Обучение учащихся пониманию содержания

произведений изобразительного искусства

средствами художественной выразительности

 

А.С Геращенко

препод. художественно-графического отделения

социально-педагогического колледжа

г. Петрозаводск

 

Изобразительное искусство – суммарный, собирательный термин, подразумевающий целую группу искусств, в которых художественный образ основан на непосредственном изображении видимого мира – это живопись, графика, скульптура. В отличие от других “зримых” искусств (театр, кино) изобразительное искусство безмолвно и воспринимается только зрением.

Изобразительное искусство выступает как вид пространственных искусств, в которых образ развивается в пространстве и во времени. Зная особенности изобразительного искусства, учитель применяет художественный анализ в процессе ведения беседы, который и способствует развитию эстетического чувства, эмоционального чувства, эмоционального восприятия произведения искусства. При этом одной из задач урока должно стать развитие аналитических способностей школьников.

Метод художественного анализа становится основным, ибо здесь широко используются приемы расчлененного показа – анализ отдельных элементов. Одним из инструментов проникновения в художественное произведение является структурный анализ, который позволяет исследовать произведение как систему элементов, как организованное множество. Структурный анализ – это стоп-анализ, который позволяет проникнуть внутрь произведения. Таким образом, структура художественного анализа как метода эстетического воспитания определяется полнотой его включенности в триаду: художественный образ – художественный анализ – восприятие искусства. Анализ, соотнесенный со структурой художественного произведения, должен отображать следующие слои: понимание, сопереживание, эстетическое наслаждение и интерпретацию.

Специфичность художественного анализа как метода определяется тем, что картина анализируется параллельно с процессом восприятия на уроках изобразительного искусства. Разбирая то или иное произведение, педагог призван оказывать определенное воздействие на зрительное восприятие. Организуя и направляя процесс ознакомления с картиной, он обучает ученика “смотрению”. В этом смысле художественный анализ может быть охарактеризован как обучающий метод.

При проведении анализа художественного произведения педагогу важно учитывать один из законов художественного творчества и необходимое условие художественности: шедевры искусства – это органическая связь художественной формы и содержания. Содержание и форма неотделимы друг от друга как в творческом процессе, так и в завершенном произведении.

Выбор изобразительных средств, становление художественной формы зависят от особенностей жизненного материала, который положен в основу художественного произведения; от характера идейно-эстетического осмысления материала, т.е. содержания. Важно донести детям, что замысел может остаться нереализованным, если художник не найдет для него выразительной формы. Органическая слитность содержания и формы являются необходимым условием эстетического наслаждения в процессе восприятия произведения искусства.

Содержание картины раскрывается с учетом восприятия и на основе анализа идеи произведения, сюжета, персонажей. От полноты восприятия художественного содержания, которая нередко связана с красноречием учителя, зависит полнота понимания его образа как средства отражения действительности в искусстве.

В реальной ситуации рассказ учителя идет параллельно со зрительным восприятием. Как только появляется изображение, зритель начинает его изучать, поэтому на первом этапе анализа необходимо использовать непроизвольно возникающее внимание детей. Организовать их зрительное впечатление от картины. Обычным способом такой организации можно считать описание произведения частично или полностью, которое следует логике развития художественной формы изображения.

Описав изображение или сформулировав зрительное впечатление, можно переходить к следующим этапам анализа - выявлению различных сторон содержания, идеи, сюжета, стиля, изобразительных средств и т.п.

Таким образом, мы готовим учащихся к дальнейшему анализу художественного произведения, делая акцент на тех или иных особенностях выразительных компонентов.