композиции, посвященные творчеству великих художников - мыслителей: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Альбрехту Дюреру, Рембрандту ван Рейну, Николаю Ге, Николаю Рериху и др. Привлечен исторический, философский, литературный и искусствоведческий материал, относящийся к жизни и творческому наследию наиболее ярких деятелей европейского и отечественного искусства. Сделана попытка раскрыть тему духовности на материале совокупного человеческого опыта и на примере отдельных великих художников. Рассказ о творческих поисках, борьбе, любви, страданиях, взаимоотношениях с современниками и императорами, представителями духовенства и любимыми женщинами – все это помогает понять, прочувствовать и приобщиться к великой Красоте.

Таким образом, усвоение материала происходит по всем каналам восприятия: через зрение, слух и, наконец, через сердце человека. И как следствие предлагаемой методики, люди с “левополушарным уклоном”, получив подпитку искусством, наверняка станут более продуктивны в своей профессиональной деятельности. Особенно необходим этот курс тем, кто вынужден принимать ответственные социально-экономические решения. В частности, понимание мотивов поведения человека – профессиональная необходимость менеджеров. Такой курс должен стать одной из профилирующих дисциплин при их подготовке.

Курс “Духовные основы жизни и изобразительное искусство” родился как результат поиска новых образовательных технологий, позволяющих повысить эффективность воспитательного компонента в образовании.

Комиссия Истории цивилизаций и ноосферы, созданная в 1989 году при Русском Географическом обществе, считает одной из главных задач проведение просветительской деятельности в сфере культуры и искусства, в которой главный акцент делается не столько на информационную сторону, сколько на духовную и воспитательную.

Авторский курс “Духовные основы жизни и изобразительное искусство” успешно прошел апробацию в общеобразовательных и специализированных школах, гимназиях и лицеях, перед педагогами и директорами школ, в высших учебных заведениях Санкт–Петербурга и других городах России и СНГ. Широко используются выездные программы по приглашению учебных организаций Москвы, Ярославля, Одессы, Риги и др. Имеются отзывы учебных организаций, свидетельствующие о значимости и эффективности этой новой методики.